И я решил немедленно ему ответить. Итак, пользователь Garry Claude вчера выложил в блогах текст на тему того, являются ли игры искусством. Тема уже привычная, текстов о ней было написано разными людьми много. Но этот конкретный определённо достоин внимания, так как в нём автор высказал интересные, непопулярные мысли. Вот только свидетельства, которые он привёл в защиту своей позиции, на мой взгляд, истолкованы неверно, да и вывод, который сделал автор, чересчур наивен, и, по моему мнению, совершенно противоположен истине.
>Если игру легко переложить в комикс — значит по глубине ей далеко до книг.
Довольно поверхостно. Учитывая, что существуют «Хранители», «Возвращение темного рыцаря», «Сага», «Маус» и многое другое.
Очень сомнителен и тезис о том, что фантастический сеттинг претит высокому титулу искусства. Но автор далее сам это подтверждает, когда пишет про ведьмака и масс эффект. А правда в том, что выдуманные обстоятельства помогают авторам говорить о людях. А если уж в видеоиграх эта фантастичность вам претит, то давайте вспомним, допустим, Кормака Маккарти с его «Дорогой». Да чего уж там. Азимова можно вспомнить. Толкиена. Или Оруэлла, Замятина... а можно копнуть дальше к мифологическому мышлению и вспомнить средневековые эпосы. Выдуманные обстоятельства, персонификация необъяснимых явлений, фантазия и попытки объяснить необъяснимое с помощью придуманного - это стержень сторителлинга испокон веков.
Не совсем понял, почему автору столь удивительной кажется его находка, согласно которой искусство может быть аттракционом? Искусство - и есть аттракцион. Аттракцион эмоциональный. Чтение книг, просмотр фильмов, изучение картин, чтение комиксов - все это дает эмоциональный отклик. Есть приземленное искусство, не требующее багажа знаний. А есть более глубокое. Не в плане пресловутого смысла, а просто пост-модернисткое. При ознакомление с которым нужно понимать не децствийтельность, а подлежащий деконструкции культурный пласт. Но это уже детали.
Да и вообще суть искусства не в поиске великого смысла. Чтобы быть искусством произведению не обязательно на каждом шагу кричать «а вот это отсылочка! Вот тут глубина! Вот тут смысол». Нужно всего лишь увлекать за собой и привносить с собою вопросы, ответы на которые зритель/читатель/игрок ищет вместе с авторами.
Согласен с общим вашим утверждением, в том числе и что проекция сюжета на комиксы ни о чем не говорит. Но примеры комиксов у вас только контрагументирует вашу позицию.
Ведьмак ближе всех остальных игр подобрался к черте, обозначающей настоящее искусство. Всё потому, что его вселенная лишь прикидывается вымышленной, а на самом деле и типажи персонажей, и ситуации взяты вполне себе из реальной жизни.
Почему к "жадным" издателям приплетена Valve? К тому же она (компания) издатель-разработчик. И если говорить только про их собственные игры то где там "жадность" для меня большой вопрос. Если по классическим сериям (HL, Portal, L4D, CS до GO.) вообще говорить нечего, купил и играй. То и по играм-сервисам (DOTA, CS:GO) у них тоже всё куда более чем демократично. В обеих играх внутриигровые покупки абсолютно не влияют на геймплей, а самые дешёвые "скины" можно взять за несколько копеек (буквально копеек) на их же официальной торговой площадке, т.е. нет привязки к аккаунту после покупки как в 99% играх-сервисах выходящих не в стиме. Так что в случае CS купил и играй, в случае доты скачай бесплатно и играй. Где жадность то? Да и внутриигровые боевые пропуски (которые опять же не дают никакого премущества в соревновательном плане) стоят как правило 6-10$ и действуют по 4 месяца, а когда и больше. Повторю вопрос ещё раз, где жадность? (valve complete pack из 19 игр на любой крупной распродаже стоит 200 рублей)
И вдобавок, в прошлом году разыгралась драма между воркшоперами (людьми, рисующими шапки для доты) и компанией, якобы она стала сильнее оббирать производство этиз шапок, из-за чего мастера лишились (половины?) былого дохода.
Valve действительно значительно менее жадная, чем остальные из списка. Но её принято пинать за то, что продала будущее Half Life, L4D и других франшиз ради шапок в доте. И именно она задала в большом Пк-гейминге моду на игры-сервисы. Не забывай, что она ещё и берет 30% от всех покупок в стиме, лишая выпускающиеся там игры значительной части дохода.
Чз насчёт жадности, но предавать из разу в раз своих фанатов это то ещё дегенератство.
До сих пор помню как мир гудел по дайртайду, уже вольво и негр-президент выясняют что это такое. А вэлв услышали только через неделю и то в духе "мы вообще-то не собирались, но вот вам прошлогодний дайртайд". И так из года в год.
Тяжело придумать бездарнее можно было слить такое преданное сообщество.