Ночь на Лысой Горе: история создания мрачной фантазии Disney
Мистический сюжет шабаша на Лысой горе проделал путь с первых идей музыкального произведения Модеста Мусоргского до мрачного эпизода студии Disney, который стал неотъемлемой частью Хэллоуина. В 1980 году фантаст Рэй Бредбери назовёт грандиозный ужас «Ночи на Лысой горе» одним из лучших фрагментов в истории анимационного кино.
«…шабаш ведьм, отдельные эпизоды колдунов, торжественный марш всей этой дряни, финал …» — писал Модест Мусоргский в 1860 году о сюжете будущего музыкального произведения по мотивам драмы «Ведьмы». Спустя семь лет композитор решил поменять либретто: «… для меня важная статья — верное воспроизведение народной фантазии. … Я вижу в моей греховной шалости самобытное русское произведение, не навеянное германским глубокомыслием и рутиной, а … вылившееся на родных полях и вскормленное русским хлебом». Лишь в 1886 году, через пять лет после смерти создателя, трубы симфоническое оркестра возвестили о шабаше духов тьмы и явлении Чернобога. Произведение исполнялось под редакцией Римского-Корсакова, который воспроизвёл композицию Мусоргского, авторскую версию 1867 года впервые исполнили только в 1972 году. На концерте Всемирной Выставки в Париже 1889 года творение русского композитора начало путешествие вокруг света.
Впервые «Ночь на Лысой горе» экранизировали 1933 году во Франции. Над проектом работала супружеская пара — иллюстратор Александр Алексеев [Alexandre Alexeïeff], уроженец Казани, который эмигрировал во Францию в 1921 году, и американский инженер — Клэр Паркер. Творческий тандем создал технику анимации игольчатого экрана, которая помогла создать один из самых необычных анимационных фильмов эпохи.
В конце тридцатых Уолт Дисней работал над фильмом про Микки Мауса под музыку Поля Дюка «Ученик чародея» в рамках сериала Silly Symphony, чтобы вернуть ему популярность. Студия пригласила Леопольда Стоковского, дирижёра и руководителя всемирно известного Филадельфийского оркестра. В журнале TIME писали, что Стоковский умолял Диснея позволить работать над музыкой и сам выдвигал идеи для других симфонических анимационных фильмов. Бюджет проекта превысил стоимость короткометражного формата и Дисней придумал снять полнометражный музыкальный концерт — фантазию, которая выйдет за рамки фарса старой мышиной комедии. Над киносимфонией дирижёр согласился работать бесплатно. Дисней также пригласил музыкального критика Димса Тейлора, который написал закадровый текст во вступлениях к каждому сегменту.
Мы все знаем, что невозможно увидеть музыку, но многие композиторы писали музыку с художественным значением — программное произведение. Мусоргский хотел рассказать историю о ведьмах и гоблинах. Мы знаем, что для этого одной музыки недостаточно. Мы знаем, что гоблинов и ведьм не существует, но если объединить музыку Стоковского и Филадельфийского оркестра с анимацией, мы сможем увидеть то, что невозможно. Сделать невозможное — возможным.
В сюжете о Чернобоге Уолт Дисней видел нечто большее, чем очередной танец скелетов и задался идеей превзойти предыдущие проекты студии. Для экранизации ему даже пришлось искать специалистов за пределами студии. Дисней попросил создать декорации и призраков, от одного вида которых волосы детей поседеют, иллюстратора сказок — Кея Нильсона. Режиссёром выступил Уилфред Джексон, а над анимацией Чернобога работал Владимир Тытла, сын украинских эмигрантов, который знал восточноевропейский фольклор. Тытла работал над образами Ворчуна из фильма «Белоснежка и семь гномов» и Стромболи из «Пиноккио»: «Я — украинец» — говорил Владимир Тытла, — «Я неделями изучал итальянцев, чтобы создать Стромболи. Мусоргский использовал то, что я мог понять».
Леопольд Стоковски попытался привнести в версию Римского-Корсакова часть оригинального произведения Мусоргского. Американский дирижёр, как и Р.-К., не владел оригинальной инструментовкой. Для аранжировки Стоковски обратился к предыдущему опыту работы с другим произведением Модеста Петровича — оперой «Борис Годунов» — и внёс необходимые стилистические изменения.
Киносимфония слабо следует оригинальному сюжету: сбор ведьм, их сплетни и толки, поезд и слава Сатаны, шабаш, который прерывается звуком церковного колокола. Швейцарский художник Альберт Хуртер создал образ Чернобога, который возвышается над горой. Дик Хьюмер, режиссёр студии Disney, вспоминал: «Демон на вершине Лысой Горы стал идеей. Простой карандашный набросок демона, который расправляет крылья, подсказал нам всё». Сначала моделью выступил Бела Лугоши — граф Дракула из классических фильмов ужасов студии Universal Pictures, — но художнику не понравился результат и актёра заменил полуобнаженный режиссёр. Скульпторы из отдела персонажей, которые трудились над моделью, Джексон, который проделывал фокус с пламенем в руках, и воображение Тытлы оживили Чернобога. Легендарный художник-мультипликатор Олли Джонстон вспоминал: «В наших картинах злодеи — самые захватывающие существа. Именно они являются причиной происходящего в кадре. Чернобог же контролирует всё».
Уолт Дисней всё же хотел, чтобы Силы Добра с одной стороны и Силы Зла — с другой столкнулись на экране. Димс Тейлор так же настаивал на противопоставлении музыкальных фрагментов — «Ночь на Лысой горе» и «Ave Maria», — которыми завершался фильм: «Процессия движется вперёд пока мы не дойдём до конца и не увидим сияние утреннего света. И снова силы жизни и надежды восторжествуют над сонмами смерти и отчаяния». Согласно же первоначальной идее, сцена заканчивалась образом Мадонны в облаках, но Дисней выступал против религиозных образов. Для сегмента «Ave Maria» Франца Шуберта писательница Рэйчел Филд даже написала новый текст. Художники переживали, что фрагмент длится четыре минуты и содержит минимальное количество анимации, но Уолт увидел идеальное окончание фильма — облегчение и надежда после событий на Лысой горе. Дисней считал это посланием, что анимация — новая форма искусства: «Фантазия будет длиться годами, возможно, даже когда меня не станет».
Основные источники:
Music: Disney's Cinesymphony., — TIME., 1940;
Smith D.R. The Sorcerer's Apprentice Birthplace of Fantasia., 1990;
Jim Korkis. Two Greatest Disney Animation Scenes., 2014;
Culhane J. Walt Disney’s Fantasia, 1987;
Sanza E. Fantasia: Night on Bald Mountain and Ave Maria., 2020;
Marrying Music & Visuals., 1940;
Smith D.R. The Sorcerer's Apprentice Birthplace of Fantasia., 1976;
Disney’s Fantasia., — The Los Angeles Times., 02 Feb 1941;
Stanchfield S. Night on Bald Mountain., 2013;
- Corliss R. Disney's Fantastic Voyage. — TIME, 1999;
Помню этот эпизод был в Kingdom Hearts. Очень очень давно в детстве я смотрел "Фантазию", но как то забыл про него. А когда играл, подумал, что кажется я видел уже что то подобное. Погуглил, посмотрел в Ютубе, и вспомнил.
Отличная статья, спасибо! Не знал что Дисней эту вещь у Мусоргского экранизировал, да ещё так клёво.
Только вот Римский-Корсаков насколько я знаю оригинальной оркестровкой Мусорского все же владел, но после его смерти нещадно редактировал многие вещи, якобы они неграмотно были писаны с точки зрения тогдашней музыкальной теории.