Что такое культурализация и зачем она нужна разработчику игр

Привет! Совсем недавно наш менеджер проектов Марина Лехина провела для разработчиков вебинар по культурализации. По материалам выступления мы подготовили статью для тех, кто не мог присутствовать на нем.

Что такое культурализация и зачем она нужна разработчику игр

Каждый человек принадлежит к определенной культуре. Ежедневно мы неосознанно совершаем сотни действий, которые отличают нас: то, как мы чистим зубы, как выглядим, куда чаще всего ходим, что любим. Причастность к определенной культуре — это не только история, искусство и политика, это обширная совокупность деталей, формирующая уникальную реальность. Когда мы говорим о разработке видеоигр, мы прежде всего имеем в виду создание уникальных миров, уникальных реальностей, которые практически в 100% случаев будут в том или ином виде содержать отсылки к уже существующим культурам.

Начнем с небольшого теоретического блока. Локализация бывает реактивной и проактивной. Реактивная локализация направлена на то, чтобы убрать из игры все, что может негативно сказаться на впечатлениях игрока. Это минимально необходимый уровень, который обеспечит правильное восприятие игры пользователями. Так, в версиях «Ведьмака» для рынков Японии и Ближнего Востока пришлось надеть на Йеннифер трусы.

Проактивная локализация направлена на то, чтобы добавить что-то приятное, родное игроку — для этого, например, выпускаются специальные патчи, дополнения для определенных языков.

Китайская версия Plants Vs Zombies
Китайская версия Plants Vs Zombies

На что же нужно обращать внимание в первую очередь?

Политика и история

Начнем, пожалуй, с самого яркого примера, демонстрирующего, насколько глубокими могут быть проблемы культурализации. Это история Age of Empires. Согласно сценарию, вооруженные силы Японии вторгаются на Корейский полуостров и захватывают власть на нем. Действие происходит в Средние века и имеет под собой историческое обоснование. Однако министерство информации Кореи заявило, что такого никогда не было. Несмотря на то, что исторические документы говорят об обратном. Компании Microsoft не осталось ничего другого, как выпустить обновление только для корейских пользователей, изменив ход истории в этой версии игры.

Что такое культурализация и зачем она нужна разработчику игр

Вера и религия

Вопросы веры и религии — это настолько деликатная область, что порой мы стараемся не касаться ее даже с близкими людьми. Тем более, выходя на новые рынки, мы просто обязаны изучить матчасть и с уважением отнестись ко всему, что может хоть мало-мальски затронуть чувства игроков. На скриншоте — игра, основанная на бренде Ultimate Fighting Championship, где Хабиб Нурмагомедов осеняет себя крестным знамением. Однако ни разработчик, ни издатель не придали значения тому, что реальный боец — мусульман.

По твиту видно, что Хабиб призывает компанию EA к восстановлению справедливости и говорит, что он и многие его фанаты — мусульмане, и этот факт нужно уважать.

Законодательство (очень неожиданно)

Законодательство — это реалия, которую невозможно игнорировать. Если в России запрещена демонстрация алкоголя, сигарет и наркотиков, то никому не приходит в голову оставлять в фильмах и рекламе ассоциирующиеся с ними образы. Аналогично мы должны уважать законодательства других стран. Самая суровая в настоящее время цензурная политика введена правительством Китая. Проверку проходят не только сами игры, но и обновления, и крупные дополнения.

В Китае запрещена демонстрация насилия, убийств, естественно, не должно быть никаких скелетов и отлетающих рук. Популярный в видеоиграх образ скелета оскорбителен с точки зрения почитания усопших. Скелеты, оборотни, зомби, мумии, даже ассасины — список запрещенных тем в Китае очень длинный.

Демонстрация льющейся крови и отлетающих конечностей категорически запрещена и в Японии.

Вместо этого в играх используются довольно сомнительные приемы.

Так, что-то может видоизмениться:

Что-то — стать черно-белым:

А что-то — и вовсе уйти из кадра:

Из европейских стран с наиболее жесткими ограничениями вы столкнетесь в Германии. Кстати, согласно нашему исследованию, это государство — одно из наиболее привлекательных для разработчиков в Европе.

Ни для кого не секрет, что в Германии запрещены любые упоминания нацизма, демонстрация свастики или образа Гитлера. В игре Wolfenstein: The New Order фюреру даже пришлось сбрить усы, чтобы никто не узнал его.

Зачем Адька сбрил усы?
Зачем Адька сбрил усы?

Еще одна фишка германского правительства — запрет на показ убийства людей, из-за чего часть персонажей приходится превращать в роботов.

Говоря о лидерах рынка, нельзя не упомянуть США. Как известно, Америка — свободная страна, и именно этот факт накладывает на разработчиков множество ограничений. Наверняка все знакомы с американской истерией о дискриминации разного рода, будь то гендерная, расовая или религиозная. Выпуская игру на американский рынок, нужно постараться угодить всем.

Что такое культурализация и зачем она нужна разработчику игр

На скриншоте как раз представлен пример совершенно невинной детали, которую пришлось перерисовать. Перед нами Ленора, единственный чернокожий персонаж сериала «Покемон», и в японской версии никто не был против ее одежды. Однако у американской аудитории фартук на чернокожей девушке вызвал волну негодования, поэтому Ленору пришлось одеть в нейтральную рубашку.

Традиции и верования

Всем известно, что Япония — страна довольно своеобразная. В числе странных вещей, о которых вам нужно знать, — противодействие японского правительства четырехпалым героям:

Избыточная культурализация

В комментариях к нашей прошлой статье многие справедливо заметили, что хотят играть в оригинальную игру. Кейсов на эту тему не так много: в большинстве своем разработчики и издатели — адекватные люди, которые понимают, что надеть на Годзиллу ушанку и дать ей в лапы в балалайку — идея не очень хорошая. Самым ярким примером, пожалуй, может служить попытка ассимилировать Человека-паука в Индии (хотя здесь речь идет о комиксах, а не об играх).

Что такое культурализация и зачем она нужна разработчику игр

И что в итоге?

Для кого-то работа в игровой индустрии — способ заработать деньги, для кого-то — служение искусству. Есть немало интересных инди-разработчиков, которые не хотят учитывать региональные условности, объясняя это тем, что будет утеряна сама идея игры, ее замысел.

Культурализация как процесс и услуга не может никому ничего диктовать, она не может запретить разработчику делать так, как он хочет. Она советует и рассказывает, к каким моментам в игре потенциально может быть восприимчива определенная аудитория. Поэтому окончательное решение всегда остается за разработчиком.

Хотите узнать о культурализации больше? А может быть, вам есть что сказать на эту тему? Приглашаем вас на LocKit — единственную в России конференцию, полностью посвященную культурализации. 16 ноября в Москве мы встретимся с представителями Miniclip, Gamevil Com2uS, King, G5, Playrix и многими другими разработчиками и обсудим культурализацию как один из главных трендов в игровой индустрии.

8585
64 комментария

Хороший пост по содержанию, но заголовок и эта безумная картинка очень, ОЧЕНЬ сильно заставляет ожидать очередное корпоративное буллшит-бинго в духе семинаров и тренингов по личностному росту. Пожалуйста, не делайте так больше, особенно когда сама статья действительно толковая.

Иными словами, культуризируйте статью под аудиторию :)

39
Ответить

+1
Индусский человек паук / китайский PvZ смотрелись бы гораздо завлекательнее

1
Ответить

Комментарий недоступен

2
Ответить

Блять ты угадал мои мысли

Ответить

Демонстрация льющейся крови и отлетающих конечностей категорически запрещена и в Японии.

(вспоминает тонны аниме с льющейся кровью и отлетающими конечностями)

17
Ответить

Там и для иллюстрации какое-то аниме...

2
Ответить

Эти аниме по большей части на кассетах и DVD выходили. На ТВ такое редко можно было увидеть, а в последние годы почти везде цензура, которая исчезает только с релизом на носителях.
Хотя сейчас жесть есть, например, в третьем сезоне "Баки", всё-таки он на Netflix выходит.

1
Ответить