«Sweet Tooth: мальчик с оленьими рогами»: мрачная история, которую слишком пересластили

Ведь проще было название перевести как «Сластена», правда же?

«Sweet Tooth: мальчик с оленьими рогами»: мрачная история, которую слишком пересластили

«Бэмби встречает Безумного Макса» – таково было краткое описание комикса Sweet Tooth, написанного и нарисованного Джеффом Лемиром. Прошло время, право на адаптацию получил Нетфликс – вот только их Бэмби вырос, возмужал и вытеснил Макса почти полностью.

Человечество неожиданно поразил вирус, убивший миллионы людей. И в то же время по всей Земле начали рождаться дети-гибриды, частично напоминающие животных. Спустя десяток выжившие люди все еще пытаются найти лекарство от таинственной болезни, и многие верят, что именно необычные дети виноваты во вспышке инфекции. Ключом к разгадке тайны должен стать Гас – мальчик с оленьими рогами.

Даже при беглом сравнении обложки комикса и кадра сериала становится очевидно: адаптация стала намного более детской
Даже при беглом сравнении обложки комикса и кадра сериала становится очевидно: адаптация стала намного более детской

Sweet Tooth (в нормальном переводе «Сладкоежка» или «Сластена») – это история, скроенная в традициях «Lone Wolf and Cub», «The Last of us», «Логана» и других подобных произведений. Если кратко, суровый герой встречает ребенка, заменяет ему отца и вместе они путешествует по жестокому миру. Только в этом комиксе сюжет щедро приправлен меланхоличной рефлексией на тему поиска своего места в мире и бесчеловечной натуры людей. При этом творение Лемира по максимуму использует штампы о постапокалиптических приключениях и роуд-муви.

Истории такого типажа по своей природе не могут обойтись без сентиментального сахара. Просто потому что невозможно рассказать их без душещипательных моментов, когда брутальный мужик постепенно привязывается к маленькому компаньону, заботится о нем и (чаще всего) жертвует собой ради ребенка. Иначе они просто не будут работать и развалятся под тяжестью реализма. Вопрос в том, сколько этого сахара добавить, чтобы не превратиться в приторную слезовыжималку.

И в этом вопросе у сериала постепенно отказывает чувство меры
И в этом вопросе у сериала постепенно отказывает чувство меры

Самым интересным вопросом со временем становится не отличие сериала от комикса, а противостояние безысходного постапокалипсиса и доброй сказки. Сначала пропасть между ними велика, но постепенно дистанция между двумя настроениями сокращается, и к концу их уже невозможно разделить – борьба за выживание, хоть и скроена по стандартам приключенческого кино, обретает пугающий окрас.

Миру сериала точно не грозит вымирание от недостатка удобств. Несмотря на конец света, сладости производят стабильно, поезда хотят исправно и так далее
Миру сериала точно не грозит вымирание от недостатка удобств. Несмотря на конец света, сладости производят стабильно, поезда хотят исправно и так далее

Проблема в том, что по пути создатели сильно сгладили углы. Главные герои почти не встречаются со сложными моральными проблемами, хоть, казалось бы, должны. Например, если кому-то нужно пожертвовать собой, то персонаж обязательно сам вызовется на подвиг, если появляется проблема с лишней свидетельницей – она исчезнет с пути вроде как сама, не давая героям соблазн совершить преступление. То есть получается, что выбор идти по доброй дорожке всегда правильный, и смотрится это очень просто даже для семейного сериала.

«Sweet Tooth: мальчик с оленьими рогами»: мрачная история, которую слишком пересластили

Основных линий в «Слакоежке» три: путешествие Гаса и его друзей, история ученого, вынужденного скрывать заражение жены, а также осада заповедника, где гибриды прячутся от враждебного мира.

Линия Гаса: много кленового сиропа и милоты
Линия Гаса: много кленового сиропа и милоты

Гас всю жизнь прожил с отцом в хижине, затерявшейся в глубинах леса, и ребенку было запрещено покидать дом. Но однажды его папы не стало, и Гаса чуть не схватили охотники за головами. Ребенка спас силач по имени Джеппард, бывший игрок в американский футбол, теперь одиноко странствующий по миру. И мальчик увязался за ним, решив, что здоровяк поможет найти его маму.

Ключевое различие двух Джеппардов не в цвете кожи: комиксный персонаж намного более суров, и выручает он Гаса только ради собственных целей
Ключевое различие двух Джеппардов не в цвете кожи: комиксный персонаж намного более суров, и выручает он Гаса только ради собственных целей

По сериальному Гасу сразу видно, что это наивный жизнерадостный малыш, который крадет любую сцену, в которой он появляется (как говорится, детей и животных и детей невозможно переиграть). Джеппард тоже стал намного «мягче» - фактически получился совсем другой герой, забавный, немного неловкий в общении, но добродушный амбал. Гас очень быстро привязывается к Джеппарду, а вот здоровяк отцовские чувства к мальчику испытывает далеко не сразу и пытается избавиться от него. Но разве такого кроху кто-то может легко прогнать?

Иногда доходит до смешного: для Гаса препятствиями в поисках мамы здесь чаще становятся не проблемы, а желание первых встречных забрать его пожить к себе.

Ближе к середине сериала к странникам присоединяется девочка Мишка, ставшая для Гаса старшей сестрой и повторяющая ему, какой он милый. С комиксным прототипом не имеет почти ничего общего.
Ближе к середине сериала к странникам присоединяется девочка Мишка, ставшая для Гаса старшей сестрой и повторяющая ему, какой он милый. С комиксным прототипом не имеет почти ничего общего.

«Смягчение» комикса устранило из сериала одну из самых важных его тем – религию и фанатизм. Из происхождения мальчика убрали все мистические и религиозные элементы, сделав его более простым и в то же время намного более скучным. Также в оригинале существовала целая секта фанатиков, одержимых гибридами. Здесь их заменила толпа детишек-экоактивистов, живущих в компьютерном клубе. В теории, это могло бы стать завязкой для сюжета в духе «Повелителя мух», на практике – примитивный заход в сторону подростковой антиутопии с предсказуемой концовкой.

Хотя бы костюмы классные
Хотя бы костюмы классные

Возможно, в будущих сезонах Гаса ждет больше испытаний – пока тему взросления даже не пытались поднимать, наоборот, мальчика всячески оберегали от беспощадной реальности.

Линия доктора Сингха: дружелюбные соседи, пекущие пироги и сжигающие друг друга живьем из-за жесткого карантина
Линия доктора Сингха: дружелюбные соседи, пекущие пироги и сжигающие друг друга живьем из-за жесткого карантина

История семьи Сингхов почти полностью была написана специально для сериала. Наверное, потому что невозможно рассказать про глобальную эпидемию без параллелей с коронавирусом.

Ученый вынужден скрывать, что его жена больна, иначе с ней расправятся добрые соседи. Кроме того, именно он способен закончить противоядие от болезни, однако для этого ему необходимо исследовать (а точнее, препарировать) гибридов.

Если бы шоуранеры добавили в сериал бордель с проститутками-рабынями и секту фанатиков, то выглядело бы жутко. Но намного сильнее пугают более реалистичные страхи: вдруг пандемия затянется на долгие годы? Что будет, если карантин превратится в нечто вроде военного положения? А желание изолироваться от больных – в охоту на ведьм? В «Сластене» постоянно мелькают привычные для нас атрибуты коронавируса, и вызывают они, как минимум, чувство дискомфорта.

Доктора Сингха тоже сделали значительно добрее
Доктора Сингха тоже сделали значительно добрее

В комиксе мы видим ученого, уже свыкшегося с необходимостью жертвовать гибридами ради исследований – в сериале нам показывают постепенный путь к принятию этой жертвы. Стимул в виде заболевшей жены сильно упрощает дилемму, но на фоне никакущих моральных развилок других персонажей эта отдает хоть какой-то драматичной горечью.

Линия Заповедника: милосердие, граничащее с эгоизмом
Линия Заповедника: милосердие, граничащее с эгоизмом

И, наконец, сюжет про приют для гибридов-сирот, спасенных доброй женщиной Эйми. Как по мне, это самое слабое и проблемное место сериала. До определенного момента в приюте вообще не происходит важных событий. Эйми с приемной дочкой-полусвинкой мило занимаются домашними делами, изредка в кадре мелькают другие дети-зверята. Но вот в двери приюта стучатся враги, а вместе с ними и назойливые параллели про притеснение иммигрантов.

Сравните гибридов в комиксе…
Сравните гибридов в комиксе…
… и в сериале
… и в сериале

Получается странная ситуация: условный негодяй, генерал Эббот, звучит намного более убедительно, чем «справедливая» защитница гибридов. На его стороне – аргументы про то, что без исследования детей невозможно будет закончить создание лекарства. Эйми же фанатично твердит, что Земле пора очистится от людей и уступить место гибридам, «потому что они лучше нас». Эмм, простите, они же дети, растущие в приюте, конечно же, они более милые, чем взрослые, пережившие глобальное вымирание!

Иногда генерал робко пытается копировать доктора Эггмана в исполнении Джима Керри. Но вот стаю гибридов-собак, которых в комиксе он водил за собой на поводке, так и не показали
Иногда генерал робко пытается копировать доктора Эггмана в исполнении Джима Керри. Но вот стаю гибридов-собак, которых в комиксе он водил за собой на поводке, так и не показали

Естественно, Эбботу добавили несколько злобных реплик, чтобы подчеркнуть его эгоизм и жестокость, но цель создать вакцину все равно выглядит достаточно важной, чтобы жертвовать кем-то ради нее.

Только ближе к финалу комикса становится понятной еще одна идея произведения – когда-то нам придется уступить мир новому поколению, каким бы странным оно нам не казалось. В сериале этот посыл звучит уже в самом начале и преподносится, как нечто очевидное. Поэтому и теряет свою ценность.

«Sweet Tooth: мальчик с оленьими рогами»: мрачная история, которую слишком пересластили

Итог: «Сластена» предлагает окунуться в постапокалипсис, который, возможно, покажется вам более уютным, чем ваша жизнь. Сериал упрямо обходит сложные темы и дарит простую историю для семейного просмотра. Если же вам этого мало – лучше обратите внимание на комикс.

40
14 комментариев

пока она активна вситтююф

8
Ответить

Комикс криповый, а сериал очень зашел. Не скажу что очень слащавый, есть и грустные моменты. Клиффхенгеров накидали в конце слишком много, но ждём 2 сезон тем не менее

5
Ответить

Уже есть. Иди смотреть)

Ответить
4
Ответить

Сериал очень хорошо снят, снимали в Новой Зеландии, лайтовый апокалипсис, жестких сцен почти нет, очень милый главный герой, в некоторых моментах даже пустил слезу. Для семейного просмотра самое то. 

4
Ответить

Ооо заинтересовал сериал, но после 3й серии стало слишком скучно продолжать смотреть. А вот о существовании комикса не подозревала, лучше его почитаю :)
Спасибо за статью!

1
Ответить

такой маленький, а уже кто-то рога наставил.

1
Ответить