«Жестокость во благо»: с чего начинать смотреть Михаэля Ханеке — главного радикального гуманиста современного кино

Фильмы, которыми режиссёр смог привлечь к себе внимание общества авторского кинематографа Европы, и какими приемами он смог развить язык насилия в кино.

«Жестокость во благо»: с чего начинать смотреть Михаэля Ханеке — главного радикального гуманиста современного кино

Михаэль Ханеке — один из самых влиятельных деятелей киноискусства Австрии и Европы. Обладатель множества наград, начиная двумя «Золотыми пальмовыми ветвями», и заканчивая статуэткой «Оскара» за лучший фильм на иностранном языке — «Любовь». Резонанс исходит из уникальной формы режиссуры, в которой автор исследует эстетику насилия в самых жестоких проявлениях. Его картины каждый раз подвергаются шквалу обвинений в романтизации и оправдании жестокости человеческого поведения. Противоречивый, но уважаемый режиссёр уже на протяжении 30 лет способен вызывать осмысленный дискомфорт у зрителя. Пройдемся по списку фильмов с которых неподготовленному зрителю будет лучше всего начинать.

«Задача искусства – поставить вопросы, а не дать ответы. Если вы хотите чётких ответов, я пас»

Михаэль Ханеке, Австрийский кинорежиссёр

Во-первых: главные фильмы для знакомства

Самое популярное и признанное.

Забавные игры (Funny Games) / 1997

«До конца фильма ещё много времени. А вам, наверное…
…хотелось бы увидеть счастливый конец? Но ставки уже сделаны, отступать нельзя. Итак, игра называется «Любящая жена».

«Жестокость во благо»: с чего начинать смотреть Михаэля Ханеке — главного радикального гуманиста современного кино

Богатая австрийская семья, состоящая из отца, матери и сына, отправляется на отпуск в свой летний домик на берегу озера. На тот же остров прибывают двое ухоженных молодых людей в снаряжении для гольфа с целью одолжить куриных яиц. На самом деле, целью являются вовсе не яйца, они хотят просто позабавиться, поиграв чужими жизнями.

«Забавные игры» являются первым фильмом и фирменной визитной карточкой Ханеке, после показа которого он получил известность и какое-никакое признание. Анти-триллер, вызвавший бурю как восторженных, так и осуждающих отзывов. Картину сравнивали по обилию насилия с фильмами «Заводной апельсин» Стэнли Кубрика и «Конец насилия» Вима Вендерса. Сам же режиссер говорил об обратном. Ханеке не старается показать жестокость изящной и красочной, просто показывает ее такой, какая она есть, без лишних красок. В фильме нет детальной расчлененки, визуальное безобразие заменяет звуковое сопровождение, то есть для автора главное — чтобы зритель не просто смотрел на «мясокровищу», а чтобы он прочувствовал всю опасность ситуации в которой находятся главные герои. Смотря Квентина Тарантино или Роберт Родригеса, мы воспринимаем боль и кровь с улыбкой, смотря Ханеке, мы воспринимает это с отчаянием и отвращением.

«Я пытаюсь вернуть насилию то, чем оно является на самом деле: боль, нанесение вреда другому»

Михаэль Ханеке, Австрийский кинорежиссер

«Забавные игры» — это противоположность «нормальному» триллеру. На протяжении просмотра будут разрушаться «законы жанра». Анти-герои осознают, что они в фильме, например в середине фильма один из них смотрит в камеру и спрашивает: "«Сколько вы ставите на то, что эта семья умрет к девяти часам завтрашнего дня?». Издевка над зрителями, которая заслуживает потраченного времени, опыт непередаваемый.

«Жестокость во благо»: с чего начинать смотреть Михаэля Ханеке — главного радикального гуманиста современного кино

P.S. В 2007-ом году Ханеке выпустил ремейк фильма, покадрово повторяя все сцены, сменился только актерский каст со значащими именами — Тим Рот, Наоми Уотс, Майкл Питт. Но смысла в нем я особо не вижу, поэтому можно смело пропускать и смотреть оригинал 97-го.

Пианистка (La Pianiste) / 2001

«Нельзя влезать человеку в душу, а потом его отвергать.»

«Жестокость во благо»: с чего начинать смотреть Михаэля Ханеке — главного радикального гуманиста современного кино

Эрика — преподаватель фортепиано в одной из Венских консерваторий. Она живет с матерью и спит с ней в одной кровати. Эрика страдает на протяжении долгого времени парафилией, часто смотрит БДСМ-порно, режет свои гениталии. Когда в нее влюбляется молодой студент, готовый на все ради отношений с ней, пианистка решает раскрыть свои секреты.

Спустя четыре года Михаэль закрепил успех выпустив свой самый коммерчески успешный фильм под названием «Пианистка». Картина снята по мотивам книги «Пианистка» Елинек Эльфриды выпущенная в 1983 году. Как говорил сам Ханеке:

«Самое сложное — снять непристойный фильм, но не порнографический».

Михаэль Ханеке, Австрийский кинорежиссёр

Таким он и получился, «секс» здесь не притягивает, а вызывает непонимание, шокирует. От атмосферы жестокости среди незнакомых людей, Ханеке переходит к психологическому насилию в семье. Мать Эрики осуждает дочь за её «глупые выдумки», совершенно не понимая и не принимая. Из этого выходит, что Эрика становится одинокой душой с извращенными фантазиями, которые в скором времени вырываются и делают хуже не только ей самой.

«Жестокость во благо»: с чего начинать смотреть Михаэля Ханеке — главного радикального гуманиста современного кино

Изабель Юппер (Эрика) долго жалела, что отвергла роль в «Забавных играх», поэтому сразу же согласилась сыграть в «Пианистке». Ханеке очень понравилось с ней работать, поэтому в последующих фильмах она часто играла ведущие роли.

Любовь (Amour) / 2012

«Иногда ты можешь быть монстром, но ты добрый».

«Жестокость во благо»: с чего начинать смотреть Михаэля Ханеке — главного радикального гуманиста современного кино

Жорж и Анна — два пенсионера, находившиеся всю жизнь друг с другом. У Анны случается инсульт, ее охватывает паралич. Но Жорж не собирается оставлять ее, он готов пойти на все, чтобы даже в таком состоянии ей было хорошо.

Режиссер решает уйти от темы насилия и проникнуться более важным, что есть в жизни — любви. Любви не только награждающей, но и наказывающей. В данной картине Ханеке оставляет позади отчетливый холодный рассудок, и поддается неприсущей ему сентиментальной чувственности. Перед нами предстают земные, здоровые отношения пожилой супружеской пары. Привычные зрителю Ханеке темы остаются за порогом, однако рука автора все-равно заметна, особенно она видна в мелочах. Шуберт, имена героев, статическая съемка, тишина и многое другое.

Но без традиционного режиссерского финального твиста не обходится и эта картина. Классическая по структуре картина о старении и смерти, с треском разламывает шаблоны похожих сюжетов при помощи мощного финала. Действия главных героев могут кому-то показаться иезуитскими и абсолютно ненужными, а для кого-то другого это будет истинное проявление «любви», без пустых слов и слащавых картинок.

К слову, данная картина принесла Ханеке первую и единственную статуэтку Оскара на данный момент в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». И про вторую подряд «Золотую пальмовую ветвь» тоже не забываем.

«Жестокость во благо»: с чего начинать смотреть Михаэля Ханеке — главного радикального гуманиста современного кино

«Я выбрал тему, которая будет близка каждому. Кому не доводилось сталкиваться со страданиями и смертью близких, родственника или друга? Вы наблюдаете за тем, как он мучается, и чувствуете собственное бессилие. С этой мысли для меня началась работа над фильмом».

Михаэль Ханеке, Австрийский кинорежиссёр

Во-вторых: к чему нужно иметь представление

Культовые фильмы к которым лучше прийти уже зная Ханеке.

Белая лента (Das weiße Band — Eine deutsche Kindergeschichte) / 2009

«Я уезжаю, чтобы мои дети не росли в атмосфере, злобы, зависти, невежества и жестокости».

«Жестокость во благо»: с чего начинать смотреть Михаэля Ханеке — главного радикального гуманиста современного кино

С июля 1913 года до начала Первой мировой войны в немецкой деревне произошла серия инцидентов закончившиеся смертью нескольких человек. Виновных не могут найти, жители в страхе.

Заголовок фильма гласит «История немецких детей (Eine deutsche Kindergeschichte18)». На главном плане картины находятся дети помещиков, баронов, крестьян. Суровое воспитание и удары розгами превращают беззаботных детей в бесчувственных существ. Дети представляют будущее нации, и эта нация — Германия до Первой мировой войны. Через пару десятилетий эти самые дети вырастут и будут стоять в первых рядах с выпущенной к солнцу рукой, выкрикивая агитационные лозунги в честь великого диктатора. А все началось с детства. Насилие порождает насилие.

Трилогия «оледенения»

Седьмой континент (Der siebente Kontinent) / 1989

"Может быть, вы помните, как на прошлую Пасху мы все слушали кантату у вас в церкви. Там говорилось: «Я радуюсь мысли о смерти.» И Эви потом сказала: «И я тоже…»

«Жестокость во благо»: с чего начинать смотреть Михаэля Ханеке — главного радикального гуманиста современного кино

Деньги, машина, большой дом, жена и ребенок, хорошая работа. Австрийская преуспевающая семья, живущая в достатке и комфорте. Хроника 3-х лет скучной и монотонной жизни, с которой главные герои решают что-то сделать. Может быть переехать в Австралию, и навсегда покончить с серостью будней?

Первая часть (вторая — «Видео Бенни», третья — «71 фрагмент хронологии случайностей») трилогии фильмов объединенных единой темой и тоном повествования.

Медлительная, почти документальная съемка жизни и постепенного умирания европейской семейной пары. В своей первой большой работе Михаэль Ханеке уже вырабатывает главные режиссёрские черты, которые будут проявляться в каждом последующем фильме автора. Например, операторская съемка в стиле документальной хроники, то есть в фильме не будет активного «игрового» действия, зритель просто наблюдает за жизнью и окружением людей. Если и музыка — то только из магнитолы. Если и экшн — то только из экрана телевизора. Благодаря этим приемам, «Седьмой континент» становится одним из самых страшных фильмов 20-го века, адом консьюмеризма. Страхом быть убитым современной рутиной. После просмотра на ум приходит цитата ныне покойного Петра Мамонова: «Вреден комфорт, вредны удобства, потому, что плоть вытесняет дух.»

Видео Бенни (Benny’s Video) / 1992

«Серьезно, не рассказывай мне этой подростковой чуши о том, что вас никто не любит».

«Жестокость во благо»: с чего начинать смотреть Михаэля Ханеке — главного радикального гуманиста современного кино

Темнота и отсутствие окон, их заменяют уличные камеры слежения. Комната, освещаемая только одиноким синим экраном телевизора. Заставленные VHS—кассетами со второсортными ужастиками трёхэтажные стеллажи. И самая любимая у Бенни — кассета с убийством свиньи. Для него эта кассета как ночная сказка, которую он просматривает перед сном. Вскоре Бенни она надоедает, и он решает сам записать что-нибудь похожее.

Эстетика фильма напоминает такие культовые работы ужасов как «Полтергейст» Тоби Хупера и «Видеодром» Дэвида Кроненберга. В данной картине Ханеке продолжает развивать тему «эмоционального охладения», раскрывая новые подробности неосмысленного насилия. «Видео Бенни» начинает шокировать с действий главного героя — мальчика Бенни, в нем зрителю видется абсолютное зло. Спустя время подросток рассказывает родителям о том, что он совершил. Первая реакция кажется нам рациональной, правильной, логичной, но только не для Михаэля Ханеке, через их слова и эмоции режиссер сообщает о том, как люди охладели и стали бесчувственны. Правильно ли поступили родители? А правильно ли поступил их сын? Ханеке снова оставляет вопросы, но не дает ответов, ведь каждый придет к ним самостоятельно.

71 фрагмент хронологии случайностей (71 Fragmente einer Chronologie des Zufalls) / 1994

«Если я ничего не скажу, значит, мне не интересно. И если я скажу хоть слово, это будет уже болтовня!».

«Жестокость во благо»: с чего начинать смотреть Михаэля Ханеке — главного радикального гуманиста современного кино

Незаконный иммигрант, студент колледжа, одинокий пенсионер, агент службы безопасности, пара пытающаяся усыновить ребенка. Судьбы этих людей вынуждены столкнуться в канун Рождества.

Сюжет напоминает «Париж, я люблю тебя!», или «День Святого Валентина», или «Ёлки» (лучше без последнего). Как бы не так. Встречи здесь заканчиваются вовсе не романтикой, а кровью и запахом пороха. «71 Фрагмент» знаменует собой отход от первородных исследований отдельной семьи, представленных в первых двух частях трилогии. Всплеск насилия вводится в контексте целого общества. Общества, наполненного личностями, фрагменты чьих личных жизней мы и наблюдаем в картине, и чьи жизни вовлекаются в преступление отдельного человека.

Хэппи-энд (Happy End) / 2017

«— Нельзя же вот так все бросить.
— Как видишь, можно».

«Жестокость во благо»: с чего начинать смотреть Михаэля Ханеке — главного радикального гуманиста современного кино

История большой самодостаточной семьи, в которой при видимом благополучии никто никого не любит. Мир, в котором закончилась любовь и образовалась пустота. Они могли бы быть счастливыми вместе, только мотивации и желания для этого совсем нет. Пока что их может объединять только одно — стремление к смерти.

Последний на данный момент фильм режиссера, в котором в строке композитор стоит пропуск, так как автор решил отказаться от музыки в фильме (не считая караоке). Сначала Ханеке удивляет нас нежностью фильма «Любовь», а теперь он возвращается к любимой теме, которой посвятил большую часть фильмов — теме насилия и охладения буржуазного общества. Только на этот раз вектор режиссуры изменился, ведь Михаэль стал как-будто «мягче». Хэппи-энд демонстрирует такой же скептицизм, как и другие фильмы режиссёра о богатом западном правящем классе, изолированном от определенных широкоугольных реалий. И тем не менее, на этот раз критика кажется легкомысленной, а не жесткой. В фильме нет ничего больше, чем обычной семейной драмы, не хватает той самой дерзости режиссера. Однако, можно это рассматривать не как критику режиссера, а как новый виток в его карьере. Слоган фильма гласит: «Don’t believe the title of this Michael Haneke film», пожалуй это правда, и финал напоминает нам об этом.

В-третьих: «не тот» Ханеке

Первые фильмы периода иммиграции режиссёра во Францию.

Код неизвестен (Code inconnu: Récit incomplet de divers voyages) / 2000

«— Жорж, хоть кого-нибудь в жизни ты сделал счастливым?
— Нет».

«Жестокость во благо»: с чего начинать смотреть Михаэля Ханеке — главного радикального гуманиста современного кино

Франция. Париж. Юноша Жан приезжает к старшему брату, фотографу Жоржу, в то время как тот находится на съемках в зоне военных действий. Жан знакомится с подругой брата, актрисой Анн, которая устает от постоянного отсутствия Жоржа дома. Она решает избавиться от их будущего ребёнка и не сообщать Жоржу новый код входной двери.

Ханеке все также возвращается к своей излюбленной теме насилия, но в этот раз в непохожем для себя стиле. Фильму недостает невидимой и интенсивной классической жестокости предыдущих работ Михаэля. Возможно, это связанно с тем, что режиссер был вынужден переехать из Австрии во Францию, из-за результатов политических выборов на родине, которые не устроили австрийца.

Фильм регулярно возвращается к «истории», как глобальной, так и локальной. Предпосылки «истории» — показать разрушительные последствия явно незначительного инцидента. Основная тема — «трусость» и холодность богатых западноевропейцев. Когда происходит что-то плохое, они делают вид, что не видят и не слышат: они хотят притвориться, что порядок царит безраздельно. Но рано или поздно старые грехи безразличия всплывают и наказывают за давно совершенное.

Время волков (Le temps du loup) / 2002

«Поверь, все уладится и может быть завтра приедет большая машина. И из нее выйдет человек и скажет, что все снова в порядке. И вода потечет в рот вместе с жаренными голубями.»

«Жестокость во благо»: с чего начинать смотреть Михаэля Ханеке — главного радикального гуманиста современного кино

После трагедии с бывшим домом Анна вместе с сыном и дочерью вынуждены скитаться в поисках временного жилища. Мир изменился, люди стали не столь доброжелательны. Цивилизованной жизни больше нет, остается надеяться только на призрачный поезд, который увезет в лучший мир.

Тематика насилия Ханеке перенеслась из мира цивилизованного в мир постапокалипсиса, возведя проблему в самую неподходящую для этого ситуацию — в место потерянное и самонадеянное. Взаимопомощь и поддержка переходят на второй план, на первом остается выживание. Поэтому герои способны разорвать своих же соседей на части за украденную козу, к которой они даже не прикасались. Главное же найти виновного, чтобы хоть на мгновение заглушить в себе отчаяние завтрашнего дня.

Скрытое (Caché) / 2004

«Прекрати валять дурака. Если бы ты сказал, что он стащил твоего плюшевого мишку, он бы не стал мстить тебе через 40 лет».

«Жестокость во благо»: с чего начинать смотреть Михаэля Ханеке — главного радикального гуманиста современного кино

Французская семья, литературный критик и его жена, обнаруживают на пороге коробку, набитую кассетами со скрытыми записями их жизни. Главный герой начинает понимать, что отправитель должен быть его старым знакомым, но врагов из прошлого он никак не может припомнить. Тут и начинается его расследование.

Картина представляет собой басню о внутренней небезопасности: вторжение в дом как вращательный механизм для семейной катастрофы. Когда муж Жорж пытается расследовать источник кассетных угроз, его отношения с женой Анной и малолетним сыном Пьеро разваливаются. Отчасти это происходит из-за давно скрываемой тайны детства Жоржа, которая просачивается на поверхность.

Параллельной темой фильма является расовая и национальная нетерпимость. Когда камера переключается с видео, снятого в квартире бедного иммигранта, на красивую гостиную богатого писателя, возникает явный контраст социальных классов. А когда в кульминации иммигрант начинает плакать, роли жертвы и мучителя меняются местами. Становится ясно, что это историческая правда их взаимоотношений: «богатые» всегда мучили рабочего, а не наоборот.

В-четвертых: к телевизору

Самые знаковые ТВ-фильмы режиссера.

Замок (Das Schloß) / 1997

«Жестокость во благо»: с чего начинать смотреть Михаэля Ханеке — главного радикального гуманиста современного кино

Господин Землемер приглашен Замком для ведения соответствующих работ. Прибыв в Деревню, он с удивлением обнаруживает, что здесь его никто не ждет. Попытки доказать свои права наталкиваются на стену непонимания. Желание проникнуть в загадочный Замок все сильнее овладевает героем…

Экранизация известного романа Франца Кафки. Одна из лучших экранизаций Кафки по повествованию и вниманию к текстовому оригиналу. Даже финал здесь выдержан в лучшем духе окончании книги. Кинофильм по качеству можно поставить в один ряд с экранизацией выпущенной Алексеем Балабановым тремя годами ранее в 1994 году.

Восстание (Die Rebellion) / 1993

«Жестокость во благо»: с чего начинать смотреть Михаэля Ханеке — главного радикального гуманиста современного кино

Конец Первой мировой войны. Солдат Андреас Пум, потерявший на фронте ногу и заслуживший награду, возвращается к мирной жизни и становится уличным шарманщиком. Он искренне верит в Бога и как лояльный подданный разваливающейся Империи Габсбургов враждебно относится к революционерам и протестующим ветеранам войны. Одинокий Андреас пытается завести семью и ощущает, как его жизнь изменяется в благоприятную сторону. Но однажды в трамвае он ввязывается в конфликт с кондуктором и одним из пассажиров.

Экранизация одноименного романа Йозефа Рота. Будущие приемы Ханеке хоть и не в большом количестве, но все же замечаются. А в сумме — хорошая экранизация не самого известного романа.
Были проблемы с поиском фильма с субтитрами, поэтому прикладываю ссылку на фильм в группе «Кинокультура». Админ частенько делает субтитры на фильмы которые в этом нуждаются.

Также Ханеке поучаствовал в работе «Люмьер и Компания», в которой множество именитых режиссеров переснимали Люмьеровские короткометражки через «ту самую» камеру, с чьей помощью были сняты самые известные работы талантливых братьев.

В-пятых: о виновнике

— В 2013 году вышел документальный фильм под названием «Michael H. Profession: Director«. По сути это единственная »серьезная» полнометражная работа о режиссере. К сожалению, док-фильм на протяжении полутора часов не рассказывает и не показывает ничего важного/интересного/полезного, поэтому внимания не стоит.

— В 2019 году от издательства «Опустошитель» вышла книга под названием «Михаэль Ханеке: кино как катарсис». В сборник входят оформленные заметки искусствоведов и кинокритиков, интервью с ними, даже есть список любимых фильмов заглавного режиссера. Если нужно, то большинство из статей можно отыскать в открытом доступе, а книга по сути и является ухоженным складом всей этой информации.

Рекомендации составлены из собственного опыта просмотра фильмографии режиссера, поэтому является субъективщиной.

243243
43 комментария

Пожалуй, это лучший формат рассказа о творчестве какого-либо человека. Мне захотелось посмотреть все фильмы, из-за этих цитат после названия, а кадры подобраны просто идеально. Отличная работа!

53
Ответить

Воу, спасибо!

13
Ответить

Вопросы и ответы - это к историкам и философам. Задача искусства - доставить психологические удовольствие. Поэтому я лучше лишний раз посмотрю какой-нибудь незамысловатый марвел до 2010 года, в котором основное внимание сосредоточенно на героях, чем "шедевр" вроде апельсина, в котором выродок романтизируется и выставляется на передний план.

5
Ответить

Задача искусства - доставить психологические удовольствиеПо моему, кто-то путает искусство и индустрию развлечений.

46
Ответить

Так сказано, будто удовольствие могут доставлять только незамысловатые фильмы.

18
Ответить

Мне тоже было неприятно смотреть апельсин, но вот картинка, планы, посыл - это что то невероятное и заставляет задуматься о череде ненависти. А ещё это лучше второго ластофаса

6
Ответить

Как поставить два минуса на этот коммент?

3
Ответить