Возрождение после пандемии: как на Западе видят современную российскую киноиндустрию

Пересказываем главное из большого материала Deadline.

<p>«Спутник»</p>

«Спутник»

Пандемия повлияла на кинематограф по всему миру, и каждая страна по-своему приспосабливалась к работе в необычных обстоятельствах. В мае издание Deadline изучило, как с последствиями пандемии боролась российская киноиндустрия.

Чтобы составить полную картину, авторы статьи привели статистику, пообщались с известными продюсерами и режиссёрами из России, а также узнали, изменился ли интерес к российскому контенту на международном уровне. Рассказываем главное из подробного материала.

Перезагрузка киноиндустрии

В первую очередь, авторы материала исследуют, как российская киноиндустрия восстанавливалась после распада Советского союза. По мнению генерального директора «Роскино» Евгении Марковой, возрождению российского кинопроизводства способствовали прежде всего государственные инвестиции. Именно из-за отсутствия финансирования индустрия долго стагнировала. Ситуация кардинально изменилась лишь недавно.

С распадом Советского Союза разрушилось и прочное кинематографическое сообщество продюсеров, режиссеров и сценаристов. В те годы государство не инвестировало в киноидустрию, хотя развитие должно проходить именно так.

К счастью, за последние 10 лет увеличились инвестиции со стороны Министерства культуры, Фонда кино и ряда новых игроков — Российского экспортного центра, Департамента предпринимательства и инновационного развития города Москвы, а также Агентства креативных индустрий.

Евгения Маркова, генеральный директор «Роскино»

Помимо инвестиций в отечественное кинопроизводство, власти идут навстречу иностранцам. Так, в 2019-м Дмитрий Медведев подписал постановление о введении в России системы рибейтов. Теперь зарубежные компании при выполнении определённых условий смогут компенсировать вплоть до 40% затрат на съёмки в России.

В рамках программы «кэш рибейт» российские организации смогут возместить иностранным производителям аудиовизуальной продукции 30% от понесённых ими на территории РФ затрат.

В случае, если российские граждане составляют не менее 80% от общего состава членов съёмочной группы или объем расходов на территории России составляет не менее 75 млн руб. или на территории России проведено не менее 19 съёмочных дней — 40% от понесённых затрат на территории России.

из сообщения Минэкономразвития России

Государство уже выделило 1,3 миллиона долларов для тестирования программы в 2021 и 2022 годах. Руководитель направления экспорта креативных индустрий РЭЦ Евгения Данильченко надеется, что система рибейтов в ближайшие годы приживётся и в российских регионах.

Она приводит в пример Калининград, власти которого планируют возмещать затраты на производство не только кино, но и музыкальных видео, а также рекламных материалов. Данильченко также отмечает, что программа будет откорректирована при необходимости.

Евгения Данильченко
Евгения Данильченко

Международному сотрудничеству способствует и проведение мероприятий, на которых можно найти партнёров. К примеру, 8 июня начнётся KEY BUYERS EVENT:digital — онлайн-форум, созданный «Роскино» для презентации контента международным дистрибьюторам. Общение между участниками проходит на английском языке, и у российских авторов есть шанс показать свои проекты зарубежным коллегам.

Промо-ролик прошлого форума. Издание THR также назвало KEY BUYERS EVENT одним из главных событий мира кино

По мнению журналистов, подобные инициативы только увеличивают спрос на российский контент, который и так заметно усилился в последние годы. Важную роль в этом сыграло и появление в стране стриминговых сервисов со своим оригинальным контентом. Пиратство, цензура и консервативность российского общества всё ещё тормозят развитие кинобизнеса, но будущее отрасли всё равно выглядит намного оптимистичнее, чем казалось ранее.

Сейчас мировая публика намного охотнее знакомится с российскими историями. В нашей стране недавно появилось как минимум семь новых онлайн-платформ, и каждая из них производит оригинальные фильмы и сериалы. К тому же Netflix популяризовал идею глобального контента, с которым можно ознакомиться на языке оригинала. Для нас это очень важно.

Александр Роднянский, режиссёр

Восстановление бокс-офиса

На развитие киноиндустрии в стране указывает и динамика кассовых сборов. После неудачных 2015 и 2016 годов, в 2019-м в прокате было собрано 857 миллионов долларов (55,5 миллиардов рублей), а самым успешным релизом стала комедия «Холоп», собравшая 50 миллионов долларов.

«Холоп»
«Холоп»

Конечно, в 2020-м показатели просели. Однако из-за того, что кинотеатры открылись уже в июле, катастрофы со сборами удалось избежать. Это дало свои плоды: в 2021-м российский прокат показывает неплохие результаты даже с 50-процентной заполняемостью залов из-за коронавируса. Так, картина «Последний богатырь: Корень зла» собрала больше 28 миллионов долларов, «Душа» — более 18, а российские сборы «Годзиллы против Конга» (11,7 миллиона) оказались для фильма одними из самых высоких по всему миру.

Кроме того, некоторые картины сейчас выходят в России быстрее, чем на ключевых рынках, и приносят неплохой доход. К примеру, релиз фильма Гая Ричи «Гнев человеческий» раньше всего состоялся в России. Боевик заработал 11,5 миллионов долларов: лучший результат картина показала только в Китае и США — 18,5 и 15,8 миллионов соответственно.

«Гнев человеческий»
«Гнев человеческий»

Неплохие результаты и у отечественных комедий: к примеру, фильм «Родные» собрал 6,6 миллиона долларов. В целом кинодеятели отмечают, что сейчас дела с прокатом обстоят намного лучше, чем представлялось год назад. Пусть и не на все картины зрители ходят с одинаковым энтузиазмом.

Цифры действительно большие. Конечно, конкуренция сейчас не такая заметная, так как фильмов выходит меньше. На некоторые драмы зрители тоже пока ходят реже, но, наверное, из-за того, что жанр сейчас им не особо интересен. Подобное происходило в США после Второй мировой войны и Великой депрессии: популярностью пользовались комедии. Тем не менее, кинорынок выглядит сейчас очень хорошо.

Вадим Верещагин, продюсер и генеральный директор «Централ Партнершип»

Российское кинопроизводство

Вместе с кинопрокатом возвращается к былым показателям и кинопроизводство. Однако производителям сейчас необходимо не только сохранить, но и увеличить поставки оригинального контента. По данным «ТМТ Консалтинг», рынок онлайн-кинотеатров вырос в России более чем на 60% за 2020 год. Случилось это, разумеется, из-за пандемии. Именно стриминговый рост обусловил повышенный спрос на новые фильмы и сериалы.

На первый взгляд задача кажется трудновыполнимой в период Covid-19. Однако некоторым российским студиям удалось быстро приспособиться к новой реальности. Авторы статьи приводят в пример кинокомпанию Bazelevs Тимура Бекмамбетова, работавшую над скринлайф-фильмами, которые популяризовал сам продюсер. Действие в подобных картинах происходит на экранах компьютеров или смартфонов, а съёмки могут без проблем вестись удалённо.

Мы много работали в прошлом году. Так как наши многочисленные офисы раскиданы по всему миру, а фильмы мы снимаем в скринлайф-формате, то и до пандемии мы постоянно пользовались Skype и Zoom. Поэтому локдаун никак не повлиял на производство.

Мария Затуловская, продюсер Bazelevs

После успеха фильмов «Убрать из друзей» и «Поиск», которые собрали в мире несколько десятков миллионов долларов при минимальном бюджете, всё больше студий обращают внимание на формат. По словам Затуловской, каждая российская стриминговая платформа сейчас работает над подобными проектами.

«Поиск»
«Поиск»

Кроме того, студия Бекмамбетова привлекла к себе внимание ведущих мировых СМИ работой над военной драмой «Девятаев». Несмотря на то, что фильм снимался в разгар пандемии, производство не останавливалось. Бекмамбетов руководил съёмками из Казани, а на площадке находились всего несколько человек.

«Девятаев»
«Девятаев»

Одним из них был Павел Прилучный, исполнивший главную роль. Во время съёмок воздушных боёв актёр сидел в кабине, а на экранах вокруг него была запущена игра War Thunder. Благодаря этой технике, авторам удалось соблюсти социальную дистанцию, а также облегчить постпродакшн фильма. Бекмамбетов упоминал, что студия поделится всеми наработками. Поэтому опыт российской студии в перспективе может заметно повлиять на всё кинопроизводство.

Продюсер Илья Стюарт уверен, что на быстрое возобновление съёмок в России повлияла не только государственная поддержка, но и отношение авторов — они хотели продолжить работу как можно быстрее.

Я знаю, что другим странам повезло не так сильно. У нас большую роль в возвращении к норме сыграл настрой: специалисты хотели работать во что бы то ни стало.

Илья Стюарт, продюсер

Среди заметных российских кинокомпаний Deadline также отмечает продюсерскую студию «Среда» Александра Цекало, которая за последние десять лет сняла больше 30 сериалов. Некоторые из них («Мажор», «Метод», «Спарта») приобрёл Netflix.

Продюсер компании Иван Самохвалов отмечает, что стриминговый бум повлиял и на их работу: за шесть месяцев после окончания локдауна студия сняла 11 шоу. Обычно за этот срок она готовят пять-шесть проектов. В следующем году это число и вовсе вырастет до 15. Самохвалов также уверен, что интерес Netflix и других крупных стриминговых сервисов к российскому контенту приносит много преимуществ: качество растёт, а у продюсеров появляются новые варианты для продажи фильмов и сериалов.

Подобная конкуренция выгодна всем. Тут всё как по учебнику: игроки, выходящие на рынок, способствуют повышению качества шоу и увеличению бюджетов, что в итоге приводит к лучшему контенту.

Иван Самохвалов, продюсер

Российский контент и международный рынок

Наконец, Deadline отмечает, что зарубежные зрители сейчас интересуются российскими фильмами и сериалами намного больше, чем раньше. Это, по мнению авторов, прямое следствие размытия языковых границ: благодаря Netflix, люди со всего мира с удовольствием смотрят контент, произведённый, например, в Испании, Франции и Германии, даже без дубляжа на родной язык — подходят и субтитры.

Тот же путь проходят и российские сериалы с фильмами. Евгения Маркова отмечает, что за последние годы Россия стала одним из крупнейших экспортёров оригинального контента. По её мнению, определённую роль в этом сыграли и успехи других иностранных фильмов: к примеру, картина «Паразиты» из Южной Кореи получила в 2020-м главный Оскар. Не обошлось и без влияния «Чернобыля» от HBO.

Всего за три-четыре года Россия превратилась в одного из главных поставщиков оригинального контента. Причина — международному зрителю стало интересно знакомиться с уникальными российскими историями.

Местных игроков, несомненно, вдохновил успех «Паразитов». Теперь же интересные для иностранцев истории создают наши студии: к примеру, «Спутник», «Эпидемия», а также фестивальные картины «Дылда», «Дорогие товарищи!» и «Уроки фарси».

Евгения Маркова, генеральный директор «Роскино»

Безусловно, на руку нам сыграл успех сериала «Чернобыль». Иностранные коллеги, в основном американские, оказались очень заинтересованы в подобных масштабных и необычных историях. Кажется, люди пока даже не осознают, сколько их можно найти по всей России.

Илья Стюарт, продюсер

Авторы статьи не обошли стороной и феномен фантастического фильма «Спутник». Картина вышла в цифровом виде посреди пандемии и сразу захватила лидирующие позиции в iTunes. Зрители из США особенно заинтересовались космическим хоррором. В итоге студия Village Roadshow купила права на производство американского ремейка фильма. Курировать проект будет Мэтт Ривз — режиссёр грядущего «Бэтмена».

«Спутник»
«Спутник»

Режиссёр Александр Роднянский считает, что это только начало. По его мнению, в России есть сценаристы и режиссёры, чьи работы могут заинтересовать зарубежную аудиторию: даже несмотря на то, что контент производят в первую очередь для отечественных зрителей. Роднянский не отрицает, что пробиваться на мировой рынок кино стало сложнее из-за политических проблем. Однако даже это должно мотивировать студии делать более качественный продукт, который невозможно игнорировать.

Режиссёр Фёдор Бондарчук считает, что последние достижения российского кино показывают, что иностранным зрителям хочется чего-то нового. Поэтому он надеется, что индустрия воспользуется нынешним интересом, чтобы закрепить и развить успех.

Успех нашего фильма «Спутник» и новости о его американском ремейке — яркие примеры жажды чего-то нового. У людей действительно проснулся интерес к оригинальному контенту. Им хочется знакомиться с новыми историями, происходящими в необычных обстоятельствах. Российский и советский сеттинг, а также отечественные режиссёры и сценаристы могут занять эту нишу. Я надеюсь, что у них всё получится.

Фёдор Бондарчук, режиссёр
140140
121 комментарий

Комментарий недоступен

202
Ответить

Вот тоже забавно читать про возрождение структуры, где все на кумовстве и попилах. 

77
Ответить

Я думаю что если сможете пруфануть, то стоит кликнуть Автора чтобы дополнил или администрацию чтобы уточнила, что к матерьялу есть сомнения

6
Ответить

У самого возникло четкое ощущение заказного текста. Не из-за моего критического отношения к отечественному кинематографу, а, скажем так, из-за профессионального чутья на "джинсу". Что вы и подтвердили, значит мой навык никуда не делся)

12
Ответить

Я как заголовок прочел сразу возник вопрос - "как можно видеть то, чего нет?". Глобально отечественная индустрия мертва. Раз в 1-5 лет появляется какой-то хороший фильм, не благодаря, а вопреки и все на том. 

4
Ответить

Комментарий недоступен

85
Ответить

Проснулись блядь. Там, наверное,до сих пор уверены, что Путин сменил Горбачева.

17
Ответить