Как Фонд кино теперь выделяет деньги на фильмы: главное из интервью с главой департамента кинематографии Минкульта
28 ноября «Медуза» опубликовала интервью с Ольгой Любимовой — главой департамента кинематографии Минкульта. Чиновница рассказала об ужесточении правил получении денег в Фонде кино, а также фильмах, которые получили господдержку, но провалились в прокате. Выбрали интересные цитаты.
В октябре по инициативе Любимовой министерство культуры опубликовало статистику о том, сколько получили денег от государства получили авторы кино начиная с 2015 года. Всего распределили свыше 20 миллиардов рублей на производство 340 картин — однако коммерчески успешными из них стали всего около 30-ти. На вопрос о том, почему данные не публиковали ранее, Любимова ответила, что «никто не требовал».
Согласно опубликованным данным, шесть фильмов, поддержанных Минкультом, так и не были сняты — и против их авторов завели судебные дела.
У меня в департаменте, конечно, нет овчарок, каски, бронежилета, но я должна контролировать, чтобы производство фильмов не было завалено. Люди, которые хотели на господдержке в лоб заработать, должны закончить с этими фантазиями. Тем более сейчас, когда тема господдержки так широко обсуждается.
Хотя, с другой стороны, все мы понимаем, что продюсеры и режиссеры — это люди в первую очередь творческие, которым иногда сложно даже справку из налоговой взять. Жуликов среди них ничтожно малый процент.
При этом, по словам Любимовой, лишь двух из фильмов это коснулось из-за «откровенного жулья» — производство остальных было остановлено либо из-за некомпетентности продюсеров, либо из-за личных трагедий авторов лент.
Там очень понятная статистика: две трагедии, два жулика и две дуры. [...]
Люди, которые пытаются на половину денег снять кино, на половину — жизнь прожить. Как устроена вообще их жизнь и психика? Вот ты получишь 40 миллионов, снимешь за 25, ты что, на 15 миллионов до старости доживешь? Ну, квартиру купишь, а есть ты что в этой квартире будешь? Это не такой большой рынок — ты в нём не спрячешься.
Треть фильмов, на которые выделило деньги государство, собрали менее чем по 10 тысяч зрителей. По мнению Любимовой, так происходит из-за того, что некоторые продюсеры фильмов попросту не заинтересованы в их прокате.
Посидел неделю на фестивале, выпил с друзьями, вернулся на конкурс в министерство — снова получил деньги. Это жуть. Это очень нехороший круговорот. Вот с чем в первую очередь нам и нужно бороться.
Также случались и «фатальные ошибки». Например, лента «Папа, сдохни!» — её хорошо оценили и критики, и обычные зрители. Как считает чиновница, при грамотной рекламе фильм мог бы стать вторым «Горько!», но в итоге провалился в прокате.
Прокатчик это делал очень формально. Была премьера фильма, на которую пришли какие-то родственники съемочной группы, — это, конечно, очень важно, симпатично, но хорошему прокату не способствует. Этим реклама и продвижение фильма фактически и ограничились.
С детским кино же, отмечает Любимова, «самая страшная картинка» — за него никто не хочет браться, и крупные продюсеры почти не принимают участие в его производстве.
Сейчас Минкульт от авторов лент требует обязательного выхода кино в прокат — и если фильм не собирает зрителей по вине кинокомпании, то позже, по словам чиновницы, ему будет сложнее выигрывать в конкурсах Фонда. Поэтому, например, «Ленфильм» уже второй год не получает денег. Таким образом министерство надеется усилить контроль за бюджетными средствами.
Особенно пристально собираются следить за историей репутацией авторов — Владимир Мединский даже планировал делать стоп-листы недобросовестных компаний.
Послушайте, все друг друга знают, все знают, что ты получил в Минкультуры 40 миллионов рублей и снял такую дрянь, которую ты матери родной не покажешь. Это два года твоей жизни, а мы живем не 500 лет. Тебя ассоциируют с провалом, ты неудачник, ты плохой продюсер, ты поругался с режиссером. В следующий раз у тебя будут сложности с получением денег, потому что у тебя все равно есть шлейф того, что ты делаешь с проектами. [...] И даже когда ты в следующий раз придешь с горящими глазами, все будут говорить: «Да это просто халтурщик, который сливает свои проекты!»
При этом, как отметила Любимова, Минкульт не собирается забывать о долгах. Даже несмотря на то, что «Айка» Сергея Дворцевого выиграла один из призов Каннского фестиваля, режиссёру не простили семь миллионов рублей штрафа из-за срыва сроков.
Для меня семь миллионов — это фатальная сумма как для физического лица, поскольку мне их взять неоткуда. Но штрафы платят все. И квартиры продают, и машины продают, и дома в других странах продают. Я стараюсь про это не знать, потому что моя нервная система это не абсорбирует. Штрафы платят все.
Любимова также рассказала о том, как эротическая драма «Верность» получил поддержку Фонда. Со слов чиновницы, фильм одобрили, потому что это «художественное произведение, сложное и тонкое» — однако министра предупреждать всё равно пришлось, так как лента могла спровоцировать скандалы. В итоге «Верность» собрала 100 миллионов в прокате.
При этом «Дау» отказали в прокатном удостоверении, потому что содержание некоторых эпизодов многосерийной картины даже не проходило в рамках федерального законодательства — они были «откровенно порнографического толка».
В конце интервью чиновница отметила, что в 2019 году зрители российского кино стали смотреть больше драм.
Вообще в этом году лучше всего собрали драмы, хотя раньше считалось, что драма в России не соберёт никогда. У россиян тяжёлая жизнь, они хотят ходить на «Бабушку легкого поведения».
Но сейчас видно, что люди исстрадались по умному продукту. Когда-нибудь он вернётся на телевидение. Я надеюсь, что эта свежая кровь вздёрнет и федеральные каналы. Больше нельзя будет показывать это телемыло. Это обязано измениться.