Феномен "взрослой" мультипликации
Как появилась и почему важна мультипликация для взрослых?
Если разобраться, то у истоков мультипликации стояли художники, целью которых не было создание развлечений для детей. Именно поэтому в довоенных мультфильмах можно увидеть такое обилие политики, взрослого юмора
и эротического подтекста
Да и вообще, во все времена, созданием мультфильмов занимались взрослые люди c взрослыми интересами. Поэтому, скорее восприятие мультипликации как исключительно "детского" искусства стоит считать феноменом.
Кроме того, исторический опыт показывает, что детские персонажи с взрослыми шутками, такие как Гуффи или Губка Боб, которые могут ходить на работу и сталкиваться с не детскими проблемами смотрятся более естественно и лучше воспринимаются зрителями
В то время как чисто детские персонажи, такие как Телепузики или Свинка Пеппа выглядят бессодержательными, стерильными и неестественными
Ну а ещё на восприятие мультфильмов как "детского" вида искусства повлияло появление в 30-40х годах цензуры. Есть мнение что цензура в мультфильмах лобировалась лично Уолтом Диснеем, так как в сравнении с конкурентами (такими как Братья Уорнер или Текс Авери) его мультфильмы были намного более приличными
Однако, от цензуры страдал и сам Дисней. Ему не раз приходилось вырезать сцены и замазывать фрагменты мультфильмов. Например, кентаврам из мультфильма "Фантазия" пришлось стереть соски
Однако, жёсткая цензура не помешала сделать из мультфильмов элемент военной пропаганды в 40-50е годы. На этой волне мультипликация вновь приобрела взрослый окрас
Вообще цензура в мультфильмах в разное время работает по разному и, если 15 лет назад показывать было можно всё, кроме обнажёнки и сцен курения, то сегодня в США запрещено показывать сцену с округляющимися глазами Волка, когда он видит Красную Шапочку, так как это оскорбляет женщин, а мультфильм с Дональдом-нацистом в РФ вообще включён в список экстремистских материалов (и, да, есть люди, осуждённые по статье экстримизм, за то что выложили мультфильм в соцсети)
Чем анимация более студийная и менее авторская, тем она более детская, студии почти всегда ищут безопасные варианты. Русская мультипликация сегодня воспринимается как чисто детские фильмы 0+, созданные по госзаказам для телеканала Карусель, однако, в советское время все студии, включая Союзмультфильм были авторскими. Даже во всем известном "Ну погоди" хватает взрослых отсылок - Волк курит, пьёт, изображает "блатного" или стилягу
Примерно такую же картину можно было наблюдать и на западе. Мультфильмы в период с 70х по 90е не особо разделялись на детские и взрослые - они были для всех возрастов. Те же "Черепашки ниндзя" или "Филинтстоуны", хоть и не курили, но были взрослыми и по сюжету общались и боролись с другими взрослыми
Для сравнения, современные аналоги черепашек школьники, они общаются с другими школьниками и даже журналистка Эйприл теперь школьница
Чёткое разделение мультфильмов на детские и взрослые появилось вместе с каналом MTV, а точнее с появлением на нём блока LiquidTV. Там авторы отрывались по полной, делая контент "на грани"
Именно на MTV появились "Бивис и Баттхед", "Дарья" и "Царь горы". Стилистику MTV-шных мультиков в 2001 году переняли Cartoon Network в своём блоке "взрослой" анимации Adult Swim. Многие из их работ были сильно экспериментальны, однако, отчасти, благодаря этим экспериментам появились такие мультфильмы, как "Рик и Морти", "Конь Боджек" или "Арчер".
Статью подготовил Василий Свежий, для меня мультипликация один из видов искусства и способов самовыражения. Я не привык разделять её на взрослую и детскую. Но, если вы любите мультики также, как и я, то вступайте в паблик ВК и узнавайте ещё больше интересных мультновостей.