Мнение: The International вредит Dota 2
Эксперт по киберспорту объясняет, что не так с профессиональной сценой знаменитой MOBA от Valve.
Уилл Партин, исследователь агентства Power Play, занимающегося консультациями в вопросах киберспорта, написал для Kotaku колонку о состоянии профессиональной сцены Dota 2. Мы выбрали из текста самое важное.
Ежегодный The International может похвастаться самым крупным призовым фондом в киберспортивной индустрии — более двадцати одного миллиона долларов. Эти деньги организаторы турнира получают не от крупных спонсоров, как их конкуренты, а от фанатов — призовой фонд почти полностью формируется с помощью краудфандинга.
Однако Партин утверждает, что финансовый успех турнира не гарантирует успех для самих команд и игроков: организаторы зарабатывают деньги одним способом, игроки — другим. В идеале их интересы не должны противоречить друг другу, но в случае с The International, по мнению исследователя, всё не так радужно.
Valve практически не принимает участия в контроле над профессиональной сценой Dota 2, и это осознанное решение руководства. В своё время Гейб Ньюэлл объяснял, что задача Valve состоит в том, чтобы «максимально увеличить продуктивность пользователей, которые создают цифровые товары и услуги», а цены на эти товары и услуги должен определять рынок.
Иными словами, Valve создаёт не сами продукты, а рынки для них. Согласно философии Ньюэлла, «невидимая рука рынка» должна сама всё расставить по местам и сделать так, чтобы все участники процесса извлекали из него выгоду. Этот подход мог бы сработать, но, по мнению эксперта, всё портит «ежегодное вмешательство размером с The International».
Представьте, что The International — это чёрная дыра. Она искажает пространство вокруг себя и притягивает всех и вся, что есть в Dota 2, на свою орбиту. Результат этого искажения проще всего увидеть на примере независимых турниров, которым приходится соревноваться с ивентом, который гарантированно заставит остальные выглядеть жалко в сравнении.
Как выразился один из организаторов такого турнира в разговоре с журналистом Kotaku, «когда в деле 20 миллионов, с этим просто невозможно конкурировать».
В период с 2011 по 2016 год доля призового фонда The International в общей сумме призовых фондов всех турниров по Dota 2 снизилась с 96 до 55 процентов, но в последнее время снова начала расти. В 2017-ом она достигла 65%, и, как ожидается, не снизится в 2018-ом.
Кроме того, в 2016 году Valve изменила правила проведения турниров и запретила их организаторам собирать деньги тем же способом, что и The International. Из-за этого им пришлось не только уменьшить призовые фонды, но и сократить прочие расходы — теперь у них часто не хватает денег на обеспечение комфортных перелётов для игроков и кейтеринг.
Когда фанаты Dota 2 видят, что призовой фонд The International стабильно растёт год от года, многие из них воспринимают эту увеличивающуюся цифру как признак того, что «растёт» сама Dota. Но, учитывая уменьшающуюся базу игроков и прибыль, нет никакого повода считать, что этот пирог увеличивается. Просто теперь Valve забирает большую часть этого пирога себе.
В результате профессиональные игроки всё сильнее и сильнее зависят только от одного турнира — The International. Это, в свою очередь, приводит к проблемам для владельцев команд. Призовой фонд турнира настолько превосходит все те деньги, которые игроки теоретически могут заработать в течение года, что их перестают заботить не только другие соревнования, но и организации, которые их спонсируют.
Подробнее об этой проблеме рассказала Мюриэль Хёйсман — известный тренер, работавшая в том числе с российской Vega Squadron
Билет на International принесёт больше денег, чем хорошая игра на протяжении всего сезона. В результате игроки постоянно разрывают контракты и устные соглашения, чтобы получить возможность сыграть в группе, в которой, как им кажется, у них будет более высокий шанс пройти квалификацию. Потому что даже призовые за последнее место окупают примерно три-шесть месяцев зарплаты.
Менеджеры команд не в состоянии строить долгосрочные планы — ведь ключевой игрок может уйти в любую минуту. Как отмечает исследователь, ни в одной другой киберспортивной дисциплине нет такого уровня нестабильности. Партин считает причиной такой ситуации структуру профессиональной сцены Dota 2 — «вернее, её отсутствие».
В Dota 2 низкие зарплаты, потому что команды нестабильны. Это мешает спонсорам установить связь с аудиторией. Зарплаты остаются низкими по сравнению с призовым фондом, и игроки (вполне резонно) предпочитают быстрый заработок лояльности и долгосрочной стабильности.
Ещё одна проблема: бизнес-модель спонсоров киберспортивных команд не ориентирована исключительно на призовые. У игроков, тем временем, нет никакой мотивации проводить стримы, создавать контент или общаться с фанатами — на The International они в любом случае заработают несопоставимо больше.
Исследователь считает, что игроки Dota 2 застряли в своеобразном варианте «Стэндфордского зефирного эксперимента» — детям предлагали сделать выбор, получить одну конфету сейчас или две через некоторое время. Современные исследования доказывают, что выбор, который совершает ребёнок, зависит не от силы воли, а от его социоэкономического статуса. Примерно то же самое происходит и с профессиональными игроками в Dota 2.
Часто вспоминают, что сорок девять из пятидесяти киберспортсменов, заработавших самые крупные суммы в истории, сделали это благодаря Dota 2 и The International. Однако мало кто интересуется судьбами менее успешных игроков.
Если взять пятьсот лучших игроков в Dota 2 и рассчитать, сколько каждый из них заработал на призовых, то получится, что «средний» игрок получает примерно 40 тысяч долларов в год. Но вот медианное значение — заработок игрока из середины таблицы — уже не так впечатляет: Джулиус «Julz» Deleon за пять лет заработал 39 тысяч долларов. Его примерный заработок в месяц составил всего лишь около 540 долларов (34 тысячи рублей). Партин отмечает, что Julz — далеко не киберспортивная легенда, но он всё равно играет в Dota 2 лучше, чем 99,5% игроков.
Из 144 миллионов долларов, выплаченных в качестве призовых с момента релиза Dota 2, 29 (одна пятая часть) достались десяти игрокам. Зарплаты распределяются ещё более неравномерно: топовые игроки получают по 10-15 тысяч долларов в месяц, но при этом игрок из одной из лучших южноамериканских команд Infamous признался, что получал зарплату всего лишь в 90 долларов. Этого игрока обвинили в проведении договорных матчей — сам SmasH утверждает, что он и его команда пошли на это из безысходности, потому что у них не было денег на еду и жильё. Исследователь приводит и другие истории о вопиющей бедности профессиональных игроков в Dota 2 — киберспортивную дисциплину с многомилионными призовыми фондами.
Партин отмечает, что во всех этих проблемах не стоит винить один лишь The International — в них виновата сама Valve и её «меритократический» подход. Если никак не регулировать киберспортивный рынок (и при этом ещё и вредить ему), он неизбежно превратиться в нечто подобное — хаос из супербедных и супербогатых игроков, неспособных сформировать устойчивые команды.
На текущий момент в Dota 2 побеждают только несколько элитных команд и сама Valve. Все остальные — турниры, команды и практически все игроки, кроме нескольких, — вынуждены сражаться друг с другом за остатки или выходить из игры. Но Dota 2 может быть и другой, и это в руках Valve, которая при желании может начать регулировать эту экосистему.
По мнению эксперта, Valve стоит, по крайней мере, реорганизовать призовой фонд The International. Дополнительный миллион долларов для победителей, в котором они не так уж сильно нуждаются благодаря своим колоссальным зарплатам, можно распределить между проигравшими или даже поддержать тех, кто не смог пройти квалификацию.
Тренер Мюриэль Хёйсман считает, что в результате должен образоваться такой цикл: «больше игроков, у которых будет финансовая возможность провести год за Dota 2 -> новые талантливые игроки -> профессиональная среда для их тренировок и развития -> более высокое качество игры и конкуренция -> больший интерес игроков к профессиональной сцене».
Если Valve сфокусируется на долгосрочном оздоровлении киберспортивной сцены Dota 2, то профессиональные игроки, возможно, тоже смогут этим заняться.
А теперь читаем интервью вечного тир2 игрока из снг и понимаем что статья чушь
https://dota2.ru/news/10723-633-igraya-na-tier-2-urovne-ty-100-obespechish-i-sebya-i-blizkih/
upd: валв в некст сезоне делают четкое разделение на major и minor турниры, где будут играть разные команды (тир1 и тир2 соответственно).
И кто такой Julz? играю в доту с 2012 и не слышал о таком игроке
Филиппинец, в Минесках играл, даже на Мажоры ездил (те, по 3 ляма которые), сейчас без понятия где.
Исследование мало общего имеет с правдой.
Вольво беспокоится не только за TI, все мажоры и миноры в течении года они спонсировали, предоставляя половину призового фонда для каждого турнира ( от 150тысяч, до полумиллиона). Таких турниров было около 25.
Брать в пример команду Инфеймос и на их фоне утверждать, что все в плачевном состоянии, откровенный бред. Латинамериканские команды самые слабые на дота 2 про сцене.
А не стабильность проф команд преувеличена. Многие решафлы являются точечными, на полный дизбанд решаются в самых критичных ситуациях. Плюс система DPCp как раз таки поощряла решафлы лишь в определенно указанный период. Это позволило многим командам, которые выступали средне в тичении года, но не меняли состав, попасть по прямому инвайту на TI.
Тезис о том, что рынок превратиться в хаос из игроков которые не смогут сформировать проф команду - ошибочный.
Яркий пример Winstrike, стак проф игроков которые собрались несколько месяцев назад без организации, добились приемлемого результата, были подписаны киберспортивной организацией и прошли СНГ квалификации (которые по моему скромному мнению были одними из тяжелейших).
Каждая команда в доте это не просто 5 проф игроков. Это единый организм, который не будет хорошо играть без хорошей атмосферы внутри команды. Важна, во многом, личность, а не только проф качества (они и так на высоком уровне у каждого игрока).
Пришел сюда, что бы написать это. Автор вообще не имеет, видимо, понятия о доте и о турнирах, о том, что вальв сделал за последний год-два
Думаю, почти каждый спустился в комменты, чтоб написать нечто подобное) Классное, конечно, предложение, раздавать деньги проигравшим. Так никогда не получится замотивировать игроков на победы и достижения. Зачем стараться, если можно прийти, пикнуть полную хрень, лузануть через 10 минут и увезти с собой денежки, пусть и небольшие? Еще больше порадовал Julz в качестве примера. Вот он пять лет играет, а заработал всего 35 тыс. долларов. Так может проблема не в Валв, а в том, что он недостаточно хорошо играет? Sumail вышел на про-сцену в составе EG в 2015, а его прайз-пул оценивается больше, чем в 2 млн. Миракл не выигрывал интов, но имеет 2.7 млн~. С годами киберспортивная сцена наоборот становится все более организованной и продуманной + у молодых и талантливых игроков теперь куда больше шансов войти в мир большой Доты, чем было раньше. Есть контракты, коллабы, реклама, спонсорство. Кроме того, я считаю, что Интернешнл - это жемчужина каждого сезона, событие, к которому каждая команда старается выйти на пике своей формы, показать действительно интересную и яркую борьбу. И серьезные деньги лишь один из мотиваторов, главное - вписать свое имя в историю.
Комментарий недоступен
Вы зря. Это явно человек из индустрии просто собственный текст написал. На Kotaku он публикуется, скорее всего, потому что там охват/гонорар лучше.