"Санкции ниработают" - два года спустя (UPD 08.05.24)
"Санкции - это только для галочки в Конгрессе", звучит прекрасно и воодушевляет, не так ли?
Однако, спустя два с небольшим года после начала их введения настало время оценить, насколько данный тезис соответствует реальности - от экономики и до социальной сферы.
Для начала, структура бюджета РФ.
Тут все просто - треть это экспорт УВ, треть - экспорт всего остального, треть - налоги, часть из которых платят все те же экспортёры и их сотрудники, так называемая "вторая нефть".
Видно, что экспорт продукции высокой степени передела - минимален, в основном это сырье.
Что подтверждается экспортом в Китай, основному торговому партнеру РФ.
Экспортная УВ выручка РФ в 23ем упала на уровень 2017/2019 годов.
После рекордного 22го, когда ресурсные потоки перестраивались, нефть РФ активно скупали Китай и Индия, цены на газ кратно росли - падение составило треть.
ЗВР заморожены/частично конфискованы.
Совсем недавно приятный REPO Act позволяет начать процедуру конфискации примерно 5 миллиардов долларов.
Остальные ЗВР заморожены, ЕС рассматривает различные варианты их использования - создание специального фонда, выпуск опционов и т.п.
В любом случае, это был ресурс развития.
Ликвидная часть ФНБ снизилась на 50% за 2 года.
Да, есть акции Сбера на 36 миллиардов на 01.03.24, но лить его - положить фондовый рынок РФ и ничего не добиться в итоге.
Юань + золото - 55 миллиардов, это и есть та самая "подушка", она же - ресурс устойчивости системы под названием "экономика РФ".
Газовый бизнес Газпрома показал убыток в 629 млрд. руб. за 2023 год.
Когда-то третья по капитализации в мире компания стала убыточной.
Перспективы при этом весьма туманны - Австрия собирается отказаться от трубопроводного газа РФ:
При этом Турция ведёт переговоры с ExxonMobil о началах закупок СПГ:
В общем и целом, дела у газового бизнеса Газпрома - неважные, потеря рынка ЕС катастрофическим образом сказалась на объемах поставок, а, следовательно, на выручке и прибыли.
Решения тут нет, трубы осталось всего три и больше, чем есть, в них не прокачаешь газа - лопнет, а "Силу Сибири - 2", как и "Турецкие Потоки" никто не спешит строить.
На этом фоне скидка в 28% Китаю выглядит особенно умилительно:
Нефть Urals по-прежнему торгуется дешевле, чем Brent.
Синенькое - Brent, бирюзовое - Urals
Дисконт или спред - это недополученная прибыль.
И, хотя "потолок цен" в 60 долларов не работает, но даже существующие ограничения приводят к слабой отчётности той же Татнефти.
Рост прибыли в 1% при девальвации рубля на 30% за прошедший год и экспорте в 40% - дают о себе знать "операционные издержки", навроде "теневого флота" списанных танкеров, которые РФ приходится содержать:
Подорожавшая и усложнившаяся логистика приводит к снижению маржи с каждой бочки, например, с декабря транспортировка из Балтики в Китай обходится в 14.5 долларов, половина из которых - санкционное давление.
Суть санкций против экспорта РФ именно в снижении маржи до околонулевых значений, а убрать с рынка 10 млн. бочек жижы в день невозможно в одночасье, поэтому кратко- и среднесрочные перспективы здесь гораздо оптимистичнее, чем у трубопроводного газа РФ, а вот на долгосрок все очень нерадужно, о чем будет сказано далее.
Падение экспорта продукции НПЗ на четверть из-за плановых и "внеплановых" ремонтов.
И это все на фоне запрета экспорта топлива на полгода и закупок оного у РБ.
АЛРОСА работает на склад.
Минус экспортная выручка, плюс нагрузка на бюджет, Гохран должен тратить рубли для покупки алмазов.
РУСАЛ попросил о господдержке.
Обнулить экспортные пошлины + работа на склад, тоже самое, что и с алмазами, но в меньшем масштабе.
Норникель планирует перенести завод из Норильска в Китай.
Плюс экология в Норильске, минус рабочие места и доходы для бюджета РФ - концентрат это продукт более низкого передела, с меньшей маржинальностью, а результатами выпуска продукции нового завода воспользуются китайцы на месте.
"Арктик СПГ-2" остановлен.
Читал про планы создания "теневого флота" из газовозов, но, в отличие от танкеров там не обойдешься списанными греческими посудинамии, газ под давлением и при очень низкой температуре, а ремонтировать все равно нечем.
Ну и в грядущем 14ом пакете СПГ может оказаться под ударом.
Надвигающийся кризис в угольной отрасли и обнуление экспортных пошлин.
Как и с металлами - меньше доходов в бюджет и экспортной выручки.
Стагнация бюджета РФ и сокращение "социалки".
Та самая "стабильность", которой не существует, поскольку любая экономика - это проекция коллективных усилий некоего социума, а любой социум должен развиваться, чтобы не остаться на обочине цивилизационного прогресса.
Особенно доставляет -56% на ЖКХ:
При том, что зимой от Чугунных Труб пострадало суммарно 3 млн. человек, а в Подольске люди в минус 25 грелись у бочек с кострами.
Ситуация с дамбами тоже весьма удручающая, как оказалось, а лето обещает быть жарким, а, значит, будут лесные пожары и их придется тушить (точнее, они уже начались).
Роскосмос потерял 80% заказов.
Ангара и прочие планируемые к выпуску многоразовые ракеты - это прекрасно, но что ими выводить теперь?
Студенческие кубсаты?
Спутники-шпионы Анголы?
Не Имеющее Аналогов - спутник с ядреным зарядом?
Ну, тут вывести-то можно, только физику не обманешь - ударная волна в космосе распространяется чуть менее, чем никак - вакуум, однако, а ЭМИ-фактор важен, но военные аппараты используют компоненты повышенной надёжности и стойкости, в том числе и к ЭМ излучению.
Очередной Пересвет с Посейдоном, в общем, а по итогу, вместо экспортной выручки - господдержка.
Верный и Надёжный Друг, Союзник и Партнёр - Китай: перестал проводить платежи и отгружать продукцию напрямую.
Падение экспорта по определенным кодам ТНВД - 15% YoY в марте 24го.
Да, можно купить через страны Средней Азии, например.
А оплатить через посредников - за комиссию.
Но плюс логистика, таможня, комиссии за конверсионные операции - это все время и деньги.
В конечном счёте приводит к инфляции и росту цен.
Ситуация настолько серьезная, что волей-неволей приходится ехать к Нефритовому и договариваться.
Аналогичные проблемы с Турцией и даже ОАЭ.
Бусы vs камушки или торговля в нацвалютах.
Торговля с Ираном - 20-25% на перекурсовку.
До 40 млрд долларов "зависали" в рупиях в Индии осенью 23го.
Ну, потому что не нужно столько чая в РФ, а нефти поставляют много.
По итогу - гойда, но для экономики Индии ))
Расчеты в крипте?
До 30% комиссии, хотя здесь точных цифр никто не даст и надёжных источников нет, лишь оценки.
Кстати говоря, крипту в РФ планируют легализовать, полностью или частично, но не следует забывать, что у стейблов есть функция блокировки, сами стейблы, как и крипта в целом подконтрольна Штатам после того, как в нее зашли крупные фонды - то есть курс полностью управляем.
"Импортозамещение" прогнозируемо уперлось в потолок.
Почему "импортозамещение" в кавычках?
Ну, потому что, можно ставить хорошую, годную, но абсолютно лишнюю миландровскую микросхему в китайский монитор и называть его "отечественным".
Можно предоставлять на сертификацию одно, а в реальности поставлять другое.
Можно выдавать китайское за свое.
От этого реальное положение дел не изменится, сколь не говори "мёд", а во рту слаще не станет.
О том, что существование подобных схем порождает коррупцию говорить нет смысла, и так понятно.
И тут логично задать вопрос - насколько Духоподъемный Эффект от переклеивания шильдиков перевешивает дополнительные затраты на этот самый шильдик, его сертификацию, баллизацию и так далее.
Причем, если хотя бы корпуса для тех же ПК и серверов научились делать, но и этого нет!
А бюджету от этого точно не легче, все тот же импорт + дополнительные затраты.
Где импортозамещение работает на все сто - это в программном обеспечении, но и тут есть подводные камни.
Конечно, развитие отечественной промышленности можно только поприветствовать, особенно, на фоне провала цапцарапной "стратегии", но зачем этот цирк с шильдиками и баллами, ведь JAC от того, что его называют "Москвичем" лучше не становится?
Китай вышел из совместного проекта авиалайнера COMAC.
Остаётся надеяться на МС-21 и SSJ-100 NEW и покупать запчасти для AB в Габоне.
Вопрос только, сколько это стоит по сравнению с тем, что было раньше и какого качества эти запчасти?
Ну и санкции, помноженные на тотальное равнодушие приводят к печальному исходу.
Все это результируется в "рекордной статистике", хотя рекорды отрицательные.
И хотя в последние месяцы ситуация улучшается, вопрос, надолго ли?
А включение "Победы" в SDN-лист может стать лишь пробным камнем, после того, как РФ выкупила за 300 млрд. руб. из ФНБ 165 лизинговых бортов - их можно смело блокировать и летать они смогут лишь от Сочей до Владивостока.
Возможно, в КНДР и Иран, но это не точно ))
МС-21 и SSJ NEW же могут просто не выдать разрешение на эксплуатацию со стороны ICAO, и они, опять же, будут ограничены внутренними перевозками.
Переформатирование авторынка РФ и подорожание авто в 2-3 раза.
Сейчас все просто:
Гранта на ручке и без подушек - 1.1 млн.
"Пустая" Веста - 1.5 млн.
Веста в адекватной комплектации - 1.8-1.9 млн.
А с середины мая ещё подорожание, немного, 5%, но это только первый квартал.
Ну а дальше - китайцы, в 1.5-2 раза дороже, чем в этом самом Китае + Второй Утиль, который уже добавил 15-30% к цене "серых" авто.
Напомню, что буквально пару лет назад Солярис или Рио брали за миллион, плюс-минус.
Сейчас - 5 тысяч "автоматов" из Азербайджана за радость.
Аналогично - десятки тысяч машинокомплектов на бывшем заводе Хендай за 2 млн. штука, соберут, что дальше?
Как обслуживать, откуда брать оригинальные запчасти?
При этом автопром РФ потерял и степень локализации, а, значит, рабочие места и доходы в бюджет - китайцы не спешат переносить свои заводы, ограничиваясь машинокомплектами и крупноузловой сборкой, за исключением Haval.
А тот же "Москвич" - убыточен.
Инфляция на продукты и товары повседневного спроса - яйца 45% YoY, хлеб - 30% только за Q1 24.
Дорожают не только яйца, но и хлеб, экспорт сахара под запретом на полгода.
Причина простая - логистика и импорт, которого даже в пищепроме более, чем достаточно - семена, курица.
Заместить можно, только нужно время и вопрос урожайности, а, значит и цены - для конечного потребителя.
Высокая ключевая ставка в 16% и сворачивание социальных программ.
ЦБ сейчас зажат в тиски - с одной стороны, нужно таргетировать инфляцию, источниками которой являются как внешние факторы - удорожание продукции из-за санкционного давления, так и внутренних - в кои-то веки была "распечатана кубышка" и появилось стимулирование различного рода для бизнеса.
С другой - высокая ставка тормозит рост экономики, приходится создавать некие "островки стабильности" со своей, отдельной ставкой по займам, а для ЦБ это ещё одна головная боль - как бороться с инфляцией, если основной инструмент, ключевая ставка, работает не везде?
При этом, есть информация, что льготную ипотеку продлевать не будут.
Конечно, она создала диспропорции и пузырь на рынке первички, но и обеспеченность жильем граждан РФ все ещё на уровне Польши обр. 2018 года (27 кв. м.).
Отставание в высокотехнологичных секторах.
Видите красные пятнышки?
Это покрытие 5G МТС в Москве.
Для сравнения - Германия.
И при этом приходится в буквальном смысле покупать списанные и неисправные БС Ерикссона, Нокии и Алькателя втридорога.
А в Японии уже тестируют 6G.
Конечно, сейчас и РТ, и МТС заявляют о начале выпуска собственных базовых станций и сетевого оборудования "десятками тысяч штук в год", но что будет внутри?
Ведь даже производство более-менее современных процессоров Байкал и Эльбрус отсутствует, TSMC больше не работает с РФ.
Конечно, в РФ есть оборудование и линии для производства микросхем по микронным техпроцессам, но сейчас актуальны единицы нанометров, на пороге - ангстремы и нейронные сети - наше всё.
"Байкаловцы " переходят на open-source архитектуру, но кто будет выпускать для них процессоры?
Китайцы?
Но зачем им это, они и так под санкциями, особенно хай-тек.
Провал программы строительства рыболовецких судов.
Опять же, покупать у китайцев, то, что они решат таки продать.
Долгосрочные перспективы экономики РФ или что такое Глобальный Энергопереход.
Все, что было выше - на самом деле, присказка, а Суровая Реальность заключается в том, что на горизонте 10-15 лет моноресурсным экспортноориентированным УВ экономикам придется очень несладко - жижа, газ и уголь перестают быть основным источником энергетической генерации и топливом для транспорта, прежде всего - автомобильного.
Как видно из графиков, рост генерации при помощи ВИЭ уже перешёл в экспоненциальную зависимость или очень близок к этому.
Зачем это нужно?
Очень просто - энергетический суверенитет, не нужно покупать энергоресурсы, отсутствующие на своей территории у кого-то ещё, если можно воспользоваться природной генерацией, пусть и более дорогой.
Кто же является драйвером ВИЭ сегодня?
Правильно, это Китай:
Причина тоже проста - крах модели "общества среднего достатка" (и рынка недвижимости вместе с ней) и возврат к старой-доброй "мировая сборочная площадка", которая работала до 2009го года.
С другой стороны - у Китая нет крупных запасов энергоресурсов, ему приходится импортировать нефть, газ и уголь, зато мощнейшая промышленность в наличии имеется.
Ну и менее важный фактор - начисто убитая экология, кто был в Шанхае, Пекине или Шеньжене, например, тот НЕ видел солнца даже летом - из-за постоянного смога.
Все это приводит к тому, что Китай активнейшим образом участвует в электрификации своего автомобильного парка и половина проданных машинок за 2 недели апреля - это гибриды и электрички.
В общем и целом, МЭА ожидает, что к 2035му году половина всех продаваемых автомобилей будет на электрической/водородной тяге, полностью или частично.
Потенциал для рынка Китая огромен, только каждая четвертая проданная машина - это EV, ЕС (не считая скандинавов) также стоит на пороге электрификации личного автотранспорта.
А вот Штаты более консервативны, по опросам им требуются большие паркетники с соответсвующим запасом хода, быстрой подзарядкой и адекватной ценой, чего прогресс пока что не может предоставить, поэтому Тесла так и остаётся в США нишевым продуктом.
Санкции или нет, но у Китая пространство решений крайне невелико - необходимо срочно менять модель развития и промышленность - это то единственное, на что Китай способен опереться в данный момент.
Внедрение ударными темпами ВИЭ и электрификация транспорта позволят не только загрузить и развивать свою промышленность, но и увеличивать экспортную выручку при одновременном уменьшении затрат на импорт энергоресурсов.
Кстати говоря, в 23ем потребление нефти Китаем YoY не выросло (не путать с импортом, Китай перепродает нефть РФ выше потолка, как и газ).
При этом стоимость генерации электроэнергии при помощи ВИЭ уже давным-давно ниже, чем при использовании ископаемых видов топлива.
А прогноз по потреблению энергоресурсов МЭА также неутешителен для экспортеров УВ и угля.
В лучшем случае - мировое потребление нефти в ближайшее десятилетие будет стагнировать, но тут начинают играть роль факторы чуть более иного толка:
1. Часть крупнейших нефтяных экспортеров находятся под санкциями.
2. "Новые точки роста" - Индия и Африка расположены в климатических зонах с высокой степенью инсоляции, проблемой является недостаток пресной воды для очистки солнечных панелей.
3. Африка, в силу крайне слабого развития энергетического сектора в целом, имеет возможность сразу начинать с ВИЭ, минуя угольно-нефтяную стадию, поскольку там так и так нет существующей инфраструктуры, не считая нескольких стран с месторождениями жижы.
4. Африка сейчас - вотчина Китая, который чисто экономически, но от этого не менее эффективно, пытается проводить экспансию - новый рынок сбыта, пусть ещё лишь в зачаточном состоянии.
Как это все скажется на экспортной выручке РФ на горизонте 5-15 лет?
Весьма плачевно, и тому есть три причины:
1.РФ сейчас Мировой Лидер по санкциям, а, значит, сокращать потребление нефти начнут именно за счёт неё, Ирана, Венесуэлы.
2. Китай - один из основных импортёров нефти РФ, и, тут как с платежами - "русский с китайцем братья навек", конечно, но мне столько жижи не надо.
3. Высокая себестоимость добычи, около 25 долларов за бочку, у шейхов около 7, например, а снижение спроса приведет к падению цены, это даже без учёта всяких "потолков".
Подытоживая, поручение "сократить импорт до 17% ВВП к 2030му" вполне может быть выполнено - но просто потому, что не будет достаточно валюты, чтобы приобрести нужные товары.
Ну а тем временем Китай продолжает бить рекорды по продажам электричек.
Чуток геополитики (нет).
Экспорт Китая по странам и континентам за 2023.
Почему РФ занимает всего лишь 3.4%?
Потому что 1% населения в РФ принадлежит 56% богатств.
И сколько бы яхт и дворцов Самые Богатые Россияне бы не покупали и не строили, но:
1. Просто физически столько товаров не нужно, по сравнению с приведенными эквивалентными монетарными потребностями "среднего класса".
2. Яхты и дворцы приобретаются за пределами РФ, раньше - СНС (Список Недружественных Стран), сейчас - Дубай, Бали и Тай.
3. Яхты и замки генерируют в удельном отношении к их стоимости меньше ВВП, чем массовые товары.
Внимание, вопрос, кто для Товарища Си более важен, 37% его экспорта или 3.4%?
Правильный ответ - важны все, Китайский менталитет - это выбрать оба стула, но только если это позволяет обстановка.
"Европа замёрзнет", "Штаты развалюццо" - и прочие котоламповые истории.
Ну а как справляются с последствиями санкций те, кто их вводил - там жи рождество уже при свечах третий год будут праздновать, а топят углем?
Запасы в ПХГ на рекордных уровнях.
Цены на газ на уровне 21го.
Продуктовая инфляция снижается.
Германия недавно ввела в эксплуатацию очередной терминал для приема СПГ и общие мощности по регазификации в ЕС теперь вдвое превышают его потребности, а к 30му году - по плану будут превышать в 4 (!) раза.
Зачем так много?
ЕС выучили урок - "за безопасность стратегического ресурса нужно платить", кроме того, стран в Европе много и каждая старается заботится о своем энергетическом суверенитете.
Где они были раньше?
Очевидно, считали, спокойно дотянут до 2045го.
Не срослось, ничего не вышло, а сейчас - спешно переводят энергоемкую промышленность в Индию, Бангладеш, Латинскую Америку, экономят газ, но основную задачу они уже решили - СПГ можно привезти хоть из Америки, хоть из Катара, хоть из РФ через Китай или Турцию, которые купят его за копейки по трубе, сжижат и отправят газовозом в ту же Германию.
Тем временем Штаты нарастили добычу и экспорт и нефти, и газа, сведя импорт почти в ноль:
Ну и в заключение, "Германия будет топить углем":
Зачем они только убили атомную генерацию?
Но, это, видимо вопрос из разряда тех, за постановку которых Герру Кёлю, Герру Шрёдеру, Фрау Меркель, Фрау Кнайсль и прочим, менее известным персонажам, граждане своих стран должны поставить памятники в полный рост.
Прижизненные.
Выводы.
Санкции - это механизм изъятия свободного ресурса у некоей экономической системы, при помощи увеличения ее энтропии - пустой, бессмысленной, затратной, но необходимой для достижения мало-мальского результата работы.
Усложнившаяся логистика, создание цепочки посредников, компаний-однодневок, расчеты в различных фанатиках и комиссии при их конвертации, расходы на различные "теневые флоты", оверкомплаянс банковских структур и так далее - все это вымывает ресурс устойчивости экономики РФ, который составляет около 55 млрд. долларов. Медленно, но неуклонно.
Часть санкций сделала целые отрасли убыточными - газовый бизнес Газпрома, АЛРОСА, на очереди РУСАЛ.
При этом у санкций нет цели убрать с рынка сырьевой экспорт РФ за короткое время - это попросту невозможно и повлечет дефицит пока ещё востребованных энергоресурсов.
Но от этого бюджету РФ никак не легче, потому что цель санкций - минимизировать маржу с экспортной выручки, а глобально, в долгосрочной перспективе - снизить объем экспорта в количественном выражении за счёт постепенного отказа от традиционных источников энергии - УВ и угля.
Таким образом, санкции - это нарочито медленное и, подчас, неуклюжее оружие, от которого, однако, в отличие от конвенциональных вооружений, почти нет способов защититься.
Принятый недавно курс на "все сделаем сами", увы и ах, не только неосуществим в принципе - автаркии нежизнеспособны, СССР это доказал на практике, но и в текущих реалиях за 5-10 лет создать современную промышленность невозможно - нет ни технологий, ни кадров, ни системы их подготовки (а менеджеры, бухгалтеры, юристы и новоявленные питонщики не умеют в инжиниринг и производство), ни денег - на единичное производство типа ракет и ВПК хватит, на серийное и массовое - нет, Жигули не дадут соврать.
Повторить "экономическое чудо" Азиатских Тигров за 10 лет не выйдет, их вели к этому гораздо дольше и это стоило для ТНК (и стран, стоящих за ними) гораздо дороже - десятки триллионов долларов и десятки же лет времени.
Подводя итог, хочется отметить, что конец был немного предсказуем ещё лет 10 назад, когда наметился явный тренд на переход на "зелёную энергетику".
Как и с СПГ в свое время - тренд был проигнорирован, а модель развития не скорректирована должным образом.
К чему это приводит, каждый житель РФ ощущает сейчас, и будет очень интересно посмотреть на результаты "ниработающих санкций" годика через полтора-два.
На засыпку же будет вопрос - на что расчет, если соотношение ВВП СНС и РФ - 25 к 1?
А пока что - у меня на Бали скоро утро и я пойду чутка покемарю, завтракать и собираться на море 😉
Не, у меня тут все ровно, тихо, спокойно, на чиле короче, а у вас как дела?
Ты ебанутый? Я не буду всё это читать . jpg
как будто автор читал
Эх, молодежь!
Вот мое поколение хотя бы читать умело, а я аж был лучшим в классе по скорочтению, типа 220 слов в минуту или что-то такое.
Но ты можешь полистать картинки, они цветные и пояснения не требуют 😉
Не забудь этот пост удалить, когда через год приедешь в Россию паспорт получать
Это больше говорит о России, чем о авторе.