Оставленные: обзор фильма «Нелюбовь» Андрея Звягинцева

1 июня в российский прокат вышла драма «Нелюбовь» Андрея Звягинцева. Главный редактор DTF рассказывает, почему картина, несмотря на свой фестивальный лоск, достойна самой широкой аудитории.

Оставленные: обзор фильма «Нелюбовь» Андрея Звягинцева

Для меня всегда было большой загадкой, почему Андрей Звягинцев так и не стал условным российским Дэвидом Финчером — по крайней мере, с точки зрения популярности. Тот же «Левиафан», несмотря на всю шумиху вокруг него, собрал на родине всего 92 миллиона рублей (это меньше половины бюджета), а «Елена» — около 20 миллионов.

Наверное, Звягинцеву мешает аура фестивальности, с помощью которой его картины упорно продвигают уже много лет.

Массовый зритель смотрит на очередной ни о чём не говорящий постер с пальмовой ветвью в уголке и проходит мимо, хотя за всей этой напускной высоколобостью кроется написанное широкими мазками мощное драматическое кино​

Впрочем, с «Нелюбовью» ситуация может измениться: по крайней мере, на Западе картина должна быть более понятной, чем трагедия, построенная на страхе перед армейским призывом («Елена»), и фильм о безысходности российского фермерства («Левиафан»).

Оставленные: обзор фильма «Нелюбовь» Андрея Звягинцева

«Нелюбовь» — это история семейной пары, переживающей развод на фоне экономического кризиса. Муж и жена давно нашли себе новых партнёров, а всё, что их удерживает вместе и заставляет раз за разом плевать друг в друга ядом — общая квартира, которую никак не получается продать, и общий ребёнок, которого никто не хотел.

Примерно минут через двадцать после начала дитя бесследно исчезает, а фильм превращается в подобие криминальной драмы. Звягинцев подробно показывает все этапы поисков двенадцатилетнего мальчика, смакуя профессионализм и самоотверженность волонтёров и параллельно раскрывая титульное состояние «нелюбви», в котором находятся родители.

Но «Нелюбовь», конечно, никакая не криминальная драма. Как и в сериале «Оставленные» Дэймона Линделофа, автора больше интересует не то, что пропало, а то, что осталось​

Оставленные: обзор фильма «Нелюбовь» Андрея Звягинцева

Это самое доступное кино Звягинцева за последние годы, но смотреть его всё равно нужно внимательно. Скажем, режиссёр изящно показывает, что в новых отношениях у главного героя всё тоже не слишком гладко, потому что на работе он предпочитает есть картошечку, а дома — под давлением пассии — брокколи.

А сиюминутный тяжёлый вздох сварливой бабки (матери жены) проливает свет на то, что и её дочь тоже, скорее, отыгрывает роль матери-монстра, чем является таковой. Отыгрывает, потому что не видела другого примера.

Оставленные: обзор фильма «Нелюбовь» Андрея Звягинцева

Чем ближе к финалу, тем более мрачной и угнетающей «Нелюбовь» становится. Почти все ключевые герои так или иначе оказываются пустыми и одинокими. Они отчаянно пытаются цепляться за других людей, но желание добиться тепла и стать счастливым так и остаётся желанием.

Само собой, в самом конце Звягинцев не удерживается от своей любимой темы и резко распространяет диагноз, выписанный главным героям, на всю остальную страну.

Ловким движением рук и устами ведущего Дмитрия Киселёва в переживающую развод пару внезапно превращается Россия и Украина​

Этот момент, пожалуй, самый важный в фильме, но в нём Звягинцев, кажется, давит сильнее, чем нужно. Красный «патриотичный» спортивный костюм на главной героине, отправившейся на пробежку после безразличного просмотра выпуска новостей о страданиях украинцев, это уже немножко перегиб — вплоть до лёгкой пошлости. Хотя, возможно, это поможет услышать послание Звягинцева большему количеству людей.

Оставленные: обзор фильма «Нелюбовь» Андрея Звягинцева

«Нелюбовь» при всей своей мрачности, пожалуй, самый позитивный фильм Звягинцева за последние годы. Надежду в нём символизируют волонтёры.

С одной стороны это критика государства, неспособного выполнять свои функции, а с другой — напоминание о том, что аппарат и люди в нём, это разные сущности, и даже в состоянии общего угнетения — «нелюбви» — всегда найдётся место для чего-то человеческого.

Но хоть хорошие люди и существуют, они тоже не всесильны. Поэтому после фильма очень хочется скорее связаться с близкими и сказать «люблю». Пока не слишком поздно.

19
22 комментария