Зачем аниматору нужно делать наброски и с чего начинать?

Привет!

Алла Филипович
Алла Филипович

Меня зовут Алла. Я художник и преподаватель. Пишу картины акриловымии акварельными красками, люблю работать графическими материалами, втом числе, много времени посвящаю наброскам.

В Animation School я веду курс «Основы анимационного рисунка». На курсемы занимаемся набросками и зарисовками, изучаем пластическую анатомию,перспективу, движение и вес, учимся искать в движении ключевые позы ипр.

Поговорим о набросках. Набросок— это лаконичный рисунок предмета иличеловека, сделанный отруки. Такое изображение может быть достаточногрубым, схематичным. Его делают быстро и без подробных деталей.

Набросок воспитывает глаз, помогает мгновенно оценивать ситуацию ипомогает верно видеть пропорции модели, чувствовать композицию листа,перспективу, приобрести хороший лайн. Когда вы рисуете быстро, то глазаучатся быть наблюдательнее, впечатления становятся острее, так как в этотмомент мозг не успевает углубиться в анализ, поэтому вы начинаете работатьинтуитивно, освобождаетесь от страха «белого листа», и, иногда, появляетсяшедевр (на ваш уровень) за очень короткое время! Не зря набросок в почёте упрофессиональных художников абсолютно всех направлений — отархитекторов до иллюстраторов и аниматоров. Могу с полной уверенностьюсказать, что среди авторов самых лучших набросков аниматоры в первыхрядах! Наброски аниматоров отличаются особым драйвом – это энергичнаяманера исполнения, артистизм в движении, преувеличение, крутаяэнергетика.

Наброски от аниматоров
Наброски от аниматоров

Так c чего же начинать желающим приобрести мастерство в областирисования набросков? Для легкого, выполненного с мастерством рисунка,необходимо выполнять упражнения. Нужно много тренироваться.

Я использую для тренировок сайт Line Of Action. Сайт даёт возможностьработать на время по референсам.

По времени набросок может занимать от 30 секунд до 10 минут. Чем корочепо времени набросок, тем большим мастерством должен обладать рисующий,так как такой набросок выполняется за один приём с полным нажимомкарандаша или стилуса. Поэтому сегодня я поделюсь с вами, как легче точновыполнить более длительный набросок. Такой набросок должен занимать от8-ми до 10-ти минут. Может получиться не сразу. Я взяла для примерамодель не в самой простой позе. Если не получится, то порисуйте вначалепозы попроще.

Если рисуете на бумаге. То возьмите лист размером А-4, не мельчите.Карандаши используйте для набросков мягкие – от 5В до 9В. Мягкиекарандаши дадут красивую художественную (разной толщины и фактуры)линию. При затачивании карандаша грифель не делайте слишком длинным иострым, хватит 5-7 миллиметров, ведь придётся рисовать и боковой частьюгрифеля, положив плашмя его на бумагу. Иначе он не выдержит вашегоэкспрессивного рисования и просто сломается, нарушив творческий процесс,на который вы настроились.

Я решила рисовать на планшете. Поэтому формат А-4 я подогнала подразмер экрана (максимально крупно), взяла кисть угольный карандаш 18пикс. (люблю покрупнее кисти), активировала параметр нажим кисти (болееподробная настройка на снимке снизу, она же и первоначальная, если ещёне нажим кисти не использовали).

Настройки кисти
Настройки кисти

А теперь разберём весь процесс поэтапно (можно попробовать повторить).

1-й этап

Уделяем секунд 15-25 на изучение модели – оцениваем жест модели(направление движения), пропорции, характер фигуры, определяем то местона листе, которое займёт ваш будущий набросок (компоновка). Для этогоможете представить модель в виде пятна, либо объедините движениегеометрической фигурой и попробуйте мысленно расположить на листе.Помните, что это и есть момент анализа, далее будем работать очень быстрои всё, что вы успели ухватить за это короткое время, отобразится на вашемлисте!

Зачем аниматору нужно делать наброски и с чего начинать?

Анализируем, каковы массы тела по отношению друг к другу – голова,грудная клетка и бёдра, руки и ноги. Особое внимание уделяем направлениямплеч и бёдер, опорным точкам (точки, по которым определяют положениефигуры в пространстве и ее пропорциональный строй, у данной модели – этояремная ямка, положение её бедер, подбородок, лоб и затылок, колени,локти, точка на запястье её левой руки), углам (под каким углом согнутыноги, куда уходят руки, под каким углом наклонена голова).

Я буду отмечать процесс анализа и впоследствии того, что я делаю, цветомна модели. Поскольку все процессы происходят путём мышления, вам этоделать нужно.

2-й этап

Проводим жестовую линию, которая отражает суть движения.Помните, что иногда в одной фигуре может быть не одна жестовая линия.Бывает, что художники видят движение по-разному. У данной моделиосновная жестовая линия прошла от макушки до её левой стопы –левая ногаактивна, в движении. Второй жестовой линией я объединила левую рукумодели и её правое бедро (это мой взгляд на данную модель!). Не забудьте,что мы видим модель зеркально!

Жестовая линия на примере
Жестовая линия на примере

Хочу заметить, что мастера не проводят жестовую линию во времярисования для того, чтобы не было вспомогательных линий при рисовании –они держат её в уме.

3-й этап

Делаем лёгкий набросок, не углубляясь в детали. Рисуем тонкойи светлой линией смело и быстро без построения. Рисунок мы ещё будемкорректировать более плотной линией, поэтому нижний слой, даже если онбыл не точный, не будет резать глаз. Но наша цель – заложить основу,которую будем уточнять. Так легче начинающим, так как больше шансов науспех (а это важно!). Потому, что если на этом этапе есть неточности, то мыуже их видим и можем исправить, работая над наброском дальше. Стиратьнижний слой не нужно во время работы (можно вообще оставить).Постепенно вы сможете работать за один приём, уменьшив время.

Схематичный набросок
Схематичный набросок

Я работала в таком порядке:

  • Нашла массу головы (определив её эллипсом) и её положение;
  • Нашла массу грудной клетки и её положение по отношению к голове и определила срединную линию туловища;
  • Определила положение яремной ямки и направления ключиц;
  • Определила направления и углы рук;
  • Нашла массу бёдер и их положение по отношению к грудной клетке;
  • Определила направления и углы ног;

4-й этап

Форма головы и пропорции
Форма головы и пропорции

Рисуем лёгкой линией срединную линию лица, находим формуголовы, угол челюсти, место расположения уха, направления расположенияглаз и надбровных дуг, носа и рта. Не забываем про пропорции. Находимформу причёски. Опорные точки – подбородок, середина лобной кости вместе изменения её направления вверх, середина теменной кости в её самомвысоком месте нашего поля зрения. И если бы мы рисовали сразу плотнойхудожественной линией, то это мог бы быть готовый набросок, которыйзанял бы 1-3 минуты, в зависимости от скорости и точности рисующего.

5-й этап

Торс и руки
Торс и руки

Уточняем руки художественной линией (работаем с нажимом)–закладываем ритм и пространство. Прорисовываем плечи, особое вниманиеуделяем её левой кисти (она очень выразительна) — дорабатываем, но ненужно рисовать каждый палец досконально, иначе набросок превратится взарисовку. Да и в положенное время невозможно будет уложиться, а вотправую кисть лучше уточнить в момент работы над ногами, так как онасплетена с её правой ногой, либо в момент добавления деталей (7 этап).

6-й этап

Уточняем ноги – бёдра, голени, форму стоп и их направление.

Бёдра и ноги
Бёдра и ноги

7-й этап

Если на предыдущие этапы ушло 7-8 минут, то добавляем детали– уточняем её правую руку, колени, её правую ключицу, прорисовываеммайку. Рука должна двигаться легко и свободно – бельё должноподчёркивать форму тела. Если хватает времени, то не лишне будет уточнитьпричёску и лицо. Я не прорисовывала нос и губы. Но вот глазам я уделилавнимание. Наметила их той же кистью (18 пикс.), но мне захотелось болеевыразительного, напористого взгляда, и я прорисовала их тщательнее,уменьшив кисть до 9 пикс. Таким образом я улучшила энергетику наброска,так как из-за мелких неточностей она была утеряна возможно потому, то мнепришлось фиксировать каждый этап работы.

Детали
Детали

Лишние линии на этом этапе можно убрать. Но не обязательно – это пожеланию.

Наброски нужно рисовать на предельной концентрации внимания, тогдарезультат будет лучше.

Наброски и зарисовки от учащихся курса «Основы анимационного рисунка».
Наброски и зарисовки от учащихся курса «Основы анимационного рисунка».

Источник: AnimationClub

77
2 комментария

Хороший материал, кому-то полезный будет, коммент в помощь продвижения поста

1
Ответить

палка-палка, огуречик получился... nsfw

Ответить