2 капли дегтя на белом клоунском гриме

Пара слов о том, как "Джокер" едва не стал безупречной картиной

"Джокер" великолепен. В эпоху, когда жанровое кино с каждым годом становится все более стерильным и плоским, необходима как минимум смелость, чтобы в общении со зрителем поднимать действительно серьезные темы.

Причем создатели фильма делятся своим видением проблем не только с узкой аудиторией любителей артхауса, но и с "массовым" зрителем. Чтобы достучаться до как можно большего количества людей.

2 капли дегтя на белом клоунском гриме

При этом, картина была обречена на успех с той самой минуты, когда Хоакин Феникс согласился на главную роль. Этот актер способен вытащить на себе даже самый невзрачный проект, благодаря безумному таланту, невероятной харизме и потрясающему актерскому мастерству.

Ведь даже если бы фильм состоял из одних неудачных дублей, где Феникс срывается на операторов, ругается с режиссером и, злобно матерясь, выбегает из кадра, зрители все равно остались бы в восторге. Все, что оставалось делать режиссеру Тодду Филлипсу — подобрать талантливую операторскую группу, чтобы во всех деталях снять перфоманс замечательного актера. С чем он отлично справился.

Великий образ накладывает великую ответственность

Образ сумасшедшего клоуна — один из самых удачных штампов за всю историю существования человечества. Яркий окрас существа, что вроде как должен веселить, но вместо этого пугает до у*%;чки, действительно работает, и многие писатели и режиссеры не раз прибегали к подобному персонажу.

Казалось бы, зрители должны были устать от подобного обилия разукрашенных психопатов, но народ с удовольствием идет на экранизацию "Оно" и "Джокера", не отдохнув и пары месяцев. Но при эксплуатации подобного персонажа необходима огромная осторожность.

2 капли дегтя на белом клоунском гриме

Ведь еще 11 лет назад на экраны вышел фильм "Темный рыцарь", где роль безумца с зелеными волосами блистательно исполнил Хит Леджер. Сыграл он настолько потрясающе, что понравился абсолютно всем от мала до велика, что повлекло за собой волну из фагготории всех расцветов и размеров.

От фиолетовых костюмов на Хеллуинах рябело в глазах, а паблики "Мысли Джокера" с цитатами 12-летних философов живы до сих пор. Хит Леджер в какой-то степени оказал Джокеру медвежью услугу, так как на какое-то время из-за массового помешательства образ сумасшедшего клоуна едва не стал синонимом дурновкусия.

2 капли дегтя на белом клоунском гриме

Поэтому перед создателями картины стояла непростая задача. К тому же необходимо было не удариться в повтор уже существующих персонажей и создать что-то новое и, в то же время, попытаться не улететь в параллельную вселенную, как это случилось в героем Джареда Лето. И Тодду Филлипсу и его команде это действительно получилось.

Практически все детали идеального пазла на месте. Каст превосходен, так как герои вызывают именно те эмоции, которые и должны вызывать. Мама Барни Стинсона, также как и в сериале "Как я встретил Вашу маму", трогательно гладит сына по волосам, Томас Уэйн (плавно перекочевавший из Нолановского Бэтмана) сноблив и надменен, ну и Роберт Де Ниро, конечно же, обаятелен и прекрасен.

2 капли дегтя на белом клоунском гриме

Музыка очаровывает, также как и прекрасная операторская работа, благодаря которой погружение в мрачную атмосферу гниющего города происходит плавно и незаметно. Нельзя не отметить отлично написанный сценарий, благодаря которому даже картина, повествующий о былых дняхвеликого антигероя, все равно оставляет множество тумана в этом самом прошлом. Все просто замечательно. Почти.

К слову, о дегте

В фильме прекрасно все кроме двух деталей, которые не позволяют поставить "Джокера" в список лучших картин, которые когда-либо были созданы человечеством. Во-первых, в глаза бросается практически полное отсутствие шуток. Или хотя бы светлых моментов у персонажа. 2 сцены с карликами общим хронометражом в 10—15 секунд не в счет.

С самого начала картины на зрителя неустанно начинают давить. Герой страдает все 2 часа экранного времени, отчего окончательное падение в темноту не так сильно бьет в цель, как могло бы. Ведь один из самых древних законов трагикомедии и состоит в балансе светлых и ярких сцен, на контрасте все воспринимается намного ярче.

2 капли дегтя на белом клоунском гриме

Финал замечательного фильма "Бразилия" повергает в кататонический страх, потому что за минуту до последней сцены зритель искренне смеялся над происходящим на экране. У Мартина Макдоны в тех же "Трех Билбордах" жестокие драматические сцены едва ли не через каждые 10 минут сменяются светлыми и добрыми моментами, отчего каждый раз зритель переживает что-то новое.

Наконец, резня на "Красной свадьбе" прекрасна именно тем, что ей предшествуют теплые и уютные диалоги героев, обсуждающих, как они будут растить своих детей и что будут делать после окончания войны. За несколько мгновений до кровавой бойни, которая впечатлила даже читавших книгу зрителей.

2 капли дегтя на белом клоунском гриме

В "Джокере" же все два часа зрителя погружают в бесконечно темную пучину ужаса, отчего финальные события не вызывают новых эмоций. Добавь Тодд Филлипс чуть больше действительно светлых/смешных моментов, развязка била бы по неподготовленной аудитории куда больнее.

Ну, и, во-вторых, весь фильм не покидает ощущение полного дежа вю. Возьмите скорсезевские картины "Таксист" и "Король комедии" (тем более) , приправьте "Мастером" и добавьте щепотку кровавых сцен, и на выходе получится "Джокер". Можно называть все нижеперечисленное отсылками, но референсы не должны составлять 90% от фильма.

2 капли дегтя на белом клоунском гриме

Уберите клоунский грим, название города Готэм и линию с Уэйнами и получите едва ли не вторичный фильм с едва адаптированным сценарием фильмов 70-х годов. Понятно, что многие из современных зрителей этих картин не видели, но это не оправдывает создателей "Джокера", побоявшихся внести хоть немного новых формул в уже существующее уравнение.

Портит ли это общую картину?

Повторюсь, при всех этих недостатках "Джокер" все равно заслуживает получить все возможные премии хотя бы потому, что барахтающиеся в собственном болоте господа из DC подарили миру едва ли не первую достойную работу со времен нолановской трилогии.

2 капли дегтя на белом клоунском гриме

Ведь даже со всеми оговорками фильм Тодда Филлипса — это красивое и чувственное кино, которое хочется пересмотреть не один раз. "Джокер" действительно может стать поворотной главой в производстве кино для "массового зрителя", демонстрируя, что спрос на смелое и искреннее высказывание до сих пор жив. По крайней мере, хочется в это верить.

4747
80 комментариев

 Во-первых, в глаза бросается практически полное отсутствие шуток. 

Воспитанные Марвелом. Это же классно блин, тяжелое кино

47
Ответить

Комментарий недоступен

20
Ответить

В зале, где я смотрел, был чувак, воспитанный марвелом. У него видимо как у собаки Павлова рефлекс был после мстителей, и он в общем ржал как конь абсолютно над всеми сценами, в которых хоть кто-то их героев улыбался или смеялся, даже если фильм обозначал эти реплики как несмешные. Вот это реально сделало кино тяжелым, а так в фильме есть смешные моменты с ситуативным юмором.

2
Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

ну хз.. какое оно тяжелое. на вкус и цвет конечно... Дорога - тяжелое кино, апокалипсис сегодня - тяжелое кино. 

Ответить

Ну хз, я люто орал как он напугал Карлика когда тот хотел уйти и обосрался, а когда все таки дошел до двери то не смог ее открыть из-за роста, это прям 12 из 10, Антон Логвинов прыгнул с крыши. 

18
Ответить

Там были светлые моменты, когда Флек занялся тем, чем хотел заниматься и с девушкой тусил. 

9
Ответить