Как развивался открытый мир и песочницы

Расшифровка подкаста об истории игр с открытым миром и их поджанра, песочниц.

Как развивался открытый мир и песочницы

На прошлой неделе начался новый сезон «Бифуркаста»– подкаста об истории жанров видеоигр, и в первом выпуске мы поговорили о том, как развивались игры с открытым миром и их поджанр, песочницы. Эта статья – расшифровка подкаста. Однако, если у вас есть 20 минут свободного времени и наушники, то я рекомендую послушать именно аудиоверсию. Сделать это можно здесь.

Disclaimer: ещё раз, это именно расшифровка подкаста. Перечень игр и объем информации о каждой игре мал, так как формат подкаста накладывает ограничения. Более того, всё написанное здесь может не совпадать с вашим мнением, что нормально.

Вступление

Игры с открытым миром – игры, где игрок перемещается, по сути, по одному большому уровню. Песочницы – поджанр открытых игр. Их отличие от вообще всех игр в том, что игрок полностью освобождается от традиционной игровой структуры и сам находит, выбирает и реализовывает свой собственный подход к исследованию контента.

Все игры с открытым миром разные, ведь каждая из них использует свою карту так, чтобы лучше реализовать какие-либо цели – например, провести игрока через сюжет наиболее логичным образом, позволить игроку выбрать свой подход к прохождению, или просто дать возможность выжать как можно больше веселья. Сегодня мы обсудим, как появлялись и развивались самые знаковые игры с открытым миром.

История

Первыми в этом жанре были текстовая Colossal Cave Adventure и Adventure на Atari 2600. После различные игры также пытались реализовывать и развивать идею открытого мира, однако в 1986 вышла первая The Legend of Zelda. Она была особенной…

Adventure вышла в 1979 году
Adventure вышла в 1979 году

The Legend of Zelda

Сигэру Миямото, до этого создавший Donkey Kong и Mario, придумал The Legend of Zelda во время прогулки на природе – исследуя местность, он понял, что было бы классно иметь возможность отправиться в такое путешествие и в игре. Так родилась первая The Legend of Zelda, «миниатюрный сад, который можно положить на полку», как сам Миямото описывал её.

The Legend of Zelda
The Legend of Zelda

Игра была по-настоящему открытой, за исключением нескольких экранов, куда можно было зайти только прокачавшись. Вы могли делать всё, что угодно, даже случайно наткнуться в начале игры на подземелье, где вас точно убьют. Эта «открытость» создавала настоящее ощущение приключения. Однако сами разработчики не были уверены в своём решении.

Я помню, что мы очень нервничали, так как Легенда о Зелье была нашей первой игрой, которая заставляла игроков самим думать, что делать дальше. Мы боялись, что игрокам будет скучно и некомфортно из-за этой концепции.

Сигэру Миямото
, Геймдизайнер

Однако игра стала успешной. Одним из факторов этого была её таинственность и обилие загадок. Например, определённые подземелья были спрятаны так, что без подсказки их найти было невозможно. Конечно, через некоторое время игра давала вам намёки, но на что реально рассчитывал Миямото, так это на коммуникацию между игроками – чтобы те общались, задавали вопросы, разгадывали загадки вместе. И это сработало, сыграв на руку разработчикам, ведь информация об игре распространялась по сарафанному радио.

Super Mario 64

В Super Mario 64, вышедшей на Nintendo 64, игрок исследует замок прицессы Пич, и, как всегда, спасает её. Но всё же отличия от предыдущих частей были, и значительные: помимо того, что это была первая 3D игра в серии, возможности самого Марио сильно расширялись – теперь он мог не только бегать и прыгать, но и приседать, ползать, плавать и драться.

Как развивался открытый мир и песочницы

Игровая пресса встретила игру крайне положительно, много хвалив Nintendo за удачное использование только зарождавшегося тогда 3D. Журнал Maximum, поставивший игре 5 звёзд из 5, писал: «Cтарый жанр 2D–платформеров, по сути, мёртв с появлением этой игры». Time отмечал, что впервые движение на экране ощущалось настоящим.

Невозможно уместить столько геймплея в одну игру!

Уоррен Спектор, Геймдизайнер (Ultima, System Shock, Thief и Deus Ex)

Nintendo задали новую планку качества игр и показали, что 3D пришел, чтобы остаться.

Grand Theft Auto

Вообще, GTA одна из самых культовых и повлиявших на индустрию в целом серий с более чем 250 миллионами проданных копий. Вероятно, это так потому, что GTA представляет из себя ядреную смесь The Legend of Zelda, Super Mario 64, Pac-Man и ещё нескольких игр. Как описывал её один из создателей, Сэм Хаузер, в GTA The Legend of Zelda встречает фильм «Хорошие Парни». Теперь множество игр, использующих открытый 3D мир с криминальным сюжетом называют клонами GTA.

Первой 3D игрой с открытым миром в серии стала GTA III. Ваша цель как игрока – выполнять задания, а в свободное время развлекать самого себя, и для этого игра предоставляет неплохой набор возможностей – вы можете творить в этом мире всё: воровать, убивать и убегать от полицейского преследования. И всё бы хорошо, но плавать персонаж не умеет. Но кроме шуток, игра предоставляет огромное количество проработанных развлечений, чего только стоит внутриигровое радио Chatterbox109!

Grand Theft Auto III. В неё сейчас можно поиграть и на мобильных устройствах.
Grand Theft Auto III. В неё сейчас можно поиграть и на мобильных устройствах.

Через 12 лет после выпуска GTA III мир увидел GTA V. Она стала больше, лучше, амбициознее и дороже предыдущих частей – общая стоимость разработки составила $270 млн., а количество проданных копий – более 95 миллионов, заработав более миллиарда уже за первую неделю продаж.

Открытый мир игры достаточно уникален – он по-настоящему живёт благодаря улучшенному движку Rockstar, который добавляет достаточно сложное поведение обычным NPC.

Minecraft

Начатый Маркусом Перссоном, теперь известным в игровом сообществе под никнеймом Notch, как тестовый проект, Minecraft был вдохновлён Dwarf Fortress, Dungeon Keeper и Infiniminer. Релиз первой версии состоялся в 2009 году, позже самая первая версия будет названа Classic. Тогда в игре не было ни крафта, ни инвентаря, свет был сплошным, а не динамическим, как сейчас, но игра уже содержала самые основные блоки – землю, песок, воду, камень и так далее. Minecraft обрёл популярность и начал развиваться. Notch ушел с работы, основал Mojang, в начале 2011 игра вошла в стадию Beta, и меньше чем через месяц уже была распродана миллионным тиражом, а в ноябре того же года, перед финальным релизом, игру купили уже 4 миллиона человек.

После пошли версии для консолей, мобильных, даже микрокомпьютеров. В 2014 году Mojang была куплена Microsoft.

Казалось бы, как игра про квадратный мир, где ты можешь ставить блоки могла стать второй по продажам в мире с более 150 миллионами проданных копий? Во-первых, Minecraft реально практически безграничен – мир будет процедурно генерироваться вплоть до 100 миллиардов квадратных километров. Во-вторых, вы действительно можете построить всё, что пожелаете: игроки уже строили города, космические корабли, даже объекты из реального мира – Эйфелеву башню, полноразмерные модели жилых комнат (они реально огромные!), и даже Королевскую Гавань из Игры престолов. А механика рэдстоуна позволила построить простой компьютер со своей оперативной памятью. В-третьих, у игры огромное сообщество моддеров. Хотите построить ядерный реактор, слетать на луну или устроить битву покемонов? Это всё можно сделать с помощью модов.

Это скриншот из игры с применённым текстурпаком
Это скриншот из игры с применённым текстурпаком

Minecraft стал культурным феноменом – отсылки к нему можно встретить во множестве произведений массовой культуры – от Симпсонов до клипов Lady Gaga.

Сейчас Minecraft – не просто игра, а ещё и обучающий инструмент. В специальной версии для образования реализована, например, механика химических реакций, что позволяет изучать химию весело и просто.

No Man’s Sky

Анонсированная в 2013 году, No Man’s Sky привлекла много внимания игровой прессы. Первые трейлеры намекали на красивую графику, совместную игру и бесконечные возможности для исследования. Правда, на старте мультиплеера не было, графика была так себе, да и через некоторое время игра начинала повторять себя и становилась скучной. После огромного количества критики разработчики замолчали, но через некоторое время вернулись с первыми обновлениями – улучшилась графика, производительность, расширился сюжет, после начали появляться базы и зачатки мультиплеера, и, наконец, в 2018 году вышло обновление Next, добавившее полноценный мультиплеер. Игра ворвалась в чарты, а отзывы сменились с отрицательных на положительные.

В No Man's Sky можно купить космическую станцию
В No Man's Sky можно купить космическую станцию

Как говорят сами разработчики, No Man’s Sky способна процедурно сгенерировать 18 квинтиллионов миров со своими уникальными флорой и фауной. Ваша цель в этой огромной вселенной – не потеряться, добывать ресурсы, улучшать свои костюм, инструменты и корабль, а также торговать с тремя местными расами. И это на самом деле интересно, так как игра постоянно генерирует какие-нибудь активности, не давая вам заскучать. А если вы хотите просто отдохнуть – найдите планету с хорошей погодой и просто идите вперёд, сканируя животных и растения, и осматривая окрестности планеты. А с помощью фоторежима вы сможете создать по-настоящему красивые скриншоты.

* * *

Конечно же Minecraft и No Man’s Sky – не единственные песочницы. Есть, например, ещё Terraria и Starbound – по сути, двухмерные копии Minecraft, где ваша задача – собирать ресурсы, строить жилище, сражаться с монстрами, одним словом – выживать. Однако Starbound добавляет космос и возможность перемещаться между планетами, также в игре есть сюжет. И хотя они, конечно, заняли своё место в истории видеоигр, останавливаться на них нет смысла. Давайте вернёмся к просто открытому миру.

The Legend of Zelda: Breath of the Wild

Помните, в начале выпуска я говорил, что каждая игра реализовывает с помощью открытого мира какие-то свои цели? Так вот, эта часть The Legend of Zelda использует открытый мир для того, чтобы позволить вам отправиться в настоящее путешествие. Разработчики вернулись к этой же идее первой части, правда, придумав заново всё остальное.

Возможностей очень много: например, чтобы победить монстров в пещере, можно выстрелить в лампы (присмотритесь в «глаза») , они упадут и спровоцируют взрыв.
Возможностей очень много: например, чтобы победить монстров в пещере, можно выстрелить в лампы (присмотритесь в «глаза») , они упадут и спровоцируют взрыв.

Итак, в чём же особенность этой игры? Во-первых, в её абсолютной нелинейности, что заметно с самого начала. В основном сюжете у вас есть только стартовая точка – пробуждение Линка – и конечная точка – победа над Ганоном. Как идти из точки A в точку B, да и идти ли вообще – выбираете вы сами. Другими словами, с самого старта игры вы можете побежать в любую сторону, которую хотите и делать абслютно всё, что хотите. Например, вы можете не подойти к NPC, который будет близко к месту начала, а побежать в другую сторону и встретить там врагов. Если вам повезёт, то в качестве оружия у вас будет ветка. С таким godmode оружием, вы, конечно, победите всех. При этом вы можете не попасться монстрам, а подождать, пока они беспечно лягут спять, оставив своё оружие – скорее всего это будут дубинки – на земле, подкрасться, забрать дубинки и убежать. Или же разбудить их. В этом случае они проснутся, начнут искать оружие, и, растерявшись убегут или наоборот, разозлившись побегут на вас, подобрав по дороге палку.

Так мы подошли ко второй особенности Breath of the Wild – открытый мир здесь – система, в которой всё взаимосвязано. Монстры знают, где лежит оружие и что делать, если его забрали. А ещё они умеют готовить себе еду, общаться между собой, а также реагировать на множество других ситуаций.

Ещё, все механики в игре работают одинаково и всегда. Например, дерево горит, что логично. Вы можете разжечь костёр, взять стрелу, поджечь её и выстрелить в другую деревянную поверхность, она загорится. Если идёт дождь, то огонь всюду будет гаснуть. А ещё вы не сможете лазать по горам – они становятся скользкими. А если бьют молнии и на вас металлическое обмундирование, то лучше его снять как можно скорее – вас ударит. А ещё в игре есть механика химии, когда элементы могут смешиваться под воздействием внешних факторов и становится новыми элементами.

Мир открыт и огромен, но вам практически не дают информации о нём. Изначально у вас есть карта, но она выглядит как тёмное пятно. Чтобы там появилось хоть что-то, вам нужно залезть на вышку, которая разблокирует карту текущего региона, но не метки с интересными местами. Всё остальное – за вами. Другими словами, ваше исследование мира двигается не сюжетом, а лишь вашим любопытством. И поверьте, вы много раз будете хотеть закрыть игру, но вдруг увидите что-то интересное вдалеке, побежите туда и опомнитесь через несколько часов, ведь это затягивает!

Расхваливать эту часть The Legend of Zelda можно бесконечно долго, однако нужно понимать, что всё же игра эта не для всех – она достаточно сложна и требует усидчивости. Но чтобы там не было, Breath of the Wild получила невероятно высокие оценки критиков и простых игроков, её назвали шедевром и одной из лучших игр в принципе. И она стала причиной, по которой Nintendo Switch была продана 15-миллионным тиражом в первый же год, что больше PS4 и Xbox One.

Nintendo в который раз задала новую планку качества и количества контента, которое можно уместить в игру.

* * *

Это были 6 самых знаковых openworld-игр. Какие выводы можно сделать? Я думаю, что, во-первых, будет появляться всё больше игр с процедурной генерацией всего — относительно недавний успех No Man’s Sky после последнего обновления показывает, что игроки всё же заинтересованы в играх, где вам нужно развлекать самих себя. И, кажется, там обязательно должен быть мультиплеер, что, опять же, понятно из успеха No Man’s Sky. Во-вторых, The Legend of Zelda показала, что игроки любят игры-системы, где всё вокруг работает согласованно.

Узнать больше

Если вам интересна эта тема, то обратите внимание на Super Mario Odyssey –игра представляет собой набор больших уровней, которые можно считать открытыми микромирами. Также серия Just Cause, Skyrim (лучше всего играть с помощью Amazon Alexa!). Большой и проработанный мир есть в Watch Dogs (особенно во второй части), правда, его основная цель – вывалить на вас гору заданий. Отдельный шарм также есть у мира Mafia II. А ещё в 2019 году выходит Shenmue III, разработчики которой обещают открытый мир.

2828
56 комментариев

По моему это не очень хороший обзор на последнюю зельду а не истории песочниц.

3
Ответить

Эм.. это точно история? Какая Зельда, когда на ПК были опен-ворлд РПГ в виде Ultima, Hydlide и Wizardry и только позже на консолях вышли Легенда о Зельде и Драгон Квест. Причем заимствоваапния у этих ПК-игр даже не скрывались. Многие до сих пор считают, что Hydlide - клон Зельды, но он вышел на 2 года раньше) Ещё был космосим Elite, который тожде подходит под описание.
И это именно знаковые игры. Так-то опенворлдов было больше, включая всякие игры уровнем пониже.

12
Ответить

чего ещё можно ждать от консульщика.

5
Ответить

Компетенции автора не очень глубокие, хоть и широкие. К примеру, Майнкрафт и Террария совершенно по-разному играются, они построены вокруг весьма разных активностей. Нужно довольно мало знать об этих играх, чтобы говорить "Террария это Майнкрафт в 2д".

3
Ответить

Согласен, Ультима вообще знаковая вещь, которая толкала жанр РПГ вперед и постоянно развивала концепцию открытого мира. Даже зарождению immersieve sim мы ей обязаны. Но в рунете никто в них почти не играл. У нас вообще культ консолей начал развиваться, жаль, в смысле жаль что ру сообщество не знает о многих культовых играх.

1
Ответить

Моё упущение в том, что я не дал понять, что это
а) не исчерпывающая история
б) slightly opinionated история
Опять же, если у вас есть желание раскрыть тему лучше – сообщество будет радо ещё одной статье :)

Ответить

Я всегда отталкивался от того, что игры-песочницы это не те игры где игрок исследует, а там где он развлекает себя сам с помощью механик и инструментов заложенных в игру разработчиком ( ну как в реальной песочнице). Поэтому большая часть игр-примеров по моему мнению мимо кассы.

5
Ответить