Внизу - большое достоинство: персональный топ-10 самых красивых станций Московского метрополитена + немного истории
Хочу сделать официальное признание: я обожаю московское метро. И дело вовсе не в его чистоте, удобстве, стабильности работы и прочих атрибутах «похорошевшей Москвы» (+15 р. от мэрии). Метро было для меня отдушиной задолго до пресловутой эры велодорожек, в якобы «тучные» нулевые, когда большая часть города на самом деле представляла из себя довольно унылое зрелище. Далёкой от идеала была тогда и подземка, встречавшая пассажиров духотой, грязью и криповыми попрошайками всех мастей. Тем не менее, она всегда воспринималась мною не просто как общественный транспорт, а гигантским оазисом красоты прямо под бетонными джунглями. И меня удивляло и продолжает удивлять, что большинство людей в столице будто этой красоты не замечают.
Немногие знают, но вообще-то разговоры о необходимости создания в Москве метрополитена начались ещё при царской власти. К началу ХХ века скоростные поезда уже ходили под Лондоном (с 1863 года), Будапештом, Парижем и другими крупными западными городами. Российскими инженерами было разработано свыше десятка проектов, вызвавших ожесточенные споры среди чиновников и критику прессы, но ни один из них так и не был реализован. А потом случилась революция, следом Гражданская война и всем на долгое время стало не до метро.
Первая линия московского метро - разумеется, красная - была открыта 15 мая 1935 года и тянулась от «Сокольников» до «Парка культуры». Нетрудно предположить, что запредельная, очевидно излишня для общественного транспорта декоративность была частью Сталинской пропаганды. Об этом прямым текстом писала и партийная газета «Правда», называя метро «могучим агитатором за социализм». Агитация, надо сказать, работала. Вот что писал будущий автор «Маленького принца» Антуан Экзюпери после визита в столицу СССР:
Народ, который при реализации метро придаёт столько значения роскоши и свету, при этом сочетая практичное с приятным, уже построил главное - это народ, который уверен в своём будущем»
Конечно, именитый француз вряд ли посещал коммуналки и бараки, в которых жили простые советские семьи в те годы. Метро было местом, в котором коллективное благо превосходило личное, и в этом смысле оно полностью соответствовало идеологии, декларируемой государством. В Москве на тот момент почти отсутствовал частный транспорт, зато общественный был похож на гигантский дворец, где каждый рабочий и каждая колхозница мог почувствовать себя хозяином жизни.
Московское метро - главный памятник советской утопии, представлений о величии грядущей эпохи. В этом и состоит сегодня его культурная ценность: всего за несколько десятком рублей мы оказываемся в крупнейшем музее в мире, где красота станций-экспонатов несёт не только эстетический, но и глубокий исторический смысл.
А ещё Московский метрополитен греет мои патриотические чувства.
Дело в том, что большинство крупнейших сталинских проектов было сделано или под надзором западных специалистов (ГАЗ, Днепрогэс, тракторные и металлургические заводы), или при помощи буквально рабского труда (БАМ, Беламорканал). Метро же строилось под руководством инженера Павла Роттерта - этнического немца, но давно обрусевшего, связавшего свою жизнь с Россией, а затем и с СССР. Его заместителем был уроженец Николаева Константин Финкель, который ранее участвовал в строительстве Берлинской подземки.
А главной рабочей силой выступали десятки тысяч добровольцев со всей страны, которых набирали в комсомольских организациях и которые, по воспоминаниям самих работяг, воспринимали проект с огромным энтузиазмом.
Ну и вишенка на торте: судя по информации из открытых источников, в процессе строительства, несмотря на всю его сложность, не произошло ни одной крупной аварии с человеческими жертвами.
На сегодняшний день в Московском метрополитене 14 линий (без учёта монорельса и МЦК) и аж 263 станции. Удивительно, но достойными в эстетическом плане кажутся большинство из них. Некоторые новейшие станции и вовсе можно не кривя душой назвать шедеврами: «Славянский бульвар», «Достоевская», «Фонвизинская», вся Солнцевская линия. Но самыми прекрасными я считаю всё-таки ранние работы. Попробую их проранжировать потому что… почему бы и нет ? В скобках будут обозначены линии, на которых расположены станции. Все фотографии - не мои 🤷♂️
Пишите в комментах, какие станции в Московском метро или в метро вашего родного города вы считаете самыми крутыми.
————————————————————————
10. «Площадь Революции» (Арбатско-Покровская)
9. «Новокузнецкая» (Замоскворецкая)
8. «Таганская» (Кольцевая)
7. «Проспект Мира» (кольцевая)
6. «Электрозаводская»(Арбатско-Покровская)
5. «Новослободская» (Кольцевая)
4.) «Арбатская» (Арбатско-Покровская)
3. «Киевская» (Арбатско-Покровская)
2. «Маяковская» (Арбатско-Покровская)
1.) «Комсомольская» (Кольцевая)
————————————————————————