Портреты

Небольшое размышление о портрете, как жанре + подборка работ разных периодов и техник.

Что можно считать портретом? Этюд, зарисовка или набросок в электричке могут быть полноценными портретами? Всё дело в степени проработанности? Или рисуемый человек точно должен знать что его рисуют? Или отчет себе об этом должен отдавать только художник, четко знать кого, зачем и почему он рисует?

Возможно наброску придаёт портретности не степень проработки или техническая завершённость, а некий психологизм. Желание запечатлеть не только лицо человека, но лицо этого человека, или отчасти даже запечатлеть самого человека.

Портреты

Треугольник: натура > художник > портрет. Зрение фокусируется, 10x zoom, охота началась. Пространство между формирующимся портретом и натурой наэлектризовывается, сгущается. Атомы материи отражают фотоны, попадающие в глаза, мозг считывает их как знакомые образы, и всё это преобразовывается в импульсы, приводящие в движение мышцы и сухожилия руки, самого совершенного манипулятора в мире (я иногда линию ровно не могу провести, а почерк - вообще молчу).

Портреты

Осторожно, двери закрываются. Следующая остановка - Заветы Ильича.

Портреты
Никитос болеет. Маркеры, скотч, корректор.<br />
Никитос болеет. Маркеры, скотч, корректор.

Портрет это осознанный выбор. Но бывает пока рисуешь знакомого или незнакомого человека, то неосознанно анализируешь срисовываемые формы и то, что за ними кроется. Или скорее насколько эти черты отражают внутренний мир человека, или наоборот скрывают его. Причем это в обе стороны работает. Манера и техника тоже, в той или иной мере, говорят об авторе.

Портреты

Портретность. Похожесть. Узнаваемость.

В одном из моих прошлых постов про рисование в транспорте (первый, второй) народ заметил сходство одного наброска с Дэниелом Крейгом. Можно ли теперь считать рисунок его портретом? Понятно, что это просто задремавший мужик в метро, но сколько в его наброске дэниелкрейгости? Или сколько её в сознании тех кто это заметил?

Возможен ли портрет конкретного человека под видом совершенно другого? Дэвид Линч и Midjourney скажут - пфф, легко.

Илюха, будь проще. Черная бумага, трафарет, аэрограф, белая тушь + PS<br />
Илюха, будь проще. Черная бумага, трафарет, аэрограф, белая тушь + PS

Какая степень проработанности должна быть чтобы считаться портретом? Достаточно ли узнаваемого силуэта? Темное на светлом. А если силуэт упрощать и сглаживать, до какого момента он будет восприниматься как лицо? Может ли портрет быть полностью абстрактным, беспредметным, развоплощенным? Думаю может, если до этого мы видели все фазы этой трансформации. Это очень здорово показано в "Головоломке", в локации Абстрактного мышления.

Портреты

Позировать для портрета, на самом деле, не так-то просто. Поза и ракурс головы должны быть фиксированными, а они всё время съезжают по осям X Y Z. Так же, желательно ракурс головы без наклона, что бы не скрывать глаза. Поэтому залипать в телефоне или читать не вариант. Но кому как удобнее.

Лёня умный. Он читает. <br />
Лёня умный. Он читает.

Вспоминается один рассказ, как художник писал портрет какого-то очень вредного купца. Писал на природе, летом. Посадил его в шубе на солнцепек, а сам с мольбертом в теньке, потягивая квас. И запретил купцу вообще двигаться, типа если тот дернется - надо будет всё с нуля начинать. После нескольких репитов купец словил обморок, но портрет был в итоге закончен. Правда по оплате тоже сильно нагнул художника, досыпав песка в мешки с мукой.

Пока всё что я рисовал в цифре - только для себя или друзей, поэтому ни песка, ни муки, так сказать.

Портреты

Первый портрет в PS по фотке. Необычный опыт, до этого в цифре только на iPad рисовал. Накачал миллион кистей, неделю пристреливался, тестил, в итоге всё обычной круглой мазал. Снизу поста (и на превью) позволил себе некую вариацию. Настя, извини (имена изменены).

Человек и Лимон<br />
Человек и Лимон

Человек режет Лимон, потому что может себе это позволить. Нож кстати тоже немаловажный участник композиции. Может ли быть портрет неодушевленного предмета? Один хороший преподаватель так подходил к натюрмортам. Расставляя горшки, кувшины, яблоки и тарелки, предлагал студентам изображать их как персонажей композиции, со своими характерами. Это был очень интересный опыт.

mask mode<br />
mask mode

Достаточно ли половины лица для портрета? А три четверти, а 1/16?

Нужно какой-то итог подвести, но если честно, весь этот текст - просто какая-то мутная вода в которой плавает пару рисунков. А рисунков есть еще.

Спасибо всем кто просмотрел/пролистал!

5858
13 комментариев

По-хорошему завидую, мне портреты даются очень тяжело. Сами работы заслуживают в разы больше лайков, очень круто.

4
Ответить

Спасибо! А мне всё что ниже головы) с фигурами беда.

3
Ответить

Классно написано. А в портрете Никитоса скотч стал случайной находкой или был план?) Очень понравилась эта работа.

1
Ответить

Мне не понравилась нижняя часть лица, я просто набросок пополам разорвал, дорисовал, подложив лист и скотчем зафиксировал, экспромт) Таких набросков была целая серия, но сохранился только Никитос.

1
Ответить

Классный стиль

1
Ответить

Спасибо!

1
Ответить

это прекрасно)

1
Ответить