Как Стим стал "монополистом" в ПК гейминге
Несколько дней назад где-то была тряска о том, что "стим-это монополист" и 30% комиссия несправедлива. Мы попробуем разобраться в причинах почему стим занимает большую часть рынка ПК гейминга и откуда комиссия 30%.
Когда рождался Стим, на Valve смотрели как на безумца, который проиграет много денег. Когда в 2000-е (именно в 2000-е родился Steam) были PS3, Xbox 360 и Nintendo Wii - именно тогда на игровых консолях появились цифровые магазины игр PSN, Microsoft Store и eShop. К концу 2000-х - началу 2010-х стало окончательно понятно, что диски всё и интернет развивался кардинально.
В начале 2010-х появились конкуренты Steam - EA Origin, Ubisoft Uplay, Battle.Net и прочие. Но они были хуже Steam. У стима есть конкретные плюсы:
- Удобный лаунчер модов (мастерская стим и отдельные страницы различных модов)
- Облачные сохранения
- Удобная система рефандов
- Полноценные функции соцсетей в стиме
- Конкретная система отзывов
У конкурентов стима есть разве что облачные сохранения. Именно Стим дал открытую дорогу разработчикам инди-игр.
Valve изменили гейминг на Linux в лучшую сторону. При чём Вольво не просто тупо сделали нативный клиент Steam для Linux и портировали на Linux все свои игры и всё. Valve создали Proton, в результате чего возможно поиграть в OnlyWindows-игры в ArchLinux нажав одну кнопку "Играть". Конкуренты Steam подобного не сделали.
Причём у стима есть достойные конкуренты. Это GOG и Xbox Game Pass. Про геймпасс вы и так знаете. У GOG есть 2 плюса: отсутствие DRM в играх и адаптация старых игр для современных ПК.
Резюмируя, хочется сказать: когда был создан Steam и стим развивался, на это смотрели как на безумие. Если и появлялись достойные конкуренты стима, то не могли быть по популярности наравне со стимом. Стало поздно, потому что за годы у пользователей стима есть большая библиотека игр.
Что касается комиссии в 30%. Так как Valve - это не конвеер игр, то в стиме 95% игр - это игры не от Вольво. Valve зарабатывает в стиме за счёт комиссий. Деньги с коммисий стима идут на зарплаты сотрудникам Valve, сервера (в том числе и те, которые отвечают за стим), финансирование киберспорта по Dota, CS2, Deadcock и это не всё. В других магазинах игр комиссия за продажу игр меньше может и меньше, только что прайс игр в том же Epic Games меньше не стал.