🎼 Чиптюн зарисовки (FamiStudio)

Продолжаю исследовать чиптюн и как делать би-бип звуки.

В предыдущем посте я писал про звукоизвлечение из каналов дефолтного чипа FamiStudio (квадрат, треугольник, нойз, dpcm) и вскользь упоминал возможности FM-синтеза, когда рассказывал про барабанные сэмплы.

FM-синтез это сложная технология предков, которая среди консолей была особенно популярна на Sega Mega Drive. На этой неделе на DTF выходил неплохой материал по этой теме.

В FamiStudio есть возможность побаловаться с FM-синтезом, подключив в настройках проекта расширением EPSM (Expansion Port Sound Module). Это пет-проект какого-то чела с github по несуществующему расширению Famicom/NES и который включили в FamiStudio. В основе этого расширения лежит Yamaha YMF288 и звучит он очень похоже на чип с SEGA MD (YM2612).

В этом чипе содержится:

  • 3 квадратных канала для генерации пищалок
  • 6 каналов для FM-синтеза
  • отдельные каналы для сэмплов барабанов (такого у чипов не было)
Square 1-3, FM 1-6 и предустановленные сэмплы барабанов 
Square 1-3, FM 1-6 и предустановленные сэмплы барабанов 

Если описать одним предложением, что такое этот FM-синтез, то: генерируешь сигнал (жмёшь на клавишу), оператор ест твой сигнал (OP с настройками), в соответствии с настройками сигнал последовательно обрабатывается операторами по схеме (8 алгоритмов) и в результате этих манипуляций синтезируется преобразованный звук. С его помощью можно получить большое количество инструментов и даже правдоподобно звучащих инструментов: от струнных до барабанов и чего-угодно ещё. Джаспер Кюд колдовал с этим чипом как мог.

Выглядит настройка и пайплайн обработки сигнала так:

выбираешь алгоритм, крутишь крутилки во вкладке операторов и делаешь звук
выбираешь алгоритм, крутишь крутилки во вкладке операторов и делаешь звук

В предыдущем посте я писал, что чиптюн часто начинают писать с ритм-секции, поэтому в этот раз решил попробовать с ритма и басовой партии в FM-канале.

Пока импровизировал, появилась идея зловещего BGM для лифта. Лаундж-музыка, но в обратную сторону, которая должна нагнетать обстановку перед боссфайтом для какой-нибудь 2D игры, но не быть уж совсем зловещей.

Поэтому сделаем басом быр-брр:

🎼 Чиптюн зарисовки (FamiStudio)
Davie504 одобряюще осуждает, ведь здесь есть bASS, но нет bASS SLAP
Davie504 одобряюще осуждает, ведь здесь есть bASS, но нет bASS SLAP

Теперь необходимо добавить барабаны. Их можно было бы создать в FM-каналах, но не хотелось заморачиваться. Можно найти VGM файл, поразбирать его устройство (музыку того же Джаспера Кюда в формате VGM), но в FamiStudio есть готовые барабаны.

Добавим сочный снейр, в который будем бить в сильную долю по чётным тактам. Он будет держать ритм:

🎼 Чиптюн зарисовки (FamiStudio)

Окей, но недостаточно объёма. Добавляем к басу сочный кик, но немного смещённый, чтобы не звучало скучно и даже немного качало (но не трясло):

🎼 Чиптюн зарисовки (FamiStudio)

Остальное пространство заполняем хайхетом. Хотел сделать немного трэповый звук как у клаудреперов, чтобы было тун-ц-тун-тун-ц-ту-тун-ц-ц-ц-ц-ц:

🎼 Чиптюн зарисовки (FamiStudio)

Ну и чиптюн без пищалок — не чиптюн. Нужна какая-то назойливая мелодия, которая могла бы играть из динамиков и заполнить остальное пространство. Мы же едем в лифте. Нужна пищалка, которая могла бы играть из динамиков этого лифта:

🎼 Чиптюн зарисовки (FamiStudio)

Экспортирую, закидываю в аудасити, чтобы поправить громкость и рендерю всё это вместе. Саундтрек для пиксельного лифта готов 👍

Ты входишь в лифт, нажимаешь кнопку нулевого этажа и на большой скорости едешь к боссфайту. Когда лифт остановится и двери откроются, ты столкнёшься с тем, что тебе не понравится. Из динамиков лифта во время поездки играет эта пищалка ⬇

1
Начать дискуссию