Ханс Рудольф «Руди» Гигер. Портретный очерк.
Ханс Руди Гигер (5 февраля 1940 - 12 мая 2014) - всемирно известный швейцарский художник. Большинство людей знают его по работе в команде спецэффектов, которая помогала создавать визуальные эффекты для оскароносного фильма ужасов "Чужой" Ридли Скотта 1979 года.
Его художественный стиль поначалу воспринимался как непристойный, но со временем он стал одной из величайших фигур послевоенной "новой волны", оказавшей глубокое влияние на поп-культуру.
Детство и юность художника
Ханс Рудольф «Руди» Гигер родился 5 февраля 1940 года в швейцарском городе Кур в семье фармацевта.
Выросший в Европе в 1940-х годах, Гигер пережил ужасы Второй мировой войны. Бомбардировки во время войны были основным источником его ранних страхов.
Я чувствовал плохое настроение, атмосферу страха, потому что мои родители тоже боялись. Свет всегда был темно-синим, чтобы самолеты не бомбили нас. Германия находится близко. Цели не всегда были хорошо обозначены. Ковровые бомбардировки иногда рассыпались над нами. Это пугало меня очень сильно.
Гигер был крайне замкнутым ребёнком и отшельником.
Родной город Гигер недолюбливал. Он называл его не иначе, как "невыносимая дыра для кого-то вроде меня".
Когда пишут о детстве художника, почти всегда упоминается настоящий человеческий череп, подаренный отцом юному мастеру. Однако, я нашёл источники, где пишут, о том, что это был макет. Так что вероятнее всего, история про настоящий череп выдумка желтушников для того, что бы напустить жути.
В детстве Гигер ужасно увлекся змеями, червями, личинками и прочими ползучими гадами. Это увлечение сочеталось с развитием его художественных способностей и, конечно, стандартным для подростков интересом к сексу.
Отец Ханса считал, что сын не прокормит себя изобразительным искусством и всячески старался проявить интерес у сына к медицине своеобразными подарками и уговаривал поступить учиться на фармацевта, однако низкие оценки и провальный экзамен по латыни убедили отца, что все его старания тщетны. Но подарок отца явно оказал своё влияние на юного Ханса, хоть и совсем иное, чем ожидал его отец.
Ханс получил католическое воспитание, что повлияло на его дальнейшее творчество. После окончания средней школы он переехал и изучал архитектуру в Цюрихском колледже прикладных искусств с 1962 по 1970 года.
Ханс - Художник
Жанровая принадлежность работ Гигера до сих пор вызывает споры. Его картины можно отнести к сюрреализму (известно, что он был поклонником Сальвадора Дали и встречался с ним лично). В отечественных источниках можно встретить информацию о том, что Гигер работал в жанре «Фантастический реализм». Иногда также его картины относят к киберпанку, но это не совсем корректно, т.к. до 1983 года не существовало даже данного термина, тогда как многие образы характерные для работ Гигера были созданы задолго до этой даты.
Свои первые картины он создавал в качестве арт-терапии, а не для широкой публики, и эта смелость отражается в его работах. В нескольких интервью он объяснял, что сейчас мы живем в мире, где металлисты, готы, блэк металлисты и любители минималистичного техно носят футболки с черепом и скрещенными костями, и существует бесчисленное множество трендов. Однако в те времена, когда он постоянно носил черное, его считали очень странным, и не было никакой связи между людьми, которым нравился такой мрачный стиль, как у него. Каждый жил в своем собственном маленьком мире и боялся. Гигер был одним из первых, кто ввел эту мрачную эстетику в поп-культуру.
Гигер начал свою карьеру с небольших рисунков тушью, затем постепенно перешел к картинам маслом. Одна из его первых крупных работ, рисунок тушью "Atomkinder", была завершена в студенческие годы. С 1966 года он создал несколько картин маслом, пока в 1972 году не открыл для себя технику аэрографа. За последующие два десятилетия он создал около 600 работ, некоторые из которых достигали нескольких метров в высоту.
Ханс использовал в работе над своими картинами аэрограф с посылом, что искусство может быть создано и с помощью механизмов. Его любовь к механизмам, и в особенности к биомеханизмам, прослеживается и в его картинах. Интересно, что бы он говорил об ИИ на фоне протестов представителей всевозможных проявлений искусства...
Гигер читал произведения Лавкрафта. Много лет спустя идеи Лавкрафта вдохновили его на дальнейшие исследования роли демонов, страха и тьмы в обществе. Один из самых известных сборников Гигера, "Некрономикон", был вдохновлен одноименной книгой Лавкрафта. Большая часть работ Гигера посвящена не только смерти и биомеханике, но и включает в себя значительное количество сексуальной символики.
В середине 1960-х годов Гигер стал все больше интересоваться трудами и теориями Зигмунда Фрейда. Следуя исследованиям Фрейда, Гигер вел дневник сновидений, который позволял ему систематизировать свои идеи и возвращаться к ним за вдохновением. Безусловно, Фрейд был бы глубоко заинтересован в сверхъестественном и откровенно сексуальном искусстве Гигера.
Первый серьезный успех пришел к Гигеру, когда Ганс Х. Кунц, совладелец знаменитого швейцарского издательства плакатов и меценат, напечатал и распространил ранние плакаты Гигера, начиная с 1969 года. Это позволило его славе распространиться по всему миру. Его альбомы, особенно "Necronomicon" и "Necronomicon II", а также частые публикации его работ в журнале Omni во многом способствовали его международной известности.
Авторский стиль Ханса Гигера отличают созданные им образы «биомеханизмов». Сам художник подчеркивал, что образы эти отчасти представляют собой нечто пугающее, взятое из ночных кошмаров, а отчасти нечто эротическое, привлекательное и даже сексуальное. Известно, что адаптация образов из «Necronomicon» для фильма «Alien» в основном сводилась к тому, чтобы сделать «монстра» менее эротичным или по крайней мере сделать его таким, чтобы он не вызывал столь откровенных сексуальных ассоциаций.
"Прикладной" Гигер
Влияние искусства Гигера ошеломляет; почти невозможно перечислить обложки альбомов, мебель, татуировки и видеоигры, которые были вдохновлены его работами. Несмотря на все это, он не был удовлетворен и часто чувствовал себя непонятым. В какой-то момент он даже выкупил некоторые свои работы. Хотя Гигер стал известен как художник, он считал себя скорее скульптором.
Творчество Гигера повлияло на дизайн уровней и персонажей во многих видеоиграх, в частности "Ecco the Dolphin", "Contra Hard Corps", "Metroid", "The Astyanax", "Scorn" и других.
Сегодня работы Гигера можно увидеть на обложках многих альбомов, включая Danzig III: How The Gods Kill Danzig, Brain Salad Surgery (Emerson Lake & Palmer), Attahk (Magma), Heartwork (Carcass), To Mega Therion (Celtic Frost), Eparistera Daimones и Melana Chasmata от Triptykon, Debbie Harry KooKoo, Atomic Playboys от Steve Stevens и Frankenchrist от Dead Kennedys, и многие другие.
Гигер спроектировал микрофонную стойку вокалиста группы Korn — Джонатана Дэвиса. В контракте было оговорено создание пяти стоек. В итоге Гигер создал три, две из которых купил Джонатан Дэвис.
Гигер также применял свой биомеханический стиль в дизайне интерьеров и получил множество заказов в этой области. В течение десятилетий он управлял "Баром Гигера" в Токио, но его реализация стала для него большим разочарованием, так как японская организация, управлявшая проектом, не дождалась его окончательного дизайна, а использовала только его грубые эскизы. В результате Гигер отдалился от токийского бара. Напротив, два других бара Гигера в Грюйере и Чуре, в его родной Швейцарии, были построены под пристальным наблюдением Гигера и точно отражают его первоначальное видение. Владельцы клуба The Limelight на Манхэттене также получили разрешение оформить VIP-зал в стиле Гигера.
Гигер занимался и дизайном мебели. Особого внимания заслуживает кресло Harkonnen Capo, которое он спроектировал для отмененной киноверсии романа "Дюна", или, по крайней мере, для той, которую должен был снимать Алехандро Ходоровски.
Гигер и Кино
Однажды Алехандро Ходоровски приехал в Испанию, чтобы попросить Дали сыграть Императора в его фильме «Dune». Тогда Дали показал ему мои работы, Ходоровски был впечатлен и подумал, что я могу сделать что-нибудь для его фильма. Итак, они мне позвонили и пригласили в Испанию. Но я прибыл слишком поздно, к тому моменту Ходоровски уже уехал. Я встретился с Дали.
Мне всегда нужен повод, чтобы куда-то поехать. Ходоровски был таким поводом, но в итоге мне удалось познакомиться с Дали. Он оказался очень приятным человеком. Два месяца спустя я отправился в Париж, чтобы навестить друга, и там я встретился с Ходоровски, который предложил мне сотрудничество.
Я нарисовал замок Харконнен для Дюны и сделал несколько слайдов. Ходоровски поехал в Штаты, но в 1975 не было денег на научно-фантастические фильмы. Думаю, фильм должен был обойтись примерно в $20 млн. Это были большие деньги.
Дэн О’Бэннон также работал на Ходоровски. После этой неудачи он вернулся в Лос-Анджелес. Тогда и был написан сценарий «Alien».
В августе 77-го мне позвонил О’Бэннон. Он спросил, не хочу ли я поработать с ним над фильмом «Alien». И я согласился. Но в этот раз я решил, что нужно сразу обсудить финансовый вопрос, потому что Ходоровски мне так никогда и не заплатил. Он даже не позвонил, чтобы извиниться и сказать, что фильма не будет.
Я начал работать над «Alien» еще до того, как Ридли Скотт появился на горизонте.
Ходоровский в итоге не снял "Dune", а Дэвид Линч закончил его работу в 1984 г., частично используя эскизы Гигера. Гигер был очень заинтересован в сотрудничестве с Линчем, поскольку в одной из своих книг он заявил, что "Eraserhead" (1977) Линча был даже ближе к реализации его художественного видения, чем его собственные идеи. Гигер видел в Линче человека, который скрывает что-то глубокое, тайну, на которую он лишь намекал в своих фильмах, но не говорил, и о которой ему нужно было с ним поговорить. Это похоже на то, что Гигер, который в свое время был более известен, чем режиссер, был своего рода одержимым фанатом Линча, который видел более глубокий смысл в его работах.
Однако у Линча было иное мнение. Позже Гигер узнал, что Дэвид Линч был расстроен, потому что считал, что они скопировали грудного младенца в "Чужом" с его монстра по имени Спайк в "Eraserhead", и он был снят точно так же, как и он. Поскольку Линч говорил, что любит Гигера, мы можем задаться вопросом, есть ли среди картин Гигера хоть одна или две, которые Линч в какой-то степени одобрил. Как публичный человек, Дэвид Линч в 1985 году не был готов прямо указать пальцем на Гигера за копирование его фильма.
Гигер создал и воплотил на экране ксеноморфа. Заброшенный инопланетный корабль и его разлагающиеся обитатели – также его работа, равно как и все инопланетные пейзажи. Участие Гигера в съемках фильма было утверждено сразу же после того, как режиссер фильма Ридли Скотт впервые увидел артбук «Некрономикон» во время визита на студию Fox. «Мне хватило лишь одного взгляда, чтобы понять, что это то, что нужно», – сказал Скотт.
Гигер наиболее известен своей работой в фильме "Alien" и даже получил "Оскар" за свою работу в составе команды визуальных эффектов. Однако в сиквелах фильма продолжали использовать его наработки, не спрашивая Гигера. Иногда его имя даже не указывалось в титрах.
Творчество Гигера часто упоминается в популярной культуре, особенно в жанрах научной фантастики и киберпанка. Уильям Гибсон, написавший ранний сценарий к фильму "Alien³", был особенно впечатлен работами Гигера. Хотя о Гигере мало говорят, у него много поклонников в Японии. Например, фильм "Токио: последний мегалополис" (оригинальное название "Teito Monogatari") был основан на эскизах Гигера.
Позже он работал над такими фильмами, как "Poltergeist II: The Other Side" и "Species", но никогда не получал такого удовольствия от процесса.
Ли Тоблер и личная жизнь Х.Р. Гигера
Гигер познакомился с Ли Тоблер в 1966 году, когда ему было 26, а ей едва исполнилось 18. Какое-то время они просто дружили, но эта дружба довольно быстро переросла в роман, продлившийся долгих девять лет. Ли стала главной музой Гигера.
Первое время оба были на мели: Тоблер только начинала свою актерскую карьеру, а Гигер печатался в подпольных самиздатовских журналах. Они жили у друзей и кочевали по домам, приговоренным к сносу. Позже художник получил небольшое наследство от дяди и смог купить дом для себя и своей возлюбленной.
Их отношения характеризовались употреблением наркотиков и беспорядочными половыми связями, что, возможно, усугубило психологические проблемы обоих. Еще один малоизвестный факт о Гигере - то, что его привлекала культура BDSM, которая в то время была частью более скрытного подпольного мира. Наркотики, садистские игры и беспорядочная сексуальная жизнь, конечно, не помогли психически неуравновешенной Ли.
Черная полоса началась в 1974 году, когда у Ли случилась тяжелая депрессия.
Ли Тоблер ушла из жизни 19 мая 1975, оборвав затяжную депрессию выстрелом в голову. Гигера пытались обвинить в доведении до самоубийства: дескать, его жуткие картины стали причиной психического расстройства Ли. Гигер написал портрет Ли с оторванной головой (Li II), привычно трансформируя в картины собственные ужасы. А после взялся за "Necronomicon".
После смерти Тоблер сам Гигер впал в глубокий кризис, его творчество приобретало все более мрачные тона. Сказать, что он сошел с ума, пожалуй, не будет преувеличением.
Что же касается первого портрета Ли (Li I), написанного Гигером еще при ее жизни, то он стал причиной серьезной ссоры между художником и его музой. "Ты сделал меня уродливой!" - возмутилась Ли и попыталась уничтожить картину, сломав рамку и порезав полотно. Гигеру удалось восстановить картину, и она в итоге стала одной из самых знаменитых его работ.
В 1979 году он женился на Миа Бонзаниго, но через полтора года они развелись. Его третьи отношения были спокойными. Гигер женился второй раз в 2006 году с Кармен Марией Шейфеле, которая является директором Музея Х.Р. Гигера.
Смерть
Ханс Руди Гигер скончался от травм, полученных при падении с лестницы, которых он так боялся при жизни, 12 мая 2014 года на 75-ом году жизни. Гигер нарисовал много картин под общей серией "Schact", но, по его признанию, свой истинный страх перед лестницами он отобразить не сумел.
Источники:
старания четны
Тщетны
Ахахаха. Спасибо уважаемые граммарнаци. Исправил)
Ох уж эти ковровые бомбардировки Швейцарии
Это прямая цитата самого Гигера. Бомбардировки действительно были. Насколько ковровые или игрушечные, не мне судить.
У тебя на фотках Genesis P-Orridge.