Как развивалась дота и почему The International перевернул рынок киберспорта

Победители первого The International —NAVI (<a href="https://liquipedia.net/dota2/LightOfHeaven" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">LightOfHeaven</a>, <a href="https://liquipedia.net/dota2/ArtStyle" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">ArtStyle</a>, <a href="https://liquipedia.net/dota2/XBOCT" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">XBOCT</a>, <a href="https://liquipedia.net/dota2/Dendi" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Dendi</a> и <a href="https://liquipedia.net/dota2/Puppey" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Puppey</a>)
Победители первого The International —NAVI (LightOfHeaven, ArtStyle, XBOCT, Dendi и Puppey)

Сегодня в Сингапуре начинается финальная часть турнира The International 11, призовой фонд которого уже составляет более 18 млн. долларов. Но киберспорт не всегда был таким богатым и престижным. Давайте разберемся, как развивалась DotA и почему The International перевернул рынок. Начнем с того, что DotA была одной из первых крупных игр в жанре MOBA и первой, по которой проводились спонсируемые турниры.

Загрузочный экран DotA Allstars v.6.27b
Загрузочный экран DotA Allstars v.6.27b

Игра появилась в 2003 году как пользовательская кастомная модификация для Warcraft III: The Frozen Throne и быстро начала набирать популярность внутри комьюнити. В ноябре 2005 года выходит DotA Allstars v.6.27b (именно эта версия активно распространялась в компьютерных клубах и в доту начинали играть повсеместно). DotA стала включаться в официальные списки киберспортивных дисциплин, а одним из первых турниров стал World Cyber Games 2005, прошедший в Сингапуре (вот такое вот совпадение).

В 2006 появилась первая команда со спонсором — clan PluG (coL). Наиболее известным игроком из того состава стал Клинтон “Fear” Лумис, ставший чемпионом The International в 2015 году.

The International Archives – Fear

Одним из самых популярных турниров на тот момент был MyM Pride, а главным призом на таких международных турнирах последующие пару лет были или мышки или 700 долларов на команду.

молодые и перспективные Dendi и NS 
молодые и перспективные Dendi и NS 

«Небольшой, по планам MYM, турнир разросся с 16 до 64 команд и собрал 90% всех самых сильных команд мира: лучшие команды Америки, Европы и России схлестнулись в баталии за мышки. Но, конечно же, на кону лежали не мышки, а негласное звание чемпиона мира, ведь этот турнир был первым поистине международным».

NS про MyM Pride

В 2007 году СНГ комьюнити объединилось вокруг трансляций Виталия “v1lat” Волочая, впоследствии ставшим менеджером легендарной команды DTS, на одном из профильных форумов по DotA. В том же году была организована уже знаменитая российская команда Virtus.Pro.

V1lat комментирует LGD DTS с MyM Prime Nations 12 в сентябре 2010 года

Начиная с 2008 года жанр MOBA стал популяризироваться, а у DotA начали появляться конкуренты в лице Heroes of Newerth, Demigod, League of Legends, Rage of Titans и даже Blizzard презентовали свою Blizzard DOTA (впоследствии Heroes of the Storm) на BlizzCon 2010.

DOTA Blizzard: Reveal Trailer 

Примерно в том же 2010 году в команде разработчиков DotA произошел разлад. Большая часть команды ушла в Riot и стала развивать League of Legends. На тот момент стало понятно, что DotA технически устарела. Невозможность вернуться в игру при отключении хоста, при выходе игроков матчи не засчитывались, отсутствие нормального подбора игроков и подсчета статистики. Многие вещи фанаты смогли автоматизировать за счет сторонних лаунчеров, таких как ICCup или Garena, но уже тогда стало понятно, что DotA не может соперничать с LoL в таком виде. 13 октября 2010 года Valve анонсировали, что работают над DOTA 2 и чуть меньше чем через год на GamesCom 2011 в Кельне был проведен первый The International с призовым фондом 1,6 млн. долларов. В то время никто не верил в DOTA 2. Профессиональные игроки смеялись над призовым фондом, так как до этого, такие суммы никто не разыгрывал, а компанию Valve среди игроков мало кто знал. Графика и физика в бете была ужасной, а технические проблемы были и на самом турнире. Например к команды M5 не работал Gem of True Sight и они не видели вражеские варды.

Интервью Дмитрия "LighTofHeaveN" Куприянова. Интоспектива: The International 2011

Valve понадобиться еще несколько лет, чтобы переманить игроков в DOTA 2. Многие ушли в LOL и HoN, но потом вернулись. Кто-то продолжал играть в модификации Warcraft III, но к тому моменту Valve сделали самое главное. Своим промо с призовым в 1,6 млн. долларов они показали, что киберспорт интересен людям и что на этом можно зарабатывать.

NAVI победители The International Dota 2 Championship

В том же 2011 году Activision анонсировали чемпионат на 1 млн. долларов по Modern Warfare 3. А через год Riot подняли призовой фонд своих турниров но 2 млн. долларов. Это были дорогие и успешные промо своих игр. Тогда никто и представить не мог, что спустя 10 лет призовой фонд разрастется до безумных 40 млн. долларов, а концепция Battle Pass’а станет настолько успешной и популярной у разработчиков.

Даже обидно, что сейчас ходят слухи о желании Valve продать Dota 2.
Об этом говорит много факторов. Поговаривают, что IceFrog престал заниматься Дотой, а внутри Valve всего несколько десятков сотрудников занимается новыми патчами, при этом ни желания ни запала у команды не осталось. Об этом же свидетельствует странная организация The International 11 и огромный спад призового фонда. Последним подтверждением проблем внутри команды стала бесплатная раздача одного месяца подписки на Dota Plus, боевого пропуска The International 11 и Arcana-предмета из внутриигрового магазина на выбор игрока.

Сумка сувениров The International 2022
Сумка сувениров The International 2022
27
28 комментариев

Я конечно понимаю, что снг дота намба ван, но все же инт это всего лишь повторение за рито с их Season 1 Championship.
(впрочем как и вся дота)

4
Ответить

Лол это херовая копия доты

7
Ответить

Дочитал до "мало кто из игроков знал Valve в 2010". Что???????!!!!

3
Ответить

Пиздеж галимый, особенно учитывая что вольво в 2007 стрельнули порталом и еще одним эпизодом для халфы, плюс в 2008 выпустили л4д, а в 2009 л4д2. И помимо этого еще наваливали апдейтов для тф2 плотно.

2
Ответить

Ну послушай интервью. Речь про тех, кому дали ключи в бету

1
Ответить

Писать про рашн доту нулевых и не упомянуть святая святых prodota.ru ? Ну хз

2
Ответить

так про нее написано (привет v1lat), просто мне показалось неуместным давать ссылку на ресурс, который все еще жив.

1
Ответить