Молодой красавчик против старого алкоголика: На заре здравого смысла

Это не анализ просмотренного мною фильма, не критика сценария или режиссуры картины и уж тем более не нытье о легендарной Snyder Cut версии. Это лишь обычные размышления рядового зрителя, приправленные толикой больной фантазии.

Молодой красавчик против старого алкоголика: На заре здравого смысла

Долгое время я откладывал просмотр многострадального «Бэтмена против Супермена». Я из принципа не хотел смотреть театральную версию, зная проблемы Зака Снайдера, связанные с повествованием, из-за которых его фильмы тягучи, как сериалы, вот только это полноценные фильмы. И где-то глубоко в душе, находясь под сильными впечатлениями от «Хранителей», мне тяжело было решиться на просмотр фильма, который потенциально мог меня разочаровать.

Но вот мой час X пробил, а желание для просмотра появилось. Три часа ULTIMATE-версии крупнейшего столкновения двух икон медиа-индустрии на больших экранах остались позади и что же осталось после них? Хорошо это или плохо, но ощущения до сих пор окончательно не сформировались, надеюсь, эти размышления мне в этом помогут.

Перед тем, как приступить к дальнейшему трактату мне бы хотелось внести ясность для читателей. Этот материал создан с целью понять мои собственные мысли. Я не питаю никакого предвзятого отношения к творчеству Зака Снайдера. Я не преследую цели поныть насчет несуществующей гениальной Snyder Cut версии и не собираюсь копаться в фанатских теориях касательно метафор и образов, скрытых в глубинах гениального плана Лекса Лютора. Обозначим эту статью, как мою личную ULTIMATE-версию фильма «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости».

Молодой красавчик против старого алкоголика: На заре здравого смысла

Начать стоит издалека. Возможно ли создать достойное противостояние персонажей без вменяемого бекграунда в виде парочки фильмов, рассказывающих о становлении каждого героя? Мне кажется, да, но с некоторыми оговорками. Как всем известно, Бэтмен и Супермен - это эпохальные образы, имеющие большое количество уникальных по-своему интерпретаций в самых разных видах искусства, поэтому вроде бы можно и обойтись без целой киновселенной, ведь персонажей все и так прекрасно знают.

Но это, если рассматривать ситуацию максимально поверхностно и не брать во внимание тот факт, что каждый автор видит персонажа и путь его становления по-своему. В этом поле Зак Снайдер сумел нащупать плодовитую почву в рамках одного фильма для каждого персонажа, но не смог грамотно ее вскопать .

Молодой красавчик против старого алкоголика: На заре здравого смысла

Супермен. За исключением парочки действительно качественных комиксов, рассматривающих всемогущего героя в красном трико под необычным углом, этот персонаж мне кажется плоским. Он вроде бы и пришелец с другой планеты, но при этом выглядит, как человек, и испытывает схожие проблемы с самоидентификацией, что интересно.

Однако, когда дело доходит до драки, то за Суперменом банально неинтересно наблюдать. Его силы безграничны, а применение криптонита уже так достало одним тем фактом, что этот прием используется только тогда, когда в сюжет нужно добавить драматизма. Без этого камня, спасательной кнопки сценаристов, летающему качку навредить невозможно.

Молодой красавчик против старого алкоголика: На заре здравого смысла

С точки зрения морали он также не блещет оригинальностью. Супермен - это символ, символ чего-то великого и светлого. «Чужак который видит хорошее в каждом из нас». Некое божество в людском обличии, что является на помощь в моменты крайней нужды и стоит на защите всего человеческого рода.

В фильме этот момент обыгран с интересной точки зрения. В ходе битвы Супермена против Генерала Зода была разрушена значительная часть Метрополиса. Сложно сосчитать всех погибших людей под обвалами зданий и машин, пока два полубога пытались причинить вред другу другу. В разгаре этой катастрофы один из работников компании Брюса Уэйна лишается своих ног и начинает винить в произошедшем Супермена.

Это интересное направление, показывающее, что героя не так сильно волнуют человеческие жизни, когда дело доходит до выяснения личных мотивов. Будучи поглощенным битвой с Зодом, Кларк не задумывается о том, что где-то там внизу могут пострадать невинные люди. На личность блестящего спасителя отбрасывается тень, демонстрирующая, что Кларк все-таки человек. Именно, что человек.

Он - противоречивая личность, которая любит свою девушку и желает спасать людей, но в тоже время он не испытывает раскаяния за смерть невинных. Во время просмотра фильмы я поймал себя на той мысли, что Кларк Кент несколько раз пытается заплакать в знак сожаления, но у него не выходит, потому что в глубине души он понимает, что не чувствует никакой привязанности к земному миру.

Молодой красавчик против старого алкоголика: На заре здравого смысла

«Бэтмен против Супермена» - это громадное и бессовестно растянутое полотно, которое обладает громадным потенциалом для развития, но этим практически не пользуется. Супермен раскрыть недостаточно глубоко, из-за чего заложенная в нем противоречивая натура никак не раскрывается. Вот он становится виновником трагедии, но Кларк не испытывает никаких эмоций.

Его возлюбленная - Лоис Лейн каждый раз убеждает героя в том, что тот не виноват, а со стороны ощущается, что Супермена эта проблема действительно не волнует. Фильм изо всех сил пытается столкнуть двух персонажей, совершенно не раскрывая их взглядов на мир, что важно, ведь зрителю хочется видеть, что движет тем или иным героем. Каковы их характеры, цели и мотивации. В данном случае Супермен - это вареный овощ, не обладающий личностью. Лишь ближе к самой битве его чувства задеваются тем, что родная мать попадает в плен к Лексу Лютору, но этой сказке уже сотни лет, и дальше я постараюсь объяснить, почему вышеупомянутый злодей совершенно не нужен этому фильму.

В истории чувствуется потенциальная линия с тем, как бесконечная погоня за всемирным альтруизмом оборачивается для Супермена самой настоящей трагедией. Пытаясь спасти, как можно большее число людей, он лишь усугубляет ситуацию к худшему. Бессчетные попытки добиться признания от людей оказываются бесполезны, ведь во вселенной Снайдера человечество видит в своем боге только угрозу.

Видите, здесь присутствует такой громадный простор для размышлений, но те, кто смотрел фильм понимают, что всего вышесказанного в нем нет. Это лишь зрительские догадки, построенные из подсказок и образов, созданных режиссером на экране. И, казалось бы, все выходит неплохо. В фильме нет глубины, но у каждого зрителя есть свой личный, выдуманный бекграунд. Вот только «Бэтмен против Супермена» воспринимается слишком тяжело для легкого блокбастера и слишком поверхностно для глубокой драмы о конфликте двух людей с кардинально противоположными взглядами на справедливость.

Молодой красавчик против старого алкоголика: На заре здравого смысла

Теперь Бэтмен. Его образ более приземленный и проработанный, чем у всемогущего попаданца из другого мира благодаря тому, что Брюс Уэйн - это человек, добившейся всего сам. Олигарх, спортсмен, филантроп и все такое прочее. Снайдер и за его образ хорошенько взялся. Бен Аффлек изобразил престарелого супергероя, страдающего алкоголизмом и одиночеством. Проведя всю свою жизнь в костюме летучей мыши, некогда великий герой с четким моральным кодексом начинает постепенно черстветь.

Местный Бэтмен, как по-мне, прекрасен. Он выжигает свое фирменное клеймо на телах преступников, обрекая их тем самым на жестокую смерть в тюрьме от рук таких же людей. В ходе драки он ломает руки, ноги и позвоночники, а также не боится взяться за вражеский огнестрел, не щадя никого на своем пути.

Молодой красавчик против старого алкоголика: На заре здравого смысла

Благодаря собственной фантазии мне удается достроить его личностную историю о том, как морально устойчивый герой попросту устал бороться с бездонным и безобразным болотом преступного Готэма и на старости лет уже перешел на радикальные меры, уподобившись тем уродам, с которыми он еще давным-давно поклялся бороться. Фильм не показывает никаких предпосылок, но при этом создает уверенный образ Темного Рыцаря, ставшего частью жесткого мира Готэма. Этот город поглотил даже своего защитника.

Потенциально это, опять же, достойный конфликт. Сами подумайте, есть великий супергерой - Бэтмен, осознавший, что победить зло ему не под силу, поэтому он встает на темную сторону. Летучая мышь все еще работает якобы во благо, расправляясь с преступниками, но делает это уже для утоления собственной жажды крови и устрашения преступного мира, включая весь Готэм. Он - это страх во плоти и его должны бояться все окружающие.

Молодой красавчик против старого алкоголика: На заре здравого смысла

Как вдруг появляется Супермен. Всемогущий супергерой со своими взглядами на справедливость, что идут вразрез с радикальной политикой Брюса Уэйна. В этот момент Бэтмен осознает, что он больше не самый страшный кошмар Готэма. На горизонте показывается новая угроза для всего мира, а в мировоззрении Бэтмена образуется трещина, заглядывая в которую, тот вспоминает, что когда-то он был достойным супергероем. И его роль, как супергероя, создать противодействие против Супермена, но так, как психическое состояние Брюса уже давно не в норме, на полноценное перерождение и очищение от своих грехов ему расчитывать не приходится.

Бэтмен теперь параноик, стремящийся остановить появившуюся из космоса угрозу в лице Человека из Стали, который боится, что этого пришельца начнут бояться больше, чем самого защитника Готэма. Также не стоит забывать про то, что герой явно страдает одиночеством. В этой вселенной у Брюса Уэйна нет бэт-семьи и нет Лиги Справедливости. Такое чувство, что Бэтмен живет в этом мире один, сражаясь с непобедимым злом в гордом одиночестве.

Молодой красавчик против старого алкоголика: На заре здравого смысла

И вот перед нами вырисовывается великолепный конфликт! Бог, решивший, что его взгляды на добро и зло правильны, против человека, возомнившего себя дьяволом. «Бэтмену против Супермена» попросту не нужен и Лекс Лютор, и Чудо-женщина, и долбанный Думсдэй. Противоречий между двумя сумасшедшими людьми вполне достаточно, чтобы устроить конец света. Совершенно не нужно звать на эту вечеринку кого-то еще. Совсем не надо пытаться оправдать конфликт между героями каким-то третьим корыстным злодеем, стоявшим за спиной и нашептывающим свои злобные планы на ушко обоим.

Сценаристы берутся за довольно интересные темы, не боясь надавить на самые неприятные черты всеми любимых героев, но в самый ответственный момент они дают заднюю, оправдывая чисто человеческие отношения каким-то посмешищем, стремящемся устроить хаос ради хаоса и вишневых леденцов. Было бы смешно, если бы не было так грустно.

Мне не хочется разбирать «Бэтмена против Супермена» по классической методичке, потому что для меня самым важным элементом в художественном произведении является история. И здесь она есть! Она скрыта где-то в дебрях сценарных перипетий, она чувствуется в образах тех персонажей, что я вижу на экране. Я вижу перед собой множество удивительных в своей красоте ростков, которых заставили прорасти в неправильном направлении.

Молодой красавчик против старого алкоголика: На заре здравого смысла

Все вышесказанное это разумеется мои личные догадки и размышления на тему: «А что было бы если?» И я считаю это весьма уместным, так как ULTIMATE-версия Зака Снайдера все еще не показывает цельного видения того, что же создатели хотели показать в этой истории. То ли безграмотный режиссер наснимал то, чего не понимал. То ли безжалостные продюсеры заставили бедолагу порезать его материал. Это совершенно неважно. Важно лишь то, что нынешний «Бэтмен против Супермена» - это невнятное нечто, на мой взгляд.

На фан-сервисный блокбастер в духе Marvel этот фильм не тянет из-за своей вязкой и необоснованной тягучести. А сама битва титанов длится лишь пару минут и заканчивается ничем. Кажется, что Бэтмен одолел Супермена и прикончил бы того, если бы не Марта, но это только с физической точки зрения. Одно тело пало, а другое устояло, но что насчет идеологического сражения? Его не было.

Молодой красавчик против старого алкоголика: На заре здравого смысла

Зато были фирменные мрачные диалоги, состоявшие из набора пустых и пафосных слов, звучащих из уст явно не живых людей. Сейчас будет примерная реконструкция классического диалога в этом фильме.

  • Я не сумел спасти их. Я подвел людей
  • Нет, ты сделал все, что мог. Ты нужен людям. Им нужна надежда.

Подобные обобщенные фразы никак не раскрывают персонажей и не способствуют тому, чтобы зритель проникся к ним симпатией. Люди, да, вы же просто ходячие библии, очнитесь! Не забывайте, что вы живые!

Подводя итог, хочется сказать, что мне грустно и стыдно одновременно. Генри Кавилл - прирожденный Супермен, способный сделать из картонного персонажа живого человека, но бестолковые сценаристы ему этого не позволяют. А Бен Аффлек - это и вовсе Бэтмен моей мечты. Ради этой роли бедолага Бен специально спился, а теперь нам больше не суждено увидеть эту парочку на экране.

Молодой красавчик против старого алкоголика: На заре здравого смысла

Киноподразделение DC добилось того, что актеры, созданные для своих ролей и лучшие в своем роде, опять же на мой взгляд, не сумели раскрыть весь свой потенциал. Лечебницу Аркхем от Бена Аффлека я так и не увижу, а жаль. Печально видеть, когда человека с горящими от страсти глазами каждый раз пытаются ослепить бездарные глупцы, неспособные предложить ничего достойного взамен.

Этот пост - далеко не обычный анализ просмотренного фильма, а скорее мой личный крик души. Именно благодаря этим мыслям я сохраню «Бэтмена против Супермена» в положительных красках. Раз Снайдеру позволено иметь свою личную ULTIMATE-версию, то чем же я хуже? Лучше так, чем продолжать постоянно извергаться желчью насчет того, как много потенциала было утеряно по вине непонятно кого.

Теперь, наконец, я понял свое отношение к фильму «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости» режиссера Зака Снайдера в своей самой расширенной версии. Мне обидно, чисто по-человечески обидно, вот и все. И этот водоворот из различных мыслей - мое очищение от бушующих в голове кошмаров. Теперь мне стало легче и на том спасибо.

Молодой красавчик против старого алкоголика: На заре здравого смысла

Если понравился материал, и у вас возникло желание познакомиться поближе, то можете заглянуть в таверну, где я вместе со своим товарищем, занимаюсь подобной фигней почти каждый день, размышляя о том, да о сем. Спасибо, что потратили время на прочтение статьи, надеюсь, что она оставила после себя пищу для размышлений.

P.S. Уже надоело напоминать, но, живя в интернете, приходится. Все вышесказанное - это чистая субъективность. Кто-то может согласиться, а кто-то нет, только не стоит набрасываться на меня с кулаками, доказывая, что я не прав. Я не продвигаю абсолютную истину, а лишь делюсь своими впечатлениями и буду рад ознакомиться с вашими. До встречи на просторах интернета.

8989
82 комментария

Мне все говорят, что я сумасшедший, но я в восторге от этого фильма. Только финальная битва выглядела глуповато. Но в остальном, очень клёво показаны образы супермена и бэтмена. Взять хотя бы сцену, где мы впервые видимм бэтмена. Нам показывают, что преступники, действительно в ужасе от него и считают неким демоном. Да немало огрехов, но это такой супергеройский артхаус, которого мы больше нигде не увидим. Россомаха и Бэтмен Нолана очень реалистичны, а в BvS герои показаны такими мрачными гиперболизированными сверхлюдьми и это, лично меня, цепляет.

41

В фильме нет мотивации у Бэтмена. Почему он пытается убить супермена? Потому что сражение с Зодом повлекло много разрушений? А без Супермена он как планировал остановить Зода? Или об этом величайший детектив не подумал?

Конфликт высосан из пальца. А без нормальной мотивации героев происходящее выглядит нелепой бессмыслицей.

Для сравнения как круто выстроен конфликт этих героев в комиксе Возвращение темного рыцаря Фрэнка Миллера. Если бы его экранизировал Снайдер или Нолан

9

делать артхаус с 450 милионным бюджетом - довольно странное решение

3

В фильме много красивых, с интересным визуальным решением сцен, но вот проблема в том, что из этих сцен получился в итоге плохой фильм. Снайдер отличный клипмейкер, если можно так назвать, у него получаются прекрасные отдельные эпизоды, которые можно раз за разом пересматривать на ютубе, но цельной истории не получается, от этого и обидно. Если мне не изменяет память, то этот фильм и гражданка от марвел выходили примерно в одной время и как то в одной рецензии, уже не помню чьей, прочитал, что гражданка это то, чем бэтмен против супермена мог стать, но не стал в ввиду многих факторов. Думаю это самое лаконичное описание фильма.

4

Ждал фильм, пошел в кинотеатр на первый сеанс, после просмотра был немного разочарован, но вот после режиссерской версии, я точно могу сказать, что фильм действительно мне понравился. Последний бой мне показался затянут, Бэтфлек замечателен, и мрачен как эму и должно быть.

2

Подобные обобщенные фразы никак не раскрывают персонажей и не способствуют тому, чтобы зритель проникся к ним симпатией. Люди, да, вы же просто ходячие библии, очнитесь! Не забывайте, что вы живые!

И это проблема Снайдера. Это хороший клипмейкер, но совершено хуевейший режиссер.

Обидно за Кавилла и Аффлека, имхо дуэт огонь, несмотря на то, что фильм моча. Я очень ждал сольника с Аффлеком, а теперь после его отстранения, после каких-то передряг с Кавиллом, я от долбоебов из ВБ ничего не жду. Пускай сами варятся в собственном говне с Харли Квин и ко. Пойду пересматривать мультсериалы Брюса Тима и тихо плакать

17

Это хороший клипмейкер, но совершено хуевейший режиссер.

Применительно к Заку Снайдеру это синефильский аналог фразы "прочтите уже другую книгу". Есть и другие слова, которые позволят вам корректнее выразить вашу проблему с его режиссёрским подходом, а не один бездумный шаблон, копируемый раз за разом. Это уже просто невозможно читать, абсолютно дурацкая фраза.

15