Заповедник Зелирия. Дневник разработки. Часть 10. Позолоти лапку!

Всем привет! Сегодня у нас десятая, юбилейная глава Дневников разработки. Дело у нас близится к финалу, так что времени всё меньше и меньше на всякую ерунду, типа дневников, но раз уж взялись рассказывать о разработке, то будем продолжать.

Как обещал в конце прошлой части, сегодня немного расскажу о наших попытках сделать игру своими руками, но за чужие деньги. Проще говоря, о пожертвованиях.

Золото лишним не бывает...
Золото лишним не бывает...

В начале дневников я упомянул основной и на тот момент единственный источник финансирования разработки – наши собственные кошельки. Сумма была примерно прикинута, после чего раз в месяц мы скидывали деньги «в общак» и распределяли их на текущие нужды (читай: на оплату работы художников).

Дальше пошла жара. За первые два месяца игра мутировала из «простенькой ВН» в «ОМГ 25+ часов чтения». Казалось бы, мы снова в дерьме, ведь объём графики должен был вырасти кратно! Но нет! Это был тот редкий случай, когда наш же идиотизм нас и спас – увеличив объём, мы пересмотрели подход к графике. Сцены в игре стали использоваться не на каждый чих (было примерно 1 на 5 минут игры в среднем), а только в действительно интересных ситуациях (что, впрочем, не помешало придти к количеству 100+ сцен на 25 часов игры). В результате при сильном росте числа игровых событий и, как следствие, игрового времени, мы почти не изменили первоначальный финансовый план.

Но. Рисунки-рисунками, но нужна ещё музыка, хотя бы какая-то реклама, а ещё мы решили, что финальные сцены нам тоже нужны в реал-стиле, как уже было сделано в интро. А ещё сайт: хостинг и домен. Мелочи, но именно из них и собирались ощутимые для нас суммы. В итоге общий планируемый бюджет игры вырос в полтора раза.

Мнение команды по этому поводу:

Слегка расстроились...
Слегка расстроились...

Но сдавать назад было поздно, кошельки не резиновые – решили идти по миру. То бишь собирать пожертвования. В группе Вконтакте (https://vk.com/salangan) прикрутить приложение для сбора пожертвований было делом пары минут, создать раздел донатов на сайте – день. Но это, логично, не самые лучшие методы сбора.

Какое слово приходит в голову первым при фразе «начали краудфандинг»? Правильно. Kickstarter. Именно туда обычно идут все желающие набрать немного денег на свою поделку.

С одной стороны – это правильно – процент успешных сборов, как и средняя собираемая сумма, там в разы выше, чем на любых других краудфандинговых платформах.

Но. Есть несколько значимых НО:

1) Нужно гражданство только определённых стран. СНГ, естественно, не канает.

2) Нужно постоянно общаться с сообществом – вопросы на кикстартере задавать любят.

3) Нужно делиться. Мощно делиться. Поскольку вы будете «косить» под гражданина одной из «допустимых» стран, то налоги с вас вычтут в соответствии с их законодательством. То есть, кроме комиссии площадки, вы минимум треть суммы отдадите на налоги. И нет, избежать этого не получится. А часть суммы уйдёт посреднику-гражданину, который вам и будет помогать. Разумеется, это не актуально, если у вас есть друзья, готовые помочь бескорыстно.

Взвесив все за и против, мы решили пойти самой простой дорогой – выбирать из русских площадок, которых, по сути, всего две: Планета.ру (www.planeta.ru) и Boomstarter (https://boomstarter.ru/). Особой разницы между ними нет, но мы выбрали Планету за счёт заявленного ими более оперативного вывода собранных средств и минимальной планки вывода (от 51% заявленной суммы сбора).

Материалы подготовили, кампанию открыли. Запрошенная сумма была на первый взгляд невелика – всего 20.000 рублей. Может показаться, что это очень мало. Что ж, это действительно очень мало, но тут действует принцип «больше просишь – меньше получишь». Изучив другие сборы, мы вынуждены были констатировать – за время работы площадки НИ ОДНА инди-игра для ПК не собрала заявленной суммы полностью, и всего одна дотянула до 51%-го порога. Ни одна ВН не собрала и тысячи рублей. Шикарные перспективы, не правда ли? :)

Учитывая вышесказанное, мы не рассчитывали на успех сбора, тем не менее приложили все усилия для рекламы нашего маленького краудфандинга и в целом продвижения игры, от которой из готового у нас была только демо-версия (третья, без реворка графики). И это дало результаты – насобирав на Планете шестнадцать с половиной тысяч, мы стали вторым инди-проектом, который всё-таки получил оттуда деньги. Сумма не огромная, но когда платишь из своего кармана, то любое пожертвование существенно улучшает жизнь и облегчает разработку.

Почесав репки, мы решили продолжать побираться, и на сей раз взять «повыше», а именно – выйти на зарубежную платформу Indiegogo (igg.me/at/salangan). Сумма, заявленная там, ощутимо больше – 1800 долларов со сроком в 2 месяца. Собираем и сейчас, посмотрим, что получится в результате, пока набрали чуть меньше 430 баксов.

В то же время по выложенным на сайте (http://salangan.com/ru/donate/) и в группе ВКонтакте (https://vk.com/topic-66614302_36346773) реквизитам нам иногда подкидывают разовые пожертвования и суммарно это не сильно уступает другим источникам нашего «дополнительного финансирования». Спасибо вам, ребята!

Это была краткая история «как у нас». Теперь же хочу прояснить некоторые моменты, которые не принимает во внимание большинство «краудфандеров» (ух, как громко звучит-то!) и вообще всех, у кого возникает шальная мысль «а не начать ли мне собирать донаты!?»

1) ВАМ НИКТО НИЧЕГО НЕ ДОЛЖЕН! Вот прямо вообще. Донат, пожертвование – дело добровольное. Вы можете просить, но не можете требовать. Это актуально везде, включая формулировки. То есть «если хотите лялю – дайте денег» – неправильно, «пожертвуйте нам монетку, а мы в благодарность дадим вам лялю» – правильно.

2) Прося – предлагайте что-то взамен. Создавая игру, вы можете предлагать в благодарность ключи, обои для рабочего стола, ранний доступ, да что угодно. Но вы должны отблагодарить каждого, кто пожертвовал вам деньги. Просто это правильно.

3) Пообещав что-то – выполняйте. Причем это касается не только общих обещаний «выпустить игру», но и всех «донат-бонусов». Например, если вы поставили на сайт бонус «ваш персонаж за эн рублей», то получив эту сумму – будьте готовы внести в игру персонажа, которого у вас попросят. Даже если ему не было предусмотрено места в сюжете. Даже если он вам не понравится. Даже если пожелания донатера будут казаться вам неуместными в игре. Или возвращайте деньги (но это значит опозориться, так что лучше оговаривать условия и ограничения по персонажу сразу).

4) Можно много говорить о рекламе, продвижении сбора, привлечении ЦА, но по факту, соберёте вы что-то или нет – зависит во многом от случая. Мы долго изучали кикстартер и пришли к выводу – все инди-команды без имени в одинаковом положении. И там, где одни набирали 300% от 5к, другие не получали и 10% от 2к. При примерно одинаковом оформлении и даже близком сюжете. То есть надеяться на сбор вы можете, но рассчитывать и полагаться на него – нет.

5) Скорее всего, вы не соберете и близко той суммы, которая нужна на выпуск проекта, поэтому основное правило – вы не должны зависеть от донатов вообще никак! Если вы рассчитываете «вот сейчас начнем на энтузиазме или вложим три рубля, а потом донатами соберём остальное и отрелизимся» – поздравляю, вы сядете в лужу с таким плеском, что девятый вал позавидует. Вы должны рассчитывать свои финансы так, чтобы выпустить свой проект даже в том случае, если вам не пожертвует никто и ничего.

И немного о таких зверях как «спонсор» и «инвестор». Первые занесены в Чёрную книгу (для тех, кто в танке – вымершие виды), вторые – последнее, что вам на самом деле требуется.

Спонсор – это тот, кто готов вложить в ваш проект деньги, ничего не прося взамен или хотя бы не требуя доли в нём. По сути, все ваши донатеры – это и есть спонсоры. Но тут я имел в виду человека, который принесёт вам всю сумму, которая требуется на разработку. Таких нет.

Инвестор – тот, кто готов дать вам деньги, но в обмен вы отдадите ему какую-то часть от прибыли проекта или вовсе сделаете его своим издателем. Если ваш проект средненький – вы не заинтересуете инвестора и проблемы не будет. А если более-менее стоящий, то приняв «помощь», вы очень легко станете или чужими в своём собственном деле, или отдадите огромный кусок прибыли инвестору. Принимать такое решение нужно обдуманно и всей командой, ведь после согласования условий и подписания документов (а без них даст вам деньги только феерический идиот) отыграть ситуацию назад уже будет нельзя.

В заключение я, от имени команды, хочу поблагодарить всех, кто уже поддержал нас и планирует поддержать в будущем. Именно ваши пожертвования позволили нам реализовать многое из того, что у нас было в списке «если денег хватит» – улучшить графику финалок, улучшить визуал игры в целом за счёт использования на сценах работ нашего фоновика (персонажник не дружит с фонами, как вы могли заметить по первым сценам).

Не буду кривить душой и растекаться в благодарностях типа «без вас мы бы не справились». Мы бы справились. Но игра была бы немного короче, мы бы не смогли позволить себе качественную музыку, не улучшили бы графику. Благодаря вам мы смогли полностью реализовать все наши задумки и, хочется верить, не разочаруем вас!

1515
Начать дискуссию