Один фильм в пятницу вечером: «Успеть до полуночи» Мартина Бреста

Роберт Де Ниро и Чарльз Гродин в идеальном приключенческом роуд-муви про бывшего копа, который должен доставить через всю страну одного доброго мошенника.

Один фильм в пятницу вечером: «Успеть до полуночи» Мартина Бреста

Бывший полицейский Джек Уолш теперь охотится за беглыми преступниками. Ему выпадает срочный заказ – найти и привезти из Нью-Йорка в Лос-Анджелес Джонатана «Герцога» Мардукаса, укравшего у преступного босса 15 миллионов долларов. Но из-за того, что Джонатан боится летать на самолете, Джеку вместе с ним придётся отправиться в путешествие по земле, а их, в это время, начинает преследовать мафия и агенты ФБР.

В 1984-м Мартин Брест ворвался в жанр полицейской комедии, сняв сверхуспешного «Полицейского из Беверли-Хиллз», окончательно сделавшего большой звездой Эдди Мёрфи. Спустя четыре года режиссёр возвращается в жанр, который оказался ему по силам – только в этот раз это полноценное бадди-муви, главные герои – ненавидят друг друга, а действие выбирается за пределы города и с масштабом разворачивается по всей стране.

Один фильм в пятницу вечером: «Успеть до полуночи» Мартина Бреста

Мы знакомы пару минут, но ты мне уже не нравишься.

Роберт Де Ниро, после съемок в «Неприкасаемых» (1987), очень хотел попробовать себя в комедии, поэтому согласился на роль саркастичного сыщика, не особо соблюдающего закон. И согласился не зря – его герой в чёрной кожаной куртке, уставший от своей работы, постоянно отпускающий шуточки, курящий сигарету за сигаретой и матерящийся без конца и края, будто вышел из фильмов Скорсезе и вдруг очутился не в том десятилетии, появился не в криминальном эпосе, а в добродушном балагане, где вместо кровавых разборок все просто хлопают друг друга по плечу.

Один фильм в пятницу вечером: «Успеть до полуночи» Мартина Бреста

Вот что я тебе скажу. Будешь мне мешать – заболеешь кулакофобией.

Джонатан Мардукас, которого сыграл Чарльз Гродин – не совсем обычный преступник. Он совершенная противоположность циничному Уолшу – бухгалтер, не терпящий вредные привычки, заботящийся о своём здоровье, потративший почти все украденные средства на благотворительность. Он больше похож на примерного семьянина, которого зачем-то заковал в наручники неуравновешенный псих, повсюду размахивающий украденным удостоверением агента ФБР.

Джону Эштону, игравшему сержанта в «Полицейском из Беверли-Хиллз», тут досталась роль Марвина – охотника за головами и одновременно соперника Уолша, также желающего заполучить особо ценного преступника и преследующего парочку главных героев через все штаты.

Один фильм в пятницу вечером: «Успеть до полуночи» Мартина Бреста

Джек хочет, как можно скорее довезти своего клиента, ведь для него это последнее дело. На вырученные 100 тысяч он мечтает, как это бывает часто у бывших полицейских, открыть своё собственное кафе. Вот только путь до Лос-Анджелеса неблизкий – впереди вся Америка, а времени в обрез – «Герцога» нужно доставить к полуночи в пятницу.

После вступления на экране начнётся одно большое путешествие, остросюжетное роуд-муви, во время которого герои заглянут и в провинциальные городки, и в индейскую резервацию, прокатятся на поездах, на автобусе, угонят по пути несколько машин, взорвут вертолёт.

Один фильм в пятницу вечером: «Успеть до полуночи» Мартина Бреста

«Успеть до полуночи» идеально вписывается в тогдашнюю моду 80-х на комедийные приятельские боевики – здесь тоже упор делается на отношения двух совершенно разных героев, здесь тоже царит несерьёзная в общем-то атмосфера, здесь тоже во главе угла поставлен микс из комедии положений и блестяще снятых экшен-сцен, приправленных задорным саундтреком.

Мардукас, узнав, что у Уолша есть жена и дочь, с которыми он давно не виделся (ещё обязательная характеристика бывшего копа) пытается помирить своего конвоира с семьёй. Выглядит это умилительно и здесь хватает подобных трогательных сцен (хотя бы взять монолог Уолша про часы), придающие картине Бреста обаятельный и тёплый шарм, который можно назвать ламповым и, кажется, этот фильм с удовольствием можно смотреть под Рождество или на Новый Год.

– Как они выносят твой сарказм?

– Превосходно. Я не видел их обеих девять лет.

Один фильм в пятницу вечером: «Успеть до полуночи» Мартина Бреста

Удивительно, что Бресту удаётся в простоватый комедийный сюжет запихнуть так много – он за два часа не только раскроет характеры своих персонажей, каждый из которых окажется не так-то прост, но и сумеет провезти их по всей Америке, демонстрируя на фоне уютные забегаловки, пустынные трассы, телефонные автоматы, неоновые вывески, по которым так легко формируется образ эпохи.

Брест в «Успеть до полуночи» достигает почти высшей формы приключенческого роуд-муви – здесь действие не прекращается ни на секунду, остроумные диалоги и перепалки между двумя героями поддерживают весь этот градус беззаботного веселья, а дуэт ведущих актёров выдаёт одну мастерски сыгранную сценку за другой.

Один фильм в пятницу вечером: «Успеть до полуночи» Мартина Бреста

На втором плане, тем временем, мелькают в небольших, но прекрасных ролях Филип Бейкер Холл и Яфет Котто, сыгравший шефа из Федерального бюро расследований, который охотится на главу мафиозного клана и, между делом, умыкает сигареты у задержанных.

Думаю, при других обстоятельствах, ты и я, наверное, также ненавидели ли бы друг друга.

В 1992-м Мартин Брест снимет «Запах женщины» с Аль Пачино, а в начале 2000-х, после провала «Джильи» (2003), он насовсем уйдёт из режиссуры.

Приятельские фильмы 80-х постепенно сойдут на нет – их отголоски ещё будут звучать какое-то время, вместе с попытками реанимировать жанр, но стоит честно признать – то десятилетие лучше всего подходило, чтобы рассказывать истории про двух непохожих друг на друга парней, попадающих в неприятности.

Один фильм в пятницу вечером: «Успеть до полуночи» Мартина Бреста

И совершенно точно сейчас никому не под силу вернуть дух, царивший в лентах тех лет, ведь в современном фильме всё-таки невозможно, например, повторить сцену, в которой Джек Уолш, сделав впервые за долгое время наконец-то правильный выбор, вдруг понимает, что теперь ему придётся идти пешком. И от этого становится совсем легко на душе.

203203
28 комментариев

Это одна из лучших комедий. Я серьёзно. 

20
Ответить

Я может побрюзжу но почему то сейчас такие фильмы не делают. Нет не хуже делают но как то атмосфера не так. Актер сыгравший преступника просто талант. Не видно его больше но в этом фильме уровень его игры повыше Дениры (да что уж греха таить денира это один образ италомафа)

3
Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Вообще-то сегодня суббота ....

2
Ответить

Комментарий недоступен

17
Ответить

Привет, спасибо. Думаю, я знаю ответ, но всё же — почему твоя рубрика называется "Один фильм в пятницу вечером"?) 

3
Ответить

Комментарий недоступен

Ответить