Негативное влияние пиратства на игровую индустрию
Вот ты прочитал заголовок и уже спешишь скинуть ссылочки на исследования, где утверждается, что пиратство никак не влияет на продажи игр. Максимум, Denuvo имеет смысл использовать только первые три месяца продаж, а потом оно становится ненужным. Правда, даже авторы исследований в большинстве случаев утверждают, что метод получения и подсчёта данных неточный: либо данные используются приблизительные, либо результаты исследований базируются на том, что 99% опрашиваемых респондентов отвечали честно.
Проблема всех этих исследований в том, что они пытаются найти только прямую взаимосвязь между пиратством и продажами игр, хотя можно было бы копнуть куда глубже. Например, почему игроки недовольны практически любым игровым релизом? А причина простая...
Пиратство вызывает игровую импотенцию и повышает токсичность
Периодически на DTF вылезают посты по поводу того, что тот или иной пользователь перегорел и больше не хочет играть в игры. Открою страшную тайну, но если сидеть перед монитором нон-стоп, то затошнит очень быстро. Разумеется, мозг начнёт отторгать игры, а реакция в виде желчи на сайте не заставит себя долго ждать.
Много ли на DTF пиратов? Загляните в комментарии к этой новости - по-моему, они служат вполне неплохим индикатором.
Разумеется, было бы несправедливо обвинять в игровой импотенции только пиратство - оно и у лицушников наблюдается. Но согласитесь, что безлимитный доступ к играм, а тем более к ААА-новинкам, быстро способствует пресыщению организма.
При этом, если забрать халявный доступ к бесплатным ААА-играм, токсичность сразу попрёт наружу. Вот, к примеру, новость про Discord-канал Denuvo, который закидали говном спустя пару-тройку часов после его открытия.
Кому придёт в голову заниматься такой ерундой, как не пиратам, которые не могут получить доступ к свежим ААА-релизам уже больше года и которые мечтают о банкротстве ненавистной им конторы? Кстати, не забываем мантру, что интересных релизов давно не выходило, поэтому издатели зря только деньги тратят на защиту игр.
Пиратство способствует росту f2p-сегмента
Звучит бредово на первый взгляд. Но давайте посмотрим на проблему со стороны издателей: пиратство существует, это факт. И мы знаем, что пираты не готовы платить. Так как заставить заплатить того, кто платить не готов?
Принято считать, что пиратят только люди, у которых нет денег. На самом деле, деньги в разных объемах есть у каждого. Другое дело, что даже пару тысяч (да, на скидках, потому что курс рубля в заднице последние 10 лет) за полноценный проект выложить готовы не все (про фулл-прайс в 8-10 тысяч за полноценное издание я молчу - такие деньги в одну игру я и сам вливать не готов). Максимум, выложат сто рублей за оффлайн-активацию, и то жаба задушит.
Забавно, но эти же самые люди готовы донатить во f2p-игры, тратя там часы, дни, а то и годы своей жизни. Сам же механизм заманивания проще не придумаешь и при этом он крайне эффективный. Так ещё и встречается повсеместно.
Например, вы задумывались когда-нибудь, откуда периодически появляются новости про очередного мастера, оказавшего стоимостью 40-50 тысяч ремонт стиральной машинки/холодильника/компьютера? Причём, это не разовые случаи - такое частенько случается, просто сенсацией не становится. А себестоимость ремонта достигает дай боже 5-10% от итоговой стоимости. И самая мякотка: люди жалуются не на стоимость ремонта, а на то, что он некачественный!
Всё начинается с заманухи в виде объявления "выезд и диагностика бесплатно". Приезжает мастер и говорит: "да тут проблема с контактами. Сейчас сделаем профессиональную чистку за 500 рублей, и 90%, что всё заработает". Разумеется, на этом этапе он уже почти наверняка знает, в чём проблема, а 500 рублей вытягивает с человека, потому что это буквально копейки. Но это только первый этап. Общая стоимость услуг потихоньку растёт, хотя сами услуги копеечные. А уже с определённого порога, сумма становится немаленькой, хотя мастер все работы согласовывал предварительно с заказчиком. Деньги нужно заплатить, а результата нет. Тут-то заказчик и попадает в ловушку невозвратных затрат, так называемый эффект Конкорда.
С f2p-играми то же самое. Начинаешь играть бесплатно. Проект вроде функционирует нормально, но периодически натыкаешься то на гринд, то симпатичные скинчики других игроков (платные, разумеется). И разработчики ненавязчиво начинают предлагать задонатить, чтобы не отставать от других. Донаты всегда начинаются с маленьких сумм, чтобы не спугнуть пользователя, который не готов выложить 500-1000 рублей за полноценный продукт на распродажах, зато готов выложить несколькими транзакциями ту же сумму в игру, в которой уже провёл немало времени. Так пираты, у которых якобы нет денег на полноценные релизы, вливают игры-сервисы куда больше, чем могли бы на те же одиночные проекты. А на выходе получаем новости о том, что выручка с микротранзакций составляет большую часть доходов каких-нибудь Sony или Ubisoft.
Пиратство потенциально влияет на среднюю стоимость покупки игры
Возьмём, к примеру, Kingdom Come Deliverance. Продажи в ноябре достигли 8 миллионов копий, из которых два миллиона только за последний год. Казалось бы, хороший результат! Многие игры попросту не добираются до этого рубежа.
Но вот беда, хоть цифры продаж и большие, сама средняя стоимость покупки уже давно меньше 10 баксов. Поскольку данные по продажам на Switch издатель не предоставил, будем считать, что продажи условно 100 тысяч копий по 50$ (брать цифру продаж выше смысла не вижу т.к. сторонние проекты на Switch почти не продаются, да и скидка 60% наступила через 9 месяцев с начала продаж, поэтому для упрощения беру цену фулл-прайса). Остальные 1 900 000 копий были проданы по цене 8 баксов, что на выходе составляет 10 640 000$ после вычета прибыли плюс 3,5 млн$ за продажи версии Switch И при этом я даже не стал учитывать региональные цены.
Это всё ещё неплохая сумма для разработчиков из Восточной Европы, где зарплаты куда ниже, чем у американских коллег. Но это в три раза меньше, чем чистая прибыль с продаж за первую неделю.
Как бывший пират я купил почти все игры, которые проходил когда-то давно, будучи потребителем торрент-изданий. Другое дело, что многие из этих игр были куплены с бешеными скидками под 80-90% и сверх этого ещё и с региональными ценами. Итого средняя стоимость покупки была в районе 150-300 рублей, что не сильно делало кассу. Купил бы я эти игры дороже, если бы отсутствовала альтернатива в виде торрента?
Ответ для себя я получил в 2017 году, когда предзаказал Resident Evil VII и залетел в него на релизе. Игру, конечно, взломали через неделю, но мне было куда важнее пройти игру в первую пару дней и получить удовольствие здесь и сейчас, а не потом. Конечно, тогдашний фулл-прайс в Стиме в 2к и близко не стоит рядом с нынешними ценами, но тем не менее я внёс свой вклад в продажи, в отличие от пиратов, и отсюда вытекает следующий минус.
Пиратство абсолютно не влияет на тренды в одиночных проектах
На самом деле этот пункт схож с пунктом про f2p. Периодически появляются статьи на DTF и видео на YouTube про очередные непонятые шедевры. Провалившиеся Prey, The Evil Within 2, Sleeping Dogs, Dead Space (2023), недобравший Alien Isolation (единственный в списке, для которого будет сиквел), Wolfenstein II, Gravity Rush 2, Mankind Divided и другие хорошие игры не увидят продолжение, потому что своевременно игроки не проголосовали кошельком. Но зато в народе данные игры многими любимы. Причины провала называют разные: от неправильного маркетинга и завышенных ожиданий со стороны издателя до плохого технического состояния игры на релизе. Но не забываем, что низкий спрос на подобные проекты, выраженный в денежном эквиваленте, всего лишь создал отсутствие предложения со стороны издателей. А вот игроки в нелюбимые многими FIFA и Call of Duty, наоборот, показали издателям необходимость в дальнейшем выпуске подобных проектов. Может ли издатель опираться на запросы со стороны игроков в интернете? Конечно может, вот только спрос в интернете крайне редко коррелирует с реальным спросом и фильм Морбиус тому пример.
Не будем забывать и про другие примеры вроде крикливых Woke-активистов, представляющих меньшинства. Оказалось, что меньшинства называются меньшинствами не просто так. Более того, эти самые меньшинства оказались ещё и неплатёжеспособными, судя по многочисленным провалам фильмов и игр, ориентированных на подобную аудиторию.
На торрентах есть вирусы
"Вообще-то, нужно качать с рутрекера - там каждая раздача проверена, потому что владельцы трекера дорожат репутацией!" - Сунь Цзы, искусство войны с корпоратами.
Задумайся, кому вообще интересно следить за репутацией у халявщиков? От них в финансовом плане банально ни горячо, ни холодно. Но неужели ты думаешь, что люди, способные взломать Denuvo, не могут впихнуть в раздачу вирус/майнер, не улавливаемые антивирусником? Более того, на торрентах в комментариях достаточно написать, что при запуске программы нужно сделать исключение в списке антивирусника, чтобы он зря не ругался, и этому сразу же поверят, ведь бесплатно же!
Но плюсы есть и у торрентов: без них сложно было бы поиграть в abandon ware или игры, снятые с продаж. Другое дело, что поскольку игры не доступны к покупке, то в 99% случаев они, в общем-то и не нужны. Спрос на старые игры невелик: практически ни один сборник ремастеров за исключением GTA Trilogy или игр Sony не способен добраться даже до миллиона проданных копий.
Пропагандировать обязательную покупку лицензии не вижу смысла. Настрочил я этот текст только для того, чтобы не было иллюзий относительно безвредности пиратства для игровой индустрии. Хочешь - пирать. Не хочешь - не пирать. Но не забывай, что именно голосование деньгами за важный для тебя продукт играет роль в формировании рынка игр. Призывать покупать каждый проект по фулл-прайсу тоже не вижу смысла, так как это такая же крайность, как и пиратство всего и вся. Да и чересчур дорого это.