Сколько бит стоит человеческая жизнь?

Постараюсь вкратце объяснить вам, что вообще такое код и подвести к следующей статье, в которой мы разберем, что такое электричество и узнаем, как с помощью него закодировать информацию.

Сколько бит стоит человеческая жизнь?

Начнем с того, что с помощью кода мы можем обмениваться информацией, где важным условием является то, что получатель может данный код правильно интерпретировать (понимать).

Самый простой пример кода из массовой культуры – опущенный палец вниз на гладиаторских боях, что для гладиатора означало смерть, или поднятый вверх – жизнь. (Кстати, здесь имеет место неправильная интерпретация кода в современной культуре, так как данные жесты означали немного другое). Но вернемся к коду. С помощью всего лишь одного пальца руки мы можем принимать настолько важные решения для чьей-то жизни. Сравните даже по трудозавтратам, что легче, произнести целую фразу «Я желаю, чтобы он жил» (а ее надо не просто произнести, а прокричать, чтобы вас услышали) или просто показать палец вверх?

Так вот, представим, что других пальцев, кроме больших, у нас нет, а также условимся на том, что все жесты, кроме пальца вверх или вниз, считаются запрещенными в Древнем Риме. С помощью большого пальца правой руки мы можем показать два значения. Давайте обозначим их с помощью 0 и 1. Большой палец вверх – 1. Большой палец вниз – 0.

Теперь объяснять будет намного удобнее, потому что мы снова закодировали информацию, уже с помощью цифр.

0 — смерть

1 — жизнь

Носителя же нашей информации вместо сухого и скучного рука будем называть бит, который, как мы теперь знаем, может иметь два значения. Так что теперь всего-лишь с помощью одной руки, т.е одного бита, мы можем распоряжаться человеческими жизнями.

Но что, если мы хотим чего-то большего, чем просто вершить человеческие судьбы. Предположим, что мы хотим не только даровать или отнимать жизни, но и хотим, чтобы гладиатор станцевал для нас чечетку. И мы понимаем, что одного бита, чтобы закодировать новую информацию, нам уже недостаточно. Думаю, что вы быстро решили бы проблему, будь кто-то из вас императором, и быстро догадались бы подключить вторую руку.

Сколько значений мы можем получить в таком случае? 2 в степени n, где n — количество рук (бит). Ну и сразу вопрос для закрепления, сколько команд для гладиаторов имел бы четырехрукий бог Шива (а если бы у него было двенадцать рук?).

Имея два бита информации мы можем лучше раскрыть потенциал своего могущества:

  • 00 — смерть
  • 01 — жизнь
  • 10 — танец

И еще одно значение вы также можете написать в комментариях, что именно вы бы хотели получить от гладиатора. В моём случае – пусть споёт. Теперь представьте, как много мы можем достичь, имея 8 бит информации. 256 значений, с помощью которых уже можно управлять целыми армиями гладиаторов. Думаю, концепция кодирования информация с помощью бита вам должна быть понятна.

В следующей статье мы поговорим с вами, как уже с помощью электричества мы можем кодировать информацию и посмотрим, как с помощью полученных знаний мы можем складывать числа.

Ну и небольший постскриптум. Это моя первая статья из планируемой серии, в которых я буду объяснять, что из себя представляет айти, начиная с самых основ. Статьи я разделю на небольшие блоки, начиная от устройства компьютера, более прикладных навыков, так же с нуля по возрастающей сложности(в основном будет фронтэнд, т.к это моя главная рабочая деятельность), и алгоритмов. Блоки эти я буду стараться публиковать не менее раза в неделю, по возможности чаще. Зависит от сложности конкретного блока.

Данные статьи нисколько не претендуют на роль «сделаем из тебя сениора за три месяца». Скорее, я хочу, начиная с самых основ, подвести читателя к тому, чтобы иметь общее понимание основных концепций, которые должен знать программист, и возможности самообучаться в дальнейшем.

К будущим статьям иногда будут прилагаться дополнительные материалы и книги для более подробного изучения.

2424
36 комментариев

Ура! Я узнал, что 1 и 0 могут быть равны кодам "да" и "нет". И потратил на это дело всего лишь несколько минут чтения хуйнй про гладиаторов(?).

первая статья из планируемой серии, в которых я буду объяснять, как попасть в айти, начиная с самых основУдачи, такими темпами глядишь кто-нибудь к пенсии дойдет до айти

14
Ответить
Автор

Кто-то не знает, что 1 и 0 могут быть равны вообще чему-либо.
Ну и статьи через две мы будем создавать собственные сумматоры, которые, я предполагаю, далеко не каждый навичок сможет сделать или хотя бы объяснить (да и не новичок тоже).
Ну и одного блока мне так же хватит, чтобы объяснить HTML. В целом, уже будет неплохой багаж знаний ;)

3
Ответить

Комментарий недоступен

2
Ответить

Зачем объяснять, как попасть в айти, начиная с такого? Ничего против фундаментальных знаний не имею, но они нужны скорее для расширения кругозора. Очень сомневаюсь, что люди, желающие попасть в айти, хотят писать компиляторы или компаться в машинном коде. Те, кто хотят, делает это и так. А для людей, которые хотят по-быстрому стать реакт разработчиками, такая информация - мертвый груз, который забудется через неделю

3
Ответить
Автор

Именно поэтому я написал, что буду публиковать несколько разных блоков. Раз в неделю расширяем кругозор, раз в неделю учимся чему-то прикладному, ну и по возможности разбираем алгоритмы.

2
Ответить

Я вообще офигел с поста...

Ответить

Компиляторы и машинный код - это скорее большой и долгий университетский курс, всё так.

Ответить