Web-анимация. Как это было и как стало
Как и в истории возникновения анимации в целом, в истории интернет-анимации очень сложно определить точную дату появления анимации. В конце концов, мигание курсора на экране чёрно-белой ЭВМ тоже можно считать анимацией. Поэтому, в контексте данной статьи будем рассматривать только анимацию, которая целенаправленно появлялась как интернет-проект.
После появления формата gif (Graphics Interchange Format) многие пользователи ПК (которых, в 1987 году было не так уж много) попробовали сделать свои "гифки" или попросту короткие анимации. Первой из них была имитация старинной игрушки, с которой многие связывают появление мультипликации как таковой. Эту анимацию использовали для демонстрации возможностей нового формата и, скорее всего, именно она первой попала в интернет.
Но пользователей всемирной сети в те времена было не много, поэтому, долгое время, никто даже не задумывался о коммерческом мультяшном интернет-проекте. До появления рекламных web-баннеров в 1994 году, анимационный формат не был сильно востребован.
Именно реклама стала главным двигателем web-анимации на ближайшие годы. Хотя, наверное, двигаетель - слишком громкое слово. Формат и скорость интернета устанавливали свои ограничения и дальше создания баннеров на 3-4 (а лучше 2) кадра дело не двинулось.
Лёд тронулся ближе к концу девяностых, когда компания Adobe выпустила программу Flash, представлявшую собой мощный, по тем временам, графический редактор со встроенным языком скриптов.
Меню страниц, всплывающие окна, баннеры, курсоры - всё стало анимированным. На флеше стали писать игры и делать целые сайты, например сайт группы Infected Mushrooms:
В этот же период зародилась и интернет-анимация как культурный феномен. Новый редактор дал возможность делать не просто гифки из 2-3 слайдов, но и полноценные мультики с озвучкой и динамической камерой. Начали появляться первые web-аниматоры и студии интернет-анимации, такие как Joe Cartoons:
или Mondo Media:
А в странах бывшего СНГ появились свои авторы, такие как bedlamru, сделавшие "Титаник на гармошке".
Однако, главный маскот web-мультиков того времени конечно же "Масяня" Олега Куваева:
Мультфильмы представляли собой сатиру на российскую питерскую действительность 90-х годов и, в то время, смотрелись очень актуально и смешно.
Вслед за успехом "Масяни" автор начал рисовать"Магазинчик БО" - этакий русский "Рик и Морти" тех времён, рассказывающий о компании друзей, у которых поселился инопланетянин.
На волне успеха анимационных проектов появились и другие интернет-аниматоры, коих стало к концу нулевых великое множество. Однако, именно русские интернет-аниматоры поднимали темы, которые было не принято поднимать на ТВ, отличались своей самобытностью и новаторством.
И, если, среди западных проектов, наиболее популярным был "Кот Саймона", рассказывающий простые забавные истории,
то в СНГ-сегменте наибольшую популярность имел "Mr.Freeman", в жёсткой форме срывающий покровы с политических, экономических и общественных институтов современного общества:
Да и для тех, кому о строе общества думать ещё рано были свои популярные работы, например "School 13"
А вот что общего было у русской и иностранной web-анимации, так это проблемы с финансированием. Мультики имели огромную популярность, но не окупались, а точнее, попросту не зарабатывали. Почти вся продукция с изображением любимых героев была пиратской.
Западные flash-аниматоры нулевых годов со временем начали продавать свои работы на кабельное ТВ, открывать лицензионные магазины сувениров. Куваев начал вести мастер-классы. Но, имена большинства русских flash-аниматоров забылись в десятые годы. И, если на западе интернет-анимация оказала огромное влияние на всю мульт-индустрию, то в СНГ она, по итогу, прошла незамеченной (Если, конечно не считать собственное производство телеканала 2х2).
Западные авторы смогли отлично реализовать схемы краудфаундинга (народное финансирование через интернет), получать доход с авторских магазинов, заключать контракты с телевидением. Как результат, сейчас, на западе существуют невероятно успешные авторские проекты, успешные не только экономически, но и как произведения, несущие культурную ценность. Например Harry Partridge:
Или Steve Cutts:
В СНГ дела обстоят сложнее - есть проекты несущие в себе культурную ценность, а есть проекты, которые имеют экономический успех. И, к сожалению, это, по большей части, разные проекты (хотя, конечно, всё спорно и всё меняется со временем). Конечно, периодически они участвуют в коллабах (вчера вот вышел по черепашкам-ниндзя), но не припомню, чтобы реально "выстрелило" что то авторское некоммерческое, такое как, например, Animation Descks.
Намного больший успех имеют коммерческие проекты, типа "Dobryak" или "Мирби"
Данные проекты представляют собой скорее слайдшоу, чем полноценную анимацию, имеют минимальную детализацию, как правило, нет фонов или они примитивны, но, зато, видео выходят регулярно и в них поднимаются темы близкие школьникам, которые являются основной YouTube-аудиторией, что провоцирует рост популярности.
Ничего не имею против, в той же "Розовой Пантере" была примитивная рисовка и простые персонажи. К тому же, я видел ранние работы Добряка и понимаю, что это профессионал, которому осознанно приходится делать плоские мультики для школьников, потому что другое "не стреляет".
Тут и возникает парадокс, в котором я до сих пор не разобрался. Почему западные web-аниматоры могут выдавать контент, который имеет культурную ценность и популярность, а наши популярные web-проекты имеют культурную ценность только как факт того что они существуют? В них не найти интересных сюжетов, режиссёрских приёмов, да даже просто уникальных самобытных фишек и задумок - просто конвейер. Или может, на западе люди больше "донатят" ?
Я сам занимаюсь авторской анимацией и, если вы знаете ответ на этот вопрос - рад буду услышать ваше мнение. Сейчас я рисую мультфильм о единственном выжившем в межпланетном крушении космонавте и очень бы хотел разобраться в феномене непопулярности взрослой web-анимации в России десятых годов прежде, чем закончу работу.
Статью для вас приготовил независимый мультипликатор Василий Свежий, если хотите быть в курсе моего проекта, а также узнавать другие новости из мира анимации - вступайте в группу ВК.
До встречи!
Пост об анимации со статичными примерами анимации?
Комментарий недоступен
Еще скажи, что Autodesk не разрабатывала 3Ds Max и Maya, ага да.
Технология Flash изначально была разработана компанией Macromedia, которую впоследствии купила Adobe.
Комментарий недоступен
Ни слова про Антимульт?
Плюсую! Антимульт нельзя забывать, ведь реклама — это главное и основное :)