Джоси Уэйлс — человек вне закона
Вся ли деконструкция идёт на пользу искусству?
Жанр вестерна для меня лично представляет весьма большой интерес. Мне в целом симпатичен сеттинг Дикого запада, со всем сопутствующим типа оружия и прочего. Но судьба у жанра весьма плачевна (да как и у многих других классных жанров). В нынешнее время жанр любят использовать для всяческого рода деконструкций, удачных и не очень. Пример удачной деконструкции – фильм «Костяной Томагавк». Ибо смешать фильм ужасов и вестерн – это очень интересная и смелая идея. А используя медленный способ повествования свойственный вестернам, это кино предоставляет прямо что то интересное и свежее. Но такие фильмы очень и очень редки, и часто деконструкция делается по принципу «А давайте сделам ВСЁ ... ИНАЧЕ...». А что иначе, как – не задумывается никто. И после этого появляются совершенно жуткие кадавры. И это при том что фильмов в подобном жанре в целом выходит мало.
На самом деле вестерн переживал две глобальные волны деконструкции. Оригинальные вестерны – это американские фильмы про ограбления поездов и гражданскую войну. И, как часто случается в современной культуре, на жанре стали наживаться и снимать просто прорву фильмов, огромное количество. Были и хорошие, и плохие, но даже если бы они все были хорошими, рано или поздно люди просто перестали бы на них ходить, ибо им надоело. А что происходит с концепцией, которая не приносит деньги? Правильно – она отправляется на свалку истории. И классические вестерны держались довольно долго, ибо получили популярность в 30-е годы, а к закату стали клонится в конце 50-х начале 60-х. Но тут на выручку местным рынкам пришли режиссёры из Европы. Я могу только предположить что американские фильмы пользовались у европейцев какой никакой популярностью, а поток фильмов резко упал, ибо в Америке кассу они не собирали. И тут на сцену вышли доморощенные режиссёры. Из них могу выделить пару любимых – Серджио Лионе и Серджио Корбуччи.
Про спагетти-вестерны известно более всего, я думаю что они в целом даже более известны чем оригинальные вестерны штатовские. И следующая деконструкция плавно началась в 70-е годы, и развернулась с фильмами Иствуда в 90-е. В предыдущих итерациях жанра герои вестерна почти не подвергались самокопаниям. Если они были то это было что то глобальное, утрата семьи или близких друзей. Но Иствуд сделал это интересно – он не стал отбирать у героев безмерную крутость из спагетти-вестернов, но добавил им вот эти интересные и тонкие нотки. Прелесть вестерна была в том числе за счёт простых, читаемых, понятных образов, и от этого они были крутыми и гипертрофированными сами в себе. А в вестернах уже третьей волны герои начали становится чуть более людьми, безусловно теряя в крутости, но не так сильно как могли. И вот наконец то мы добираемся до нашего сегодняшнего фильма.
«Враги сожгли родную хату, убили всю его семью…»
76 год, жанр вестернов становится слишком заезженным и надоедает даже самым большим любителям. Голливуд делает большой рывок в сторону криминальных боевиков и драм, Клинт Иствуд самолично режессирует фильм по книге Фореста Картера. Фильм начинается можно сказать со стандартнейшего клише – какие то синебрюхие янки сжигают дом и убивают семью Джоси Уэйлса. У меня лично никаких претензий к клише нет – если оно уместно и работает. После этого страшного преступления на пепелище южане находят Иствуда и предлагают ему присоединится и отомстить.
Тут кстати начинается первый элемент деконструкции – нечасто в фильмах южан показывают как положительных героев, выставляя их как поборников рабовладельческого строя, и мол дескать война на самом деле была против рабства. Это было далеко не так, ибо война развилась на фоне разности интересов Северных и Южных штатов. Северян поддерживало тогдашнее правительство, и они запретили развивать отношения с британцами, а для южан это был один из важнейших источников дохода. Об отмене рабства заходили слухи только на второй год войны, и бывших рабов в свои ряды привлекали и южане и северяне. И своих рабов имели в том числе генералы Северной армии. Так что войну нельзя назвать однозначно «против рабства» и выставлять южан злыднями безликими и демонами тоже. Это были люди которые воевали за свою землю, были патриотами, просто оказавшимися по другую сторону баррикад. Но так как северяне победили, получили возможность в культуре оставить огромный след «злых южных парней рабовладельцев».
Главный герой попадает в группу южной армии, и проводит там какое то время. После того как всем очевидно что южане войну проиграли, и их войска массово сдаются данной банде тоже предлагают сдаться. И тогда они останутся в живых. Капитан данной группы извиняется и говорит что пойдёт сдаваться, ибо он воевать уже устал, и смысла в этом нет. С ним соглашаются все, кроме иствуда. Он остаётся в полном одиночесве у костра, глядя как остальные собираются и уходят. Очень сильная сцена, и в начале фильма, меня она впечатлила.
Иствуд наблюдает в подзорную трубу за развитием событий. Северяне заставляют южан сдавать оружие, несмотря на то что людям нужно как то охотится и добывать себе еду. После чего их выстраивают в шеренгу, Капитану дают кошель с монетами и начинают расстреливать пленных. Капитан морщится, говорит что северяне обещали не трогать их, но уже поздно что либо делать – своих людей он продал. И далее начинается очень классная экшен сцена, врывается в этой действо Иствуд и наводит шороху, спасая молодого раненого парня, с которым пытается уйти от погоди. И далее весь фильм посвящён тому как иствуд уходит от погони, встречая разных персонажей. Мы видим как он помогает оставшимся без защиты пилигримам. Девушке индианке которая была служанкой в торговом посте, которую там насиловали. Но при этом все вокруг намереваются его сдать за вознаграждение. Здесь даже развивается небольшая история любви, когда герой Иствуда спасает пилигримов, и там попадается красивая молодая девушка. После чего Иствуд хочет спокойной жизни и поселится в свободных землях со всеми своими друзьями которых он спас. Но беда в том что эта земля индейцев. И тогда Уэйлсу приходится идти на переговоры к вождю. Сцена разговора с вождём просто отпечатывается в голове. Иствуд показывает себя как человек чести, что отмечает вождь и говорит что он ему доверяет, и они не будут драться, а разойдутся миром.
Кино отличается от старых вестернов наличием более высокой динамики. Тут много событий, перестрелок, сюжетных движений. И фильм не выглядит каким то мельтешением, по сравнению со старой школой. На мой взгляд у Иствуда получилось выдержать нужный градус, для того чтобы это кино всё ещё оставалось классным вестерном с стереотипными штуками, но и приносило глоток свежей воды. В наше время победившей посткультуры и деконструкции, когда непременно НУЖНО сделать ИНАЧЕ – это дорогого стоит. Хватит делать иначе – сделайте хорошо. Это ключевая мысль, которую я хотел бы донести. Не нужно борщить, не нужно считать что «клише не работают». Они работают, и ещё как. Главное чтобы то что вы снимаете – было крутым. А там уже что это будет, деконструкция или нет, вообще не важно. И оно не станет крутым только из-за того что это деконструкция.