Мультиплатформа больше не лучший друг Sony?

Мультиплатформа больше не лучший друг Sony?

Зачем к началу нового поколения платформы сражаются за наши кошельки, и почему у Сони с этим проблемы.

Сегодня мы увидели не просто ход конём — Microsoft объявила о соглашении о приобретении крупного издателя с кучей IP для продвижения своих сервисов и новых консолей. Выбор наиболее логичный для обеих сторон, от которого Bethesda не потеряет много прибыли, учитывая их интерес к ПК. Но в этом приобретении важно не только то, что вскоре игры издателя будут часто миновать PS5 прямо в Гейм Пасс, а в комбинированном сигнале, который легче всего сформулировать как «лучшая мультиплатформа теперь у нас.»

Начнём с предыстории.

Классическая картина: если игра выходила и на PS3, и на Xbox 360, то лучше проходить её на Иксбоксе. Возьмем для примера Read Dead Redemption, разрешение на PS3 — это 640p, которые поднимаются до 720р с помощью «мыльного» АА, на Xbox же прямые 720 пикселей. Проверьте сами:

Разница очевидная, но что она даёт игрокам? Знание, что в мультиплатформу лучше играть на Иксбоксе.

В Sony поняли просчёт, и следующая консоль получила графику сильнее конкурента Xbox. Сыграло им на руку и то, что Microsoft под E3 2013 взбрендила, что у игроков появилась нужда смотреть ТВ с консоли (нет) и платить 500 долларов за более слабую консоль с сомнительными практиками (нет). Sony, конечно, не ограничилась подтянутыми спецификациями. Для инди разработчиков были созданы благоприятные условия, разработка стала легче, В плане «цензуры» фансервиса японских игр ПС4 вместе с Витой оказались самым свободным местом в игровой индустрии.

И вот мультиплатформа опять лучше всего на PlayStation. Если посмотреть на список наиболее продаваемых игр для платформы, то мы увидим, что эксклюзивы там занимают не первое место.* Даже крупные игры, издаваемые Sony, со временем продаются по мощным скидкам и в очень выгодных бандлах. Даже так, одни из наиболее успешных игр на платформе — ежегодные франшизы, крупные консольные релизы. Оба платформодержателя ставят акцент на сбор процентов с большого числа 3rd party игр, микротранзакций и т.д., а немаловажная роль эксклюзивов — вовлечь игрока в экосистему, где он затем будет тратить деньги в играх других издателей.
*Стоит только учитывать, что данные могут быть неточными. Лишь Нинтендо публикует точный список бестселлеров каждый квартал, потому как их бизнес завязан на железе и играх собственного производства.

2017, год, который просто кот.

Хорошо, мы выяснили, почему игры, доступные на каждой из консолей, так важны для большего процветания отдельной из них. Но в 2017 году что-то пошло не так. С Xbox случился Фил, а с Nintendo — Switch.

Sony уже отреагировала на бум 4К телевизоров, а в том году была очередь Майкрософт. И с того времени Майкрософт вновь заявила о себе как «лучшем месте для мультиплатформы.» Пример, опять же, Read Dead Redemption, в этот раз сиквел. На Xbox One X честные 4К — на PS4 Pro изображение в режиме 4к более расплывчатое, чем в 1080р. Если хотите, сравните сами:

Мультиплатформа больше не лучший друг Sony?

С тех пор Майкрософт дала установку на годы вперёд: ожидать лучшего качества на Иксбокс. Кусок ААА игр если и не был отнят, то оказался заметно погрызен.

В том же 2017 году Microsoft запустили Game Pass — первое Netflix-подобное решение для игр. Фил Спенсер показал игрокам, зачем нужно переходить на Xbox, даже если крутых эксклюзивов для себя не нашли: ради доступных игр. С приближением некст-гена Гейм Пасс набирает всё большую ценность как набор мультиплатформы и консольных эксклюзивов. Уже можно сказать, что купить Иксбокс и не подписаться — это невежество какое-то. Sony нашли ответ лишь в формате «выдать игрокам набор из игр по обратной совместимости» в рамках PS Plus, что для меня больше похоже на удержание лояльности, чем на полноценный ответ.

Мультиплатформа больше не лучший друг Sony?

У Нинтендо получилось зайти на территорию Сони с другой стороны. В этот раз в Нинтендо открыли врата для наплыва инди, и форм-фактор «домашней консоли в руках” помог небольшим играм оторваться от большого экрана. Вместе с тем, они ослабили “цензуру» и по сути поглотили нишу PS Vita, переманив часть японщины, которой не пришлись по духу новые ограничения Сони.

Игрокам настолько понравился формат Nintendo Switch, что некоторые разработчики заявляли о кратном увеличении продаж в сравнении с PS4. Версия Bloodstained: Ritual of the Night для Switch — пример тому, как игра получила большие продажи на этой платформе, несмотря на худшее состояние порта. Разработчикам же понравился больший отклик новой платформы, в то время как можно было видеть жалобы на магазин PS Store и то, как он показывает пользователям новые игры. (Я бы скинул твит разработчика, столкнувшегося с такими проблемами, но попробуй найди его теперь, да ещё и посреди ночи). Впрочем, есть надежда, что PS Store будет улучшен для релиза PS5, как и UI операционной системы.

В новое поколение с новыми лицами

Вот мы и подходим к новым рубежам. Уже нет сомнений, что не будет повторения ситуации с Xbox One / PS4, как минимум нас ожидает борьба на равных. Что касается формирующегося положения Sony в новом поколении, можно подумать, что ни самым производительным, ни самым доступным, и ни самым удобным местом для игр PlayStation теперь не является. Новая консоль Sony становится лучшим местом только для эксклюзивов, какими бы они ни были, что не помогло тем же Dreamcast / Wii U выйти из тени неприятия мультиплатформой. Конечно, с PS5 никуда не пропадут все те игры прочих издателей, но идентичность консоли “для игроков” за последние годы растерялась. PS5 не может соревноваться в производительности с Xbox Series X, доступности с Series S, ценности с Game Pass, удобстве и универсальности с Nintendo Switch. Как это отразится на интересе издавать и, самое главное, покупать игры на платформе в действительности, а не в рамках рассуждений, мы увидим в скором будущем, ну а пока —

36
122 комментария