Делюсь личным проектом, над которым работаю уже пару-тройку лет
Отдельного рассказа стоит его печать. Процесс был и сложный, и очень увлекательный, даже волнительный – я всё-таки реально дошёл до того момента, когда печатаю свою задумку и скоро буду рассылать и дарить её друзьям, а не просто сижу и думаю как этим занимаюсь. Вообще, пожалуй, это стало одним из лучших моментов моей жизни, ведь тогда я ощущал, что делаю что-то важное для себя, то что я действительно хотел сделать, то что требовало определённых усилий и я их приложил; то, на что у меня ушло немало времени даже до той поры как я вообще придумал сделать этот сборник. Конечно, я долго тянул со всем этим, не понимал как правильно составить макет, переделывал его пару-тройку раз после комментариев из типографий, когда там говорили что его надо перевёрстывать с нуля и просили за это приличные суммы. В конце концов, набив себе шишек на лбу, я прорвался через этот муторный этап и всё-таки научился складывать два и два – а на самом деле так и выглядит логика вёрстки брошюр. Чтобы это понять наглядно я соорудил примерный макет из обычных альбомных листов, и только тогда, после подсказок, до конца въехал, как всё это делается.
А логика у таких вещей следующая: количество страниц должно быть строго кратно четырём, поскольку именно четыре страницы помещается на один лист. Обложка к страницам не относится. При печати считаются не страницы, а развороты – на каждом находится по две страницы. А один лист вмещает в себя два разворота – такая вот матрёшка. Каждый лист складывается вдвое, тем самым образуя меньший формат (А1 это два листа формата А2, А2 – два листа формата А3 и так далее; складывая лист поперёк мы как раз получим уменьшенный формат). Вроде простые вещи, но в совокупности от них голова немного закипает. Момент сгибания листа обязательно надо учитывать при вёрстке, так как на первом листе соседствуют первая и последняя страницы и так до самой середины, где страницы, идущие с конца и начала встречаются. Данный момент мне было усвоить сложнее всего и как раз кустарный пример из листов очень помог уложить это в голове. И конечно же нельзя верстать всё в край листа – из-за толщины бумаги чем ближе к середине листы, тем сильнее они выступают из обложки. Поэтому эту разницу срезают огромным резаком.
Наконец, разобравшись с этим кошмарным порядком вёрстки настала пора искать типографию для печати. С весной пришла хорошая и солнечная погода, из-за чего приятные ощущения только усиливались, чего мне так не хватало после зимы. В идеале я хотел сделать сборник максимально сам: договориться с женщиной, в чьей типографии я практиковался до этого (и где попутно почерпнул основы вёрстки печатных изданий) и заняться печатью и работой с листами, может быть и заплатив меньше. Но из-за до глупости нелепой ситуации как-то не сложилось и я понял, что проще и лучше обратиться в другую типографию, хоть у меня и не будет там привилегии сделать почти всё лично.
Написав в парочку я узнал примерную информацию и отправился узнавать подробности. Одна оказалась почти всё время закрыта (заказы они в корзину около двери выкладывают), поэтому личной беседы не вышло. Во второй мне сделали цветопробы на разной бумаге, я посоветовался насчёт мелочей и вдобавок для меня скрепили тестовый макет (только через одностороннюю печать, поэтому он вышел вдвое толще). В третью ехать не пришлось – в этой всё оказалось вполне замечательно. Оставалось только определиться с бумагой и её качеством, после чего окончательно отредактировать макет и текстовую часть.
Отдельное спасибо дядьке в типографии за муки с офисной бумагой. Она не подходила под такое количество краски и по его рассказам принтер иногда жевал листы, страницы в макете каким-то образом путались и он провозился с этим всем довольно долго. Ничего сверх он с меня не взял.
После печати я хотел попробовать поучаствовать с этим сборником на местном комикс-фесте, однако когда я приехал к ним продемонстрировать свой труд мне сказали что этого будет маловато даже с учётом мерча вроде брелков, открыток и стикеров, который также пришлось бы делать. Штош, значит как минимум без второй части не обойтись, но уже не в этот раз.
Забавный момент про мою дырявую голову – поскольку с собой у меня оставались экземпляры с браком (а я как раз ездил забирать допечатки испорченных сборников), я захотел расщедриться и подарить один такой в этот самый комикс-клуб на память, да и чтобы примелькаться лишний раз. Бегло глянув на косяк одного из разворотов я всучил его девушке и откланялся. Дома же я по какой-то причине не досчитался одного целого экземпляра, зато косячные были в полном составе. Тогда умные мысли, преследовавшие меня всё-таки догнали мою голову. Да, всё это время я не замечал свою очень тупую ошибку вёрстки – на одном развороте обе страницы были рассчитаны на правую сторону, от чего нижняя линия не сходилась в центре и имя персонажа тоже было не в том месте. И такими были ВСЕ экземпляры. Да ещё и подарил ценный, а не бракованный. Лицо лягушки.
Я постарался не ограничиться лишь одним фестом и спустя время отправился в местную лавку безделушек, но продавец (и, видимо, управляющий) сказал что люди такое вряд ли поймут и потому он не возьмёт, а стикеры или открытки может быть и подошли бы, но тоже вряд ли. К слову, в крупных сообществах вк предложенные рисунки с персонажами тоже весьма слабо заходили людям, что не добавляло энтузиазма. А я, немного разочаровавшись, постепенно стал остывать к теме и понял, что нужно переключиться на что-то другое.
Пару месяцев двигаясь по инерции и продолжая возиться с персонажами я в конце концов всё-таки остановился и начал рисовать сторонние вещи для себя и на заказ. Это принесло свой эффект, потому что через какое-то время у меня снова стали появляться идеи по поводу новых персонажей, желание доделать старых и я даже продолжил писать мини-истории. Да и наконец захотелось взяться по-серьёзному за следующий сборник.
Такой вот рассказ.
Сейчас я точно собираюсь продолжить тему и сделать ещё два сборника, уже меньшего объёма. Когда-нибудь. Третий более отличающимся от двух предыдущих, сконцентрированным на отдельных линейках персонажей и более плотной литературной части. И всё равно приходит понимание, что даже трёх может оказаться недостаточно чтобы отобразить вообще всех персонажей, а не заниматься выбором отдельных. Пока что я отодвинул эту затею и занимаюсь другими вещами, но желание вернуться к ней временами возникает. Ничего не скажу насчёт печати, думаю пока что ограничиться электронными версиями. Печать возможна только со схемой предзаказов. А там может и до крупного цветного издания дойдёт.
Спасибо за прочтение.
В своём сообществе я делюсь разными работами и новыми персонажами, там их много:
А сам сборник можно забрать на бусти за небольшую плату либо на гамроуд за спасибо:
Лонг не читал, но там что-то классное вроде
Ярослав, это очень круто.
Мне, как гейм-дизайнеру, сразу хочется сделать с тобой игру. Мне очень нравятся не только уникальные персонажи, но и разнообразные истории, которые ты видишь за ними - все это формирует уникальный и богатый сеттинг, который хочется развивать.
Мне кажется, твоим работам подошел бы формат арт-буков Саймона Столенхага, где иллюстрации сопровождаются небольшими историями. В таком виде я бы купил твои работы за пару-тройку тысяч.
Попробуй собрать больше работ, написать больше историй, собрать красивый макет под твердую обложку и запусти кампанию на сбор средств для печати на каком-нибудь Crowdrepublic - я там часто участвую, но есть и другие площадки.
Развивай, пожалуйста, свой замысел, это очень круто и перспективно.
Спасибо.
Спасибо за коммент! Тоже люблю формат артбуков Столенхага и реально думал двигаться в таком же направлении. Пока что я вижу это как книгу с иллюстрациями и с более цельным сюжетом. Перед такой кампанией надо бы ещё раскрутиться, наверное. Это самое сложное для меня 😁
Стиль шикарный. Для меня лично это напомнило фрески из Морровинда.