МВД - Маленькая Важная Деталь

Заметка о Чеховских ружьях на примере мультика Аватар: Последний Маг Воздуха.

МВД - Маленькая Важная Деталь

Добрейший Александр Семенович! Водевиль Ваш получил и моментально прочел. Написан он прекрасно, но архитектура его несносна. Совсем не сценично. Судите сами. Первый монолог Даши совершенно не нужен, ибо он торчит наростом. Он был бы у места, если бы Вы пожелали сделать из Даши не просто выходную роль и если бы он, монолог, много обещающий для зрителя, имел бы какое-нибудь отношение к содержанию или эффектам пьесы. Нельзя ставить на сцене заряженное ружье, если никто не имеет в виду выстрелить из него. Нельзя обещать. Пусть Даша молчит совсем — этак лучше.

ТЛДР - есть, как минимум, 4 типа Чеховских ружей, каждый со своими особенностями и сферами применений.

Cold Open

С одной стороны очень сложно писать о вещах, о которых уже столько всего написано. Вряд ли можно обхитрить стольких мастодондов пера и прочих бумагомарателей и создать что-то новое.

С другой же стороны, можно пойти другим путем и проанализировать накопившийся материал на соответствие общепринятым стандартам, а также просто поговорить и поделиться своим мнением о том о сем.

Меня всегда забавляли такие-вот рейтинги самых лучших эпизодов/шоу/фильмов/игр и тд.

<a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.reddit.com%2Fr%2FTheLastAirbender%2Fcomments%2F1dgg8l9%2Foc_avatar_the_last_airbender_ratings_by_episode%2F%23lightbox&postId=3123804" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Рейтинги</a> всех серий Аватара: Последнего Мага Воды<br />
Рейтинги всех серий Аватара: Последнего Мага Воды

Казалось бы, вот есть персонажи, которые чего-то хотят, куда-то идут, и периодически открывают рот, чтобы поделиться своими глубокомысленными жизненными мудростями.

Так почему же нам нравятся одни истории, но другие мы на дух не переносим? Почему даже эпизоды одного и того же шоу, созданные одними и теми же авторами так разительно отличаются друг от друга?

Естественно, что диалог диалогу рознь, и каждая история состоит из множества элементов: костюмы, актеры, темп повествования,

фабула, характеры, мысли, сценическая обстановка, текст и музыкальная композиция,

а также внутренняя логика, которая связывает все разрозненные части в единое целое и о которой совершенно забывают современные Голливудские "гении", для которых сделать никому ненужное политическое высказывание (и 100% промахнуться с причинами и следствиями происходящих вокруг событий) куда важнее, чем создать что-то действительно стоящее.

Рассказы не должны состоять из нелогичных частей.

ibid.

Кроме того стоит обратить внимание и на контекст вне истории. Мне особенно нравится пример Nier. По-моему, это был чувак с YT канала Restart, который указал на то, что оригинал Nier был прохладно встречен журналистами и получил только 67 на Метакритике. Однако, после выхода Automata и получения Йоко Таро статуса мейнстримного фигляра и скомороха, ремастеру Nier немедленно выдали 83. Сама игра вообще почти не изменилась, но поменялся статус ее создателя и отношение ко всей серии в обществе.

Так что же такое МВД, о котором я рассказываю юнцам, когда представляю себя маститым и седовласым писателем со множеством международных наград, который таки способен дописывать свои серии до конца, в отличие от этого штопаного гандона ДжоДжо Мартина, который уже который год не может выпустить Ветра Зимы (как же он меня задолбал!)?
(Я не написал ни одного законченного художественного произведения за всю свою жизнь).

Маленькая Важная Деталь и иные типы вооружений

МВД - Маленькая Важная Деталь

...but in any case John Irving when he was talking to a bunch of would-be writers, one time said that the first thing he does with a book is write the last line of that book


..но в любом случае Джон Ирвинг, беседуя с группой будущих писателей, как-то сказал, что первое, что он делает, когда начинает работать над новой книгой - он пишет последнюю строчку этой книги

Когда я только начал пересматривать Аватара, я думал описать только 2 типа Чеховских ружей: классический, который он и ввел в оборот, и свою вариацию на тему, которую я обнаружил при просмотре своих любимых фильмов и сериалов..

В процессе моих исследований, я обнаружил еще 2(!) типа Чеховских пищалей.

№1 - классика от классика

Типичное Чеховское ружье состоит из двух частей: в первом акте появляется само ружье, а в третьем оно "выстреливает".

Графически это можно изобразить, как Р(а1) -> Э(а3), где

Р - ружье
Э - эффект/"выстрел"/последствие
а1 и а3 - АКТ1 и АКТ3 соответственно

Классика жанра<br />
Классика жанра

№2 - Репитер

Первый пример - это репитер.
Сначала вешается ружье, затем нам о нем постоянно напоминают, и в конце оно, наконец, стреляет.

П - повторение

Пример Репитера №1<br />
Пример Репитера №1

Не сказать, чтобы совсем оригинально, поэтому как вариант, один и тот же момент может постоянно всплывать в истории, как бы символизируя нечто, что задумал показать автор.

Пример Репитера №2<br />
Пример Репитера №2

Далее я приведу конкретные примеры, потерпите.

№3 - короткоствол

Потом идет короткоствол - он стреляет вскоре после того, как его поставили на сцене. Как правило его используют для создания комедийного эффекта.

Короткоствол
Короткоствол

№4 - ПСМ МВД

А теперь посмотрим на МВД:

В первом акте (или начале второго) нам показывают "ружье", во втором акте оно "стреляет" в первый раз, а затем "стреляет" еще раз в третьем, но уже в несколько ином контексте.

Р(а1) -> Э1(а2) -> Э2(а3)

Пример МВД<br />
Пример МВД

Запомнили: МВД-ружье стреляет дважды и каждый раз контекстуально по разному.

С теорией разобрались. Переходим к рассмотрению того, как эти четыре Чеховские волыны реализованы на практике.
Для примера возьмем четвёртый эпизод первого сезона Аватара под названием "Воины Киоши".
Именно этот эпизод в свое время и навел меня на мысль, что классическое Чеховское ружье нуждается в апгрейде (или это была "История Игрушек"? Или "Головоломка"? Или "Крепкий Орешек"?).

Для английского текста я использую транскрипт, взятый с фанатской ВИКИ.
Для русского: совершенно точно НЕ пиратку на 24gb, взятую с богомерзкого, распространяющий нелегальный контент рутрекера, внесенного богоугодным Роскомнадзором в «черный список сайтов» под номером 106 в 2013-м, 2016-м и на веки вечные. Тьфу на них!

Воины Киоши и ружбайки Антоши

Эпизод начинается с медитации принца Зуко. В его опочивальню входит дядя Айро и сообщает, что Аватара видели много где, но его текущее местоположение неизвестно. Огонь - это тема, которая постоянно появляется там, где Зуко. Это наше первое ружье, которое выстрелит в конце эпизода.

Зуко думает, что Аанг - мастер обманных маневров. На самом деле Аанг не знает, куда он летит. Это наш первый короткоствол из двух в этом эпизоде. Короткостволы стреляют вскоре после появления.
Нам намекают на гениальность Аанга и тут же раскрывают нам всю правду.

I know it's near water

Я знаю, что это около воды

Аанг хочет показать Катаре фокус с камнями (репитер камней), но Катара занята шитьем. Сокка говорит

Stop bugging her, airhead. You need to give girls space when they do their sewing.

Не приставай к ней. К девчонкам нельзя приставать, когда они шьют.

Вот у нас и появилось второе ружье в самом классическом смысле: Сокка является сексистом, шовинистом, трампистом, женоненавитником, НЕфанатом Dragon Age: The Veilguard, и просто базированным геймером. Данное ружье еще соединяются с репитером: нас насколько раз будут показывать неподобающее поведение Сокки и его последствия.

Фокус с камнями - одновременно и просто репитер, который сделан для прикола, и третье ружье - Аанг в этом эпизоде ловит звезду и забывает о своих друзьях и планах ради получения немедленной славы и внимания.

Аанг приземляется на каком-то острове и решает поплавать с рыбами для того, чтобы надежно приклеить внимание Катары к своей великолепной персоне (репитер третьего ружья). Однако в воде обитают не только гигантские карпы кои, но и Унаги - огромный монстр, который жрет непослушных детишек.
Это и есть наш МВД - сначала нам показывают Унаги в качестве опасности, а в конце Аанг использует его в качестве инструмента спасения острова. Но обо всем по порядку.

Наших героев хватают воины Киоши и приводят в деревню. Сокка не может поверить, что их смогли скрутить какие-то девчонки (репитер сексизма). Суюки обещает скормить Сокку Унаги за такую дерзость (репитер Унаги).
В этой сцене нам напоминают об основных темах и элементах данного эпизода

Аанг говорит, что знает Киоши (показывают ее статую. Это репитер статуи) и признается в том, что он - Аватар. Это злит Мэра Киоши еще больше и он приказывает скормить негодяев Унаги (репитер Унаги).
Статуя - просто визуальный элемент, который показывает состояние острова. Сперва статуя находится в плачевном состоянии, потом ее чинять в честь возвращение Аватара, а потом Зуко сжигает ее, как символ совершенной Аангом ошибки.

Аанг использует магию воздуха, чтобы освободиться, а также фокус с камнями (репитер камней) для привлечения к себе внимания.

На шестой минуте Зуко узнает о местонахождении Аанга от торговцев и немедленно отправляется в путь. Вешается еще одно ружье - Зуко отправляется в путь. Тема огня появляется и тут: за спиной Айро висит плакат с изображением пламени.

Тем временем Мэр приказывает починить статую (репитер статуи) и хорошо относиться к Аангу и его команде. На фоне их трапезы мы видим продолжающийся ремонт статуи (еще один репитер статуи).

Сокка сидит в стороне, потому что

He's just upset because a bunch of girls kicked his butt yesterday.

какие-то девчонки намылили ему шею.

Он решает показать этим бабам, кто в доме хозяин и немедленно отчаливает. (репитер сексизма)

В этой же сцене нам еще раз напоминают о третьем ружье: Аангу нравится внимание местных жителей и он решает остаться на острове подольше. Назовем это ружье "Дурман Аанга"

Aang - What's he so angry about? [Excited.] It's great here. They're giving us the royal treatment!
Katara - Hey, don't get too comfortable. It's risky for us to stay in one place for very long.
Aang - I'm sure we'll be fine. Besides, did you see how happy I'm making this town? They're even cleaning up that statue in my honor!
Katara - Well, it's nice to see you excited about being the Avatar. [Slightly concerned.] I just hope it doesn't all go to your head.


Аанг - почему он так сердится? Здесь хорошо. Нас принимают по царски.
Катара - эй! не расслабляйся. Мы ведь не может здесь оставаться надолго.
Аанг - все будет хорошо. Ты же видишь какими счастливыми я их сделал. Они даже чистят статую в мою честь.
Катара - что ж, я рада, что тебе нравится быть Аватаром. Надеюсь это не вскружит тебе голову.

За Аангом начинают охотиться местные дети. Он теперь - большая звезда (репитер дурмана).
Следует несколько сцен, где Аанг то убегает от девчонок, но красуется перед ними. Катаре это не особо нравится.

Сокка, тем временем, приходит к воительницам и получает от них того самого, но не в том смысле, в котором нам хотелось бы. Суюки куда более компетентный воин, чем Сокка.
Таким образом стреляет второе ружье - Сокка думал, что он гигачэд, а на самом деле он просто сойджэк.

Sokka [Stretching his arms.] It's all right. [Mockingly suppressing a laugh while speaking.] I mean, normally I'd hold a grudge, but seeing as you guys are a bunch of girls, I'll make an exception.
Suki [Sarcastically.] I should hope so. A big strong man like you? We wouldn't stand a chance.


Сокка - ничего. Обычно в таких случаях я обижаюсь, но вы всего-лишь девчонки, и я сделаю исключение.
Суюки - я надеюсь. Большой, сильный мужчина, как ты - у нас ни единого шанса

Аанг показывает детям статую Киоши и говорит, что это он, только в прошлой жизни. (репитер дурмана)
Катара тем временем продолжает собирать припасы в путешествие.

Katara [Sarcastic.] "Simple monk", huh? [Annoyed.] I thought you promised me that this Avatar stuff wouldn't go to your head.
Aang It didn't. You know what I think? You just don't want to come because you're jealous.


Катара - простой монах, да? Кажется ты обещал, что не дашь себе голову вскружить.
Аанг - я не даю. Знаешь, что я думаю? Ты просто-напросто завидуешь.

(репитер дурмана). Отношения между Аангом и Катарой портятся.

Северин Сокка извиняется перед Венерой-в-мехах Суюки за свое высокомерное поведение и вступает с Суюки в фемдомные отношения становясь покорным соевым софтбоем. Эх! на что только не пойдут суровые сибирские мужики ради женских ласк и прикосновений. (репитер сексизма)

Sokka - I would be honored if you would teach me.
Suki - Even if I'm a girl?
Sokka - I'm sorry if I insulted you earlier. I was ... wrong.


Сокка - Я почту за честь, если вы меня поучите.
Суки - Хоть я и девчонка?
Сокка - Простите, если я вас обидел. Я был не прав.

Суюки соглашается и наряжает Сокку в народный драг-костюм Киоши. Он говорит, что этот костюм олицетворяет смелость и честь, что приободряет Сокку. Аанг же немедленно втаптывает его самомнение в грязь.
Это - второй короткоствол. Сокка горд своим новый боевым нарядом - Аанг смеется над ним (Суюки тоже).

Короткоствол - прекрасный комедийный инструмент. Сначала нам говорят одно, а затем немедленно показывают совершенно противоположное.

Аанг идет к Катаре и говорит, что он и его поклонницы идут плавать с Унаги (репитер Унаги).

Сокка тренируется с Суюки и у него даже начинает что-то получаться. (репитер сексизма)

Аанг пытается привлечь Унаги, но детям уже все надоело. Фокус Аанга с камнями тоже больше не работает (репитеры Унаги и Фокуса).
Дети уходят домой. Аанг, наконец, понимает, что был не прав. Ружье дурмана стреляет.

Аанг начинает плыть к берегу, как ВДРУГ на него нападает Унаги. Так стреляет ружье Унаги в первый раз в качестве большой опасности, от которой надо бежать.
Особенно обратите внимание на то, что Унаги не просто большая, смертельно-опасная рыба - она еще и водой стреляет изо рта! Данная деталь пригодится нам в будущем.

Катара еле как спасает Аанга, но тут же узнает еще одну плохую новость: На остров высадился Зуко со своей армией.
А это уже стреляет ружье, которое повесили на шестой минуте (Зуко отправляется в путь).

Сокка продолжает тренироваться с Суюки, но нападение Зуко вынуждает их бежать на помощь (репитер сексизма).

Воительницы Киоши храбро сражаются, но Зуко все равно сжигает их деревню. Стреляет ружье огня.
Аанг пытается отразить атаки Зуко, но только делает хуже. Он еще раз понимает цену своей безалаберности.
Он видит горящую деревню и горящую статую Аватара Киоши.

Катара просит Аанга убраться с острова.
Сокка и Суюки расстаются.

Suki - There's no time to say goodbye.
Sokka - What about, "I'm sorry?"
Suki - [Surprised.] For what?
Sokka - [Close-up. Regretful.] I treated you like a girl when I should've treated you like a warrior.
Suki - [Side-view.] I am a warrior. [She leans over and kisses Sokka on the cheek, before continuing again. A surprised Sokka touches his cheek where Suki just kissed him.] But I'm a girl, too. [Cut to shot of Sokka who blushes; cut to Suki who stands in the alleyway, her fan slid open to fight.] Now get out of here! We'll hold them off.


Cуюки - прощаться уже некогда
Сокка - А как насчет "извини"
Суюки - за что?
Сокка - я обращался с тобой, как с девчонкой, а ты - настоящий воин
Суюки - я действительно воин [целует Сокку в щечку]. Но я и девчонка. Быстро уходи! Мы их задержим.

Аанг и Ко улетают. Зуко следует за ними.

Катара пытается успокоить Аанга, но Аанг решает сделать последнее доброе дело: он спрыгивает с Аппы, падает в воду, хватает Унаги за усы и тушит с помощью него пожар в деревне.
Опасный монстр превратился в инструмент спасения! В этом и заключается вся суть МВД - ружье стреляет дважды. Первый раз как орудие убийства и разрушения. Второй раз, как инструмент, спасающий жизни.

Вот так выглядит эпизод с точки зрения Чеховских Чистоганов:

МВД - Маленькая Важная Деталь
  1. Тема огня появляется в начале, повторяется на шестой, и полноценно стреляет на 19-й минуте.
  2. Маневр Аанга - короткоствол, правду о котором мы узнаем моментально
  3. Фокус - это просто репитер. Он мало что означает. Аанг использует его для развлечения
  4. Сексизм Сокки - появляется на первой минуте. Он удивляется, что девчонки смогли его так просто одолеть (4-ая). Продолжает дуться на седьмой. 9-11 - приходит к суюки и получает от них еще раз в открытом бою из-за чего у его эго случается Nine-Eleven. Извиняется перед ними на 12-13-ой минуте. Тренируется с Суюки на 17-й и вступает в бой на 20-й.
  5. Унаги - впервые появляется на третьей. Несколько раз упоминается в минутах 4, 5, 13, 14. Нападает в открытую на 15-16 и использует свою водяную атаку, Аанг затем еще раз предупреждает об опасности на 17. На 21-й минуте Аанг использует водяную отрыжку Унаги для тушения деревенского пожара.
  6. Статуя - еще один просто репитер. Появляется на минутах 5-7, 10, и 19.
  7. Зуко узнает о местонахождении Аанга на 6-й минуте и высаживается на острове через 10 минут.
  8. Фокус Аанга с камнями - это не просто репитер. Аанг хочет внимания и ласки от Катары, но она занята более насущными делами. Именно поэтому ему так понравилось на острове (только сейчас дошло)! Поездка на гигантских Кои на всем протяжении второй минуты эпизода - это тоже была часть его плана по привлечению к себе внимания. Поэтому он так расстроился, когда Катара убежала в лес. Он все время требовал проявить интерес к своей персоне и вернулся в строй только когда Катара, наконец, пришла к нему добровольно. Он не выучил урока - он просто получил именно то, чего хотел изначально.
  9. Униформа - короткоствол. На двенадцатой минуте Суюки говорит Сокке, что носит такую униформу - это великая честь. Аанг же немедленно напоминает, что костюм - девчачий.
  10. Есть еще момент с едой, но он появляется только на седьмой и одиннадцатой минутах и ни на что не влияют. Авторам стоило бы указать, что это первый раз за долгое время, когда дети смогли нормально поесть.

Заодно я вспомнил про TVTropes в котором было множество разных примеров Чеховских того и сего.

В большинстве своем все эти "Чеховские ХХХ" представляют собой простые замещения ружья на что-то иное: гора (появляется гора - превращается в вулкан), стрелок (маленький персонаж - очень важная персона), хобби (персонаж чем-то занимается - это становится важной деталью).

Ничего нового они не добавили. Просто заменили А на Б, В, Г и тд. нисколечки не поменяв сути. Скукота!

Заключение

Мир Чеховских ружей куда более богат и разнообразен, чем можно подумать.

Когда вы вводите в историю некую новую деталь или ключ, их можно использовать, как минимум, в двух разных ипостасях: один раз, как опасное оружие, а второй раз, как инструмент спасения.

Мне всегда говорили, что каждая сцена должна двигать сюжет вперед. Ни одного лишнего слова!
Практика подсказывает, что вы вполне можете создать несколько "пустых" сцен, которые просто показывают персонажей и их мир как есть.

В начале надо расставить несколько ключей и ружей (важные детали, которые сыграют свою роль) и псевдо-ключей/отвлекающий манёвр (детали, которые не важны для данной истории).
Зрители и читатели никогда заранее не узнают что есть что, потому что узнать, что именно является одним, а что другим можно только дочитав/досмотрев произведение до конца.

Например, сможете ли вы догадаться, что же такого увидел Шерлок Холмс в данной сцене, что позволило ему немедленно разгадать загадку Союза Рыжих?

— Позвольте мне вдоволь насмотреться, — сказал Холмс, остановившись на углу и внимательно разглядывая каждый дом один за другим. — Я хочу запомнить порядок зданий. Изучение Лондона — моя страсть… Сначала табачный магазин Мортимера, затем газетная лавчонка, затем кобургское отделение Городского и Пригородного банка, затем вегетарианский ресторан, затем каретное депо Макферлена. А там уже следующий квартал… Ну, доктор, наша работа окончена! Теперь мы можем немного поразвлечься: бутерброд, чашка кофе и — в страну скрипок, где все сладость, нега и гармония, где нет рыжих клиентов, досаждающих нам головоломками.

Артур Конан Дойл — Союз рыжих

Или возьмем Гарри Поттера и Тайную Комнату: что не так в этой сцене? Почему людей знающих этот момент пробирает до костей? (пример взят у Nerdwriter1)

Гарри повернулся назад, хотел бросить на дом прощальный взгляд. Когда-то он опять увидит его! Не успел расчувствоваться, как машина дала задний ход: Джордж забыл коробку с хлопушками. Через пять минут еще остановка, и Фред рванул за метлой. Наконец благополучно доехали до шоссе, и тут Джинни всплеснула руками: забыла дома дневник. Пришлось вернуться за дневником.

Гарри Поттер и Тайная Комната. РОСМЭН. Глава 5.

Ну и просто показать, как люди учатся и исправляют свои ошибки дорогого стоит. Главное - найти оригинальный способ показать рост персонажа по мере развития истории.

P. S.

В подкасте "Книжный Базар" ("Глава, в которой Гарри Поттер становится главным ньюсмейкером мира, а Джоан Роулинг — очевидным претендентом на Нобелевскую премию" и "Глава, в которой Гарри Поттер становится Христом и навсегда входит в наш культурный код (хотите вы этого или нет)") Галина Юзефович и главный редактор книжного сервиса Storytel Анастасия Завозова как-то сказали по поводу успеха Гарри Поттера, что

"седьмая книга за первые сутки продаж разошлась тиражом 11 миллионов экземпляров и, в общем, как-то книжные маркетологи предрекают, что никогда этот рекорд не будет побит."

"мне кажется, что этого больше никогда не будет."

Я с такими выводами категорически несогласен.
Поттерофилы когда-нибудь закончатся, эти книги зачитают до дыр и народ потребует новых историй и героев отвечающих новейшим чаяниям и потребностям.

И как же повторить успех Потного Гарика? Смешать несколько жанров в ядреный микс!
Гарри Поттер - это не просто сказочка про волшебство и бобро. Это еще и компетентно сваренный детектив, в котором герои постоянно находятся в поисках очередного макгаффина и дворецкого.

Просто вспомните вашу реакцию, когда вы наконец поняли где именно Гарри слышал имя Николаса Фламеля. Фильм упустил эту сцену, хотя само имя и можно прочитать, если поставить его на паузу и внимательно приглядеться.

А жанров помимо фэнтези и детектива у нас еще полным полно: соцреализм, сай-фай, триллер, комедия, ужасы, эпик, исторический, приключение, документальный, романтический, биографический, тру крайм, и животноводство.

Надо просто посмотреть на мир под иным углом и чтобы деньги были на реализацию задуманного.

Деньги есть - Иван Петрович. Денег нет - фашист и сволочь.

Народная мудрость

Ну и мир должен измениться так, чтобы возник запрос на подобный проект.

Вполне возможно, что следующий Нарик Проппер придет к нам не из мира книг, а из мира видеоигр.
Игры уже давно ушли вперед в плане количества слов (без вреда для темпа повествования), уровню погружения и эмоционального влияния на потребителя.
Другое дело, что книго-содержащий продукт может написать почти каждый обладающий ручкой, стопкой бумаги и достаточным количеством времени.
Игры же, пока, не столь дружелюбны к потенциальному разработчику. Требуется новый инструментарий, как Garry's Mod или Portal 2 Map Maker, который бы значительно ускорил процесс или, по крайней мере, снизил порог вхождения.

1212
22
11
6 комментариев

хорош
это конечно мало прочитает
но спасибо, есть о чем подумать

1
Ответить

Так в итоге-то "Наруто" лучше "Аватара" или нет?

Ответить

...а теперь любой высер с нейронки можно постить и выдавать за лонг?

Ответить

Сохранил себе для мемчиков - и про Островскую, и про че угодно
"несносный" это ахуй звучит

Ответить

Пожалуйста, добавляйте картинки в Лонг, на часах два часа ночи же

Ответить
Ответить