От трагедии к комедии: история Кинг-Конга и Годзиллы длиной в девяносто лет

Рассказываем о первой встрече Годзиллы с Кинг-Конгом и о том, как менялся образ культовых монстров на протяжении многих лет.

От трагедии к комедии: история Кинг-Конга и Годзиллы длиной в девяносто лет

В 2014 году Legendary совместно с Warner Bros. объявила о планах на создания MonsterVerse, которая должна объединить не только Годзиллу и Конга, но множество других легендарных чудовищ. Уже тогда были лицензированы такие монстры, как Мотра, Гидора и Родан, но амбиции студии простираются вплоть до объединения со вселенной «Тихоокеанского рубежа».

Но это всё в будущем. А пока на экранах сражаются Кинг-Конг с Годзиллой, так что стоит вспомнить, как возникли, развивались и впервые встретились эти два монстра.

Рождение Кинг-Конга

В 1926 году сотрудник Музея естественной истории Нью-Йорка Уильям Бёрден со своей женой Кэтрин отправился на остров Комодо, который тогда был голландской колонией, а сегодня является частью Индонезии. Там он увидел огромную ящерицу, которую назвал «королём Комодо» (сегодня известен как «комодский дракон»). Двух таких он привёз в Америку и передал в зоопарк Нью-Йорка, но там они вскоре умерли.

Кроме ящериц он привёз массу историй о «доисторических существах», которыми щедро делился со своим другом, голливудским режиссёром Мерианом Купером. Тот сразу загорелся идей снять про них фильм, но столкнув с ящеров с гориллой. Тем более он уже работал с настоящими обезьянами на съёмках и свой новый проект он попытался продать Paramount.

Купер хотел снарядить экспедицию в Африку, наснимать там материал с гориллами, а потом одну из них отвезти на остров Комодо и заставить драться с «королём Комодо». Но в разгар Великой депрессии никто не хотел финансировать подобные экспедиции и натурные съёмки животных. Тогда Купер обратился в RKO Pictures, которая славилась тем, что предоставляла своим авторам свободу творчества.

Там он познакомился с аниматором Уиллисом О’Брайаном, который ещё в 1925 году прославился работой над «Затерянным миром», где с помощью покадровой анимации искусно оживил динозавров, описанных у Артура Конан Дойла. На дворе был 1931 год, а Уиллис работал над новым фильмом про динозавров «Creation», и уже отснятый материал обошёлся студии в 120 тысяч долларов.

<p>Лучше всего Уиллису О’Брайану в «Затерянном мире» удался трицератопс</p>

Лучше всего Уиллису О’Брайану в «Затерянном мире» удался трицератопс

Купер понял, что с талантами О’Брайана ему не нужна экспедиция в Африку. У него были готовые декорации и модели динозавров, и гораздо увлекательнее было бы столкнуть с ними огромную гориллу. А окончательный вид задумке Купера придал писатель и сценарист Эдгар Уоллес, взяв за основу реальные планы Купера по натурным съёмкам.

По сюжету, голливудская съёмочная группа отправляется на загадочный остров Черепа, но возвращается с гигантской гориллой, которая сбегает и, разгромив половину Нью-Йорка, погибает от рук военных.

Созданная для фильма модель Кинг-Конга на реальную гориллу была не очень похожа. Прежде всего ей убрали живот, чтобы не вызвать смех в зале вместо восхищения мощью гигантского зверя. Конга в целом сделали больше похожим на человека. Так же ему усложнили мимику относительно реальных горилл. А вот модели динозавров создавались с опорой на экспонаты Музея естественной истории в Нью-Йорке.

Фильм стал огромным техническим достижением, который приумножил всё то, что делал О’Брайан до этого. Историк Рэй Мортон писал: «Спросите любого крупного современного специалиста по спецэффектам, и они скажут, что этот фильм оказал на них огромное влияние».

«Кинг-Конг» достиг невероятного успеха в комбинированных съёмках, когда отдельно снимают актёров, анимируют монстров, а потом сводят в одном кадре. Именно технические достижения обеспечили фильму кассовый успех: он окупился всего за несколько недель, хотя тогда фильмы могли идти в кинотеатрах целый год.

Знаменитая сцена схватки Конга с тиранозавром
Знаменитая сцена схватки Конга с тиранозавром

В том же 1933 году, по горячим следам, вышел сиквел «Сын Конга», но он так и не выбрался из тени оригинала, так что на продолжении был поставлен крест. Хотя в это же время Universal активно развивала свою франшизу монстров, в которую входили Дракула, чудовище Франкенштейна, Человек невидимка и другие. Дело было в самой студии, создавшей «Кинг-Конга».

«Самым ироничным в существовании RKO было то, что студия достигла своего высокого положения в киноиндустрии за счёт той свободы, которую предоставляла авторам и это же стало причиной её нестабильности», — писал историк Ричард Джуэлл. RKO Pictures была разделена на множество подразделений, которыми руководили люди со своим авторским видением, часто непредсказуемым в плане коммерческих перспектив.

Это в конце 1950-х свело студию в могилу. В 1957 году RKO Pictures продала свои зарубежные активы, а в 1959-м потеряла статус корпорации, её интеллектуальная собственность частично была распродана. Но благодаря свободе, которые получали творцы, права на многих созданных на студии героев оставались в руках создателей. Вот так же и права на Кинг-Конга оказались у главного аниматора фильма 1933 года Уиллиса О’Брайана.

Концерт-арт О’Брайана для фильма «Кинг-Конг против Франкенштейна»
Концерт-арт О’Брайана для фильма «Кинг-Конг против Франкенштейна»

В 1961 году он обратился к известному продюсеру Джону Беку с идеей фильма «Кинг-Конг против Франкенштейна». Вот только О’Брайан не знал, что Universal обладала правами на тот самый грим, который и создал узнаваемый в кино образ чудовища, хотя сам роман и героя использовать было можно.

Тогда Джон Бек нанял известного сценариста Джорджа Йейтса, который написал сценарий «Кинг-Конг против Прометея», отсылая к оригинальному роману «Франкенштейн, или Современный Прометей». Но без связи с культовым монстром Universal, никто из студий не хотел вкладывать в проект серьёзные деньги, ведь стоимость покадровой анимации грозила превысить все разумные пределы.

Продюсер обратился к японской студии Toho, которой идея в целом понравилась, но она решила заменить Франкенштейна на Годзиллу. Бек провернул сделку за спиной О’Брайана, и если бы тот не умер через несколько месяцев, то не получил бы за работу ни копейки.

Когда режиссёр оригинала Мериан Купер узнал о фильме, то подал в суд на Бека, Toho и американского дистрибьютора Universal. Но тогда же выяснилось, что права на гигантскую гориллу принадлежат не только Куперу. Своему другу Дугласу Бёрдану он с горечью писал: «Я думаю, они падут настолько низко, что будут снимать человека в костюме гориллы, с чем я боролся ещё в 1933 году».

Ядерный кошмар Японии

Кинокомпания Toho обрела известность в 1954 году с фильмом-катастрофой «Годзилла», который вышел очень вовремя. В 1952-м в японский прокат ещё раз выпустили «Кинг-Конга», который заработал денег больше, чем в предыдущие два раза. А в 1953 году в Японии вышел американский фильм «Чудовище с глубины 20 000 саженей» про огромного динозавра, разбуженного ядерными испытаниям и нападающего на Нью-Йорк.

«Годзилла» (1954)
«Годзилла» (1954)

Сама «Годзилла» появилась совершенно случайно из отменённого японо-индонезийского фильма о последствиях оккупации Индонезии Японией. В начале 1954 года между руководством Toho и властями Индонезии возник конфликт на почве спорного сценария, а сотрудничество было разорвано. Продюсер Томоюки Танака возвращался в Японию, пролетая над атоллом Бикини, где американцы недавно проводили ядерные испытании. И после наблюдения за испытательным полигоном «Касл Браво» ему пришла идея создать ещё одного киномонстра, порождённого ядерным оружием.

Сценарий за 11 дней написал фантаст Сигеру Каяма, и ещё три недели у режиссёра Исиро Хонды ушло на его доработку. В итоге был создан Монстр — метафора атомных бомбардировок Японии американцами, который возникал в результате ядерных испытаний и нападал на Токио. Это сразу создавало массу смыслов нетипичных для блокбастера про гигантского монстра.

Если бы Годзилла был обычным динозавром или другим животным, то его можно было бы убить выстрелом из пушки. Но если он эквивалентен мощи атомной бомбы, то мы просто не знаем, что с ним делать. Так что я просто взял параметры атомной бомбы и применил их к Годзилле.

Исиро Хонда, режиссёр

Но использовать покадровую анимацию было слишком дорого и долго, поэтому авторы решили построить миниатюрную модель Токио и запустили в неё актёра в костюме Годзиллы. Этот фактор и стал определяющим в дизайне монстра — команде просто не приходилось выбирать между реалистичным динозавром и самобытным ящером с «ядерным дыханием».

В первый же месяц проката в Японии было продано почти 10 миллионов билетов на «Годзиллу», что сделало его самым успешным фильмом года. Вскоре вышел сиквел «Годзилла снова нападает», где появилось второе чудовище — Ангирус, с которым и сражалась Годзилла. Картина вновь добилась коммерческого успеха, однако продолжения не последовало.

Ангирус в фильме 1955 года
Ангирус в фильме 1955 года

Кинг-Конг в Японии тогда был не менее популярен, а потому руководство Toho, заполучив на него права, решило столкнуть монстра с Годзиллой — таким образом не только возродив серию, но и отметив тридцатилетие студии.

На ситуацию повлияла ещё один случай. В апреле 1962 года в Японии прогремела история о смерти двух стариков от сердечного приступа во время просмотра реслинга. В этом винили то, что продюсеры, в погоне за рейтингами, постоянно повышали накал жестокости в подобных шоу. В стране начали обсуждать влияние подобных телепередач на культуру и общество. Режиссёр Исиро Хонда на фоне всего этого захотел сделать сатиру на такие жестокие шоу на японском телевидении.

Люди идут на всё что угодно ради рейтингов, но я считаю, что телешоу не воспринимают зрителя всерьёз. И я решил показать это в фильме. Поэтому схватка монстров показана через призму борьбы каналов за рейтинги — это просто реалии своего времени. И медицинская компания [из фильма] думает, что сможет лучше продвигать свой продукт, если будет использовать монстров в своей рекламной кампании.

Исиро Хонда, режиссёр

Грядущий фильм маркетологи называли «схваткой века». И то, что некоторые сражения Кинг-Конга и Годзиллы выглядят как соревнования борцов сумо, совершенно не случайно — это была намеренная пародия.

Поскольку фильм был комедией, а монстры должны были парадировать борцов сумо, то ещё до начала проката на телевидении выходили юмористические интервью с монстрами в образе сумоистов. Точно так же рекламировались и реальные соревнования борцов.

По сюжету, глава японской фармацевтической кампании решает привести вывезти Кинг-Конга с острова Черепа в Японию, чтобы использовать его в рекламных целях. В это же время американская атомная подлодка пробуждает похороненную под арктическими льдами Годзиллу, после чего монстр направляется в Японию сеять смерть и разрушение. Сюжетные линии людей были вторичными, а главным вопросом фильма было: кто же победит в битве чудовищ?

В результате ожесточённой схватки в финале оба монстра рухнули в океан, но Кинг-Конг вскоре выплыл. Всё дело в том, что Годзилла появлялся всего в двух фильмах и везде оставался злодеем и крупнейшей угрозой Японии. Кинг-Конг же, наоборот, был трагическим персонажем и заложником обстоятельств. Героем он, конечно, не был, но всегда вызвал у зрителя сочувствие — особенно у девушек, поскольку в фильме 1933 года он защищал актрису Энн Дэрроу. Поэтому авторы посчитали справедливым отдать победу Конгу.

Но фанаты Годзиллы негодовали и строили теории, как он мог выжить. А после выхода фильма в американский прокат в 1963 году в одном из выпусков журнала Spaceman утверждалось, что существует вторая версия фильма, где Годзилла побеждает: «Было снято две концовки, и если вы посмотрите фильм в Японии, Гонконге или другой азиатской стране, то там Годзилла побеждает. Тогда как в американской и британской версиях победил Конг».

Конг и Годзилла на съёмочной площадке
Конг и Годзилла на съёмочной площадке

Это был всего лишь миф, но он возник не на пустом месте. Американская версия, вышедшая спустя год, радикально отличалась от оригинала. Джон Бек нанял двух сценаристов, Пола Мэйсона и Брюса Говарда, которые выкинули массу сцен, переписали диалоги, убрав почти все шутки, и добавили героев-американцев. Бек даже потребовал заменить саундтрек. Для тех лет это была совершенно нормальная ситуация: в «Годзилла снова нападает» 1955 года американцы вообще вмонтировали фрагменты других фильмов и различную хронику, а Годзиллу заменили на обычного тираннозавра.

Но гораздо важнее то, что «Кинг-Конг против Годзиллы» по соотношению затрат к прибыли стал самым успешным фильмом в истории японского кино. При бюджете в 5 миллионов йен, фильм собрал 430 миллионов, хотя в долларах это довольно скромные 10 тысяч и 2,6 миллиона соответственно. Для сравнения, американские пересъёмки стояли пятнадцать тысяч долларов.

И тут у Годзиллы открылось второе дыхание, причём такое, что фильмы начали выходить каждый год, обрастая впечатляющим бестиарием. В фильме 1964 года появился трёхглавый инопланетный монстр Гидора, и там же сложилось два альянса монстров — земной и инопланетный. В первый вошли Годзилла, Родан и Мотра, а второй постоянно пополнялся различными чудищами вроде Мехагодзиллы.

Годзилле хватило всего трёх фильмов, чтобы превратиться из главной угрозы Японии в её защитника. И уже в 1966 году Годзилла защищал японский народ от мирового коммунизма и его коммунистического монстра — гигантской красной креветки Ибире. Эта формула стала вечным двигателем, генерирующим новые сюжеты. Где-то пробуждается, создаётся злыми учёными или нападает из космоса новое чудовище, которому Годзилла даёт отпор.

Девятый фильм о Годзилле «Уничтожить всех монстров» (1968) собрал всех возможным чудовищ — Ангируса, Варана, Барагона, Горозавра, Миниллу и Кумонга. И в дальнейшем их становилось только больше. У фильмов менялась тематика, общий тон повествования, баланс комедии и драмы, а сюжетные ходы, сталкивающие монстров лбами, становились всё более изощрёнными и нелепыми.

От трагедии к комедии: история Кинг-Конга и Годзиллы длиной в девяносто лет

Однако сам дизайн Годзиллы оставался прежним, и даже через 20 лет его играл человек в резиновом костюме. Какое-то время спецэффекты даже не уступали не самой дорогой голливудской продукции при несравнимо меньших затратах. Но к 1975 году скромные кассовые сборы «Террора Мехагодзиллы» про очередного монстра из космоса показали, что тема себя исчерпала.

Годзилла ушёл в спячку, чтобы в 1984 году возродиться с фильмом «Возвращение Годзиллы», обеспечив франшизе ещё двадцать лет жизни, за которые на экранах появлялись как старые, так и новые монстры.

Годзиллу по-прежнему играл актёр в костюме, а спецэффекты теперь бесконечно отставали от Голливуда. Но и фильмы не относились к себе слишком серьёзно, изобилуя сюжетами про путешествия во времени, высылку из будущего механических монстров для борьбы с Годзиллой. Речь про фильм 1991 года «Годзилла против Кинг-Гидоры».

«Никто не поверит в женщину Конга»

А вот Кинг-Конг не смог дать старт франшизе, фильмы с ним можно пересчитать по пальцам одной руки. В следующий раз Конг появился на экране в 1967 году, но это был японский фильм Исиро Хонды «Побег Кинг-Конга», где всем полюбившаяся гигантская горилла сражалась с созданным злобным доктором Кто (не имеет отношения к одноимённому сериалу) механическим Конгом. По сути, это было продолжение фильма 1962 года с теми же самыми костюмами и бюджетом.

«Побег Кинг-Конга» (1967)
«Побег Кинг-Конга» (1967)

Голливуд вспомнил о Конге только в 70-х, когда продюсер Дино Де Лаурентис, ответственный за «Серпико» (1973) и «Три дня кондора» (1975), взялся за возрождение «Кинг-Конга». Он убедил Paramount профинансировать прямой ремейк хита 1933 года, только в современном сеттинге и заменой съёмочной группы, отправившейся на остров, на отряд геологов.

По требованию режиссёра Джона Гиллермина для съёмок был построен 12-метровый робот стоимостью в миллион долларов, но как только дело дошло до съёмок, выяснилось, что он просто не может правдоподобно двигаться. Тогда специалист по спецэффектам Карло Рамбалди на месте из того что было сшил костюм и сам играл Конга в большинстве сцен. Для крупных планов отдельно изготовили голову и руки.

В итоге Конг стал исключительно прямоходящим и ещё более антропоморфным, лишившись даже тех черт реальной гориллы, которые были в фильме 1933 года. А построенный робот в фильме получил около 15 секунд экранного времени, но зато хорошо послужил рекламной компании. Это была самая дорогая модель Кинг-Конга, которую выставляли на всеобщее обозрение.

Фильм заслуженно получил Оскар за особые достижения в области визуальных эффектов, но собрав в прокате 90 миллионов, при бюджете в 24 миллиона, был признан провалом. В 1977 году Дино Де Лаурентис говорил: «Стив МакКуин снялся в фильме, где его герой в конце умер, но потом всё равно вышло продолжение с участием Стива МакКуина. Многие звёзды умирают в конце фильма, но всё равно снимаются в продолжении. Конг — это звезда. И мы собираемся рассказать новую историю про нового Конга».

Только вот сиквела пришлось ждать десять лет. Было написано много сценариев, некоторые из которых сильно напоминали подход авторов «Годзиллы» к построению франшизы: один из них отправлял Конга в космос, а другой в Россию. И это не преувеличение.

Был даже вариант, в котором маленькие дети воспитывали [Конга] и говорили вещи типа: «Осторожнее, Конг. Не наступи на эту машину». Это был просто позор.

Стив Прессфилд, сценарист

Прессфилд всё же смог протолкнуть свой сценарий о Конге, которого оживляют после падения с небоскрёба при помощи замены сердца, после которого монстр сбегает. Второй сценарист добавил в историю самку Конгу (или как её назвали — «Леди Конг»), потому что и так антропоморфную гориллу ещё больше очеловечили. И сбегали от людей в финале уже две влюблённые гориллы.

Хоть сначала эту идею многие посчитали абсурдной, и сам Прессфилд говорил, что «никто не поверит в женщину Конга», но Де Лаурентис дал ей зелёный свет. В сценарии даже появился сын Конга, которого тот из последних сил спас от смерти. Но даже при уменьшенном бюджете сборы оказались неудовлетворительными, а потому на намечавшейся франшизе поставили крест.

Права на Конга оставались сразу у нескольких студий. Warner Bros. в 1998 году выпустила ничем не примечательный мультфильм по сюжету оригинала 1933 года, тогда как Universal в это же самое время заключала сделку с Питером Джексоном на постановку полновесного блокбастера. Но фильм вышел только в 2005-м, когда режиссёр закончил работу над «Властелином колец», а компьютерные спецэффекты смогли воплотить все амбиции создателей.

«Кинг Конг» (2005)
«Кинг Конг» (2005)

Конг, как и вся прочая фауна острова Черепа, был нарисован на компьютере, так что Джексону не нужно было идти на компромиссы, и он смог создать самую настоящую гигантскую гориллу. Захват движений был снят с Энди Серкиса, который также сыграл Голлума. Для большей убедительности движений Серкис несколько месяцев изучал поведение реальных горилл в зоопарке и в дикой природе.

Питер Джексон, Наоми Уоттс и Энди Серкис
Питер Джексон, Наоми Уоттс и Энди Серкис

Джексон стремился создать лучший из возможных ремейков, но сам Кинг-Конг полностью отрицал всю ту эволюцию, которую персонаж прошёл с 1933 года. Что, впрочем, справедливо: его постоянное очеловечивание было либо результатом технических ограничений, либо намеренным преследованием комедийного эффекта.

«Кинг-Конг» Питера Джексона поставил сразу несколько рекордов: он стал самым дорогим фильмом в истории, фильмом с рекордным режиссёрским гонораром, а также фильмом с 2400 кадрами с компьютерной графикой, что на 200 больше чем у «Мести ситхов».

Но ему не хватило самого главного — рекордных кассовых сборов. При одном только при производственном бюджете в 206 миллионов долларов, собрать удалось 560 миллионов. А анонсированные самим Джексоном сиквелы «Сын Конга» и «В волчьем логове» и вовсе оказались первоапрельской шуткой.

На пути к MonsterVerse

В 1993 году права на Годзиллу выкупила TriStar Pictures, рассчитывая на собственную трилогию, но дальше одного появления гигантского динозавра в фильме Роланда Эммериха дело не пошло.

Сам Эммерих никогда не любил Годзиллу и согласился взяться за проект только если ему разрешат всё сделать по-своему. До этого он снял «День независимости», который при бюджете 75 миллионов долларов собрал 812 миллионов. Так что ради такого кассового режиссёра студия разорвала сотрудничество с постановщиком Жаном де Бонтом, фанатом франшизы, который был приписан к проекту с 1994 года.

Эммерих решил создать совершенно новую Годзиллу, отвечавшую запросам времени, тогда как оригинальный дизайн Toho «был бессмысленным». Режиссёр говорил: «Я видел создание, которое придумали для TriStar. Жан де Бонт создал Годзиллу, очень похожую на оригинальную, но это неправильно, потому что сегодня так уже не делают». Дизайнер Патрик Тотополус, нанятый Эммерихом, вспоминал, что единственным требованием было — сделать монстра быстрым и проворным. В итоге получился огромный динозавр.

Почти все в Toho были недовольны результатом, а те, кому понравилось, говорили, что фильм не должен называться Годзилла. Но одна из самых известных сцен с кормлением Годзиллы рыбой была вдохновлена 75-страничным досье, которое Toho прислала американцам. Там среди прочего говорилось, что Годзилла не может есть людей, а ест только рыбу.

«Годзилла» (1998)
«Годзилла» (1998)

В итоге Фильм оказался не нужен ни критикам, ни зрителям и едва отбил свой 150-миллионный бюджет. «Годзиллу» ругали за глупый сюжет, где гигантский монстр исчезает посреди города, и слишком клишированных героев. А знаменитые кинокритики Роджер Эберт и Джин Сискел, которых спародировали в фильме, не понимали, почему Годзилла их не съела или не раздавила. Ведь они регулярно разносили фильмы Эммериха. Впоследствии сам постановщик сожалел, что занял место Де Бонта.

«Годзилла» — это просто бездушное ремесло: огромная ящерица, нарисованная на компьютере, крушит всё на своём пути. Что за хладнокровное, механистическое видение, лишённое всяких эмоций.

Роджер Эберт, кинокритик

В 2003 году лицензия TriStar закончилась, а в 2004-м, к пятидесятилетию оригинального фильма, в Toho объявили, что «Godzilla: Final Wars» станет последним фильмом их собственного производства. После релиза даже демонтировали декорации, на которых было снято несколько картин. В 2009 году появились слухи, что права хочет выкупить Legendary — спустя год они подтвердились.

В этот раз студия захотела вернуться к оригинальному дизайну и стилю 1954 года. А поскольку все помнили провал Эммериха, Legendary решила разделить производственные риски с Warner Bros., которая как раз владела Кинг-Конгом. Но ни о какой франшизе поначалу речи не шло. Всё ограничивалось простой идеей — возродить Годзиллу, но не так, как это сделал Роланд Эммерих.

Гаррет Эдвардс с моделью Годзиллы
Гаррет Эдвардс с моделью Годзиллы

В 2011 году кресло режиссёра занял молодой англичанин Гаррет Эдвардс, годом ранее дебютировавший с малобюджетным, но сверхуспешным фильмом «Монстры», где самих монстров практически не показывали, а весь сюжет концентрировался на взаимоотношениях простых людей. На слуху ещё был успех «Монстро» (2008), а потому стиль Эдвардса, когда зритель видит то же самое, что и персонажи, пришёлся очень кстати.

В качестве сценариста привлекли Макса Боренштайна, который уже в 13 лет стажировался у Оливера Стоуна, а сразу после окончания Йеля и написания сценария, который попал в «Чёрный список» Голливуда, стал крайне востребован. Так что его сразу приставили к «Годзилле», а потом и ко всей MonsterVerse.

Но когда в 2014 году фильм про культового монстра вышел, зритель получил совсем не то, что ожидал и что обещала рекламная кампания. Тогда только завершился сериал «Во все тяжкие», так что у фильма было сразу две звезды — Годзилла и Брайан Крэнстон. Но, вопреки трейлеру, их обоих оказалось преступно мало. Персонаж Крэнстона не пережил и первого акта, а сцен с монстрами было около 10 минут.

«Годзилла» (2014) 
«Годзилла» (2014) 

Перезапуск «Годзиллы» собрал внушительные для фильма про монстров 560 миллионов долларов, уступив только сиквелу «Парка Юрского периода», хотя за Годзиллой не стояло имя Стивена Спилберга. Неудивительно, что продолжению сразу дали зелёный свет.

Но после всей критики, студия решила, что яркий и красочный стиль «Тихоокеанского рубежа» более перспективен. Фильм хоть и собрал на 150 миллионов меньше, но при этом был оригинальным проектом без культовых монстров. К тому же было не понятно, зачем нужно и дальше следовать стилю Эдвардса, если все карты были раскрыты.

Новый Конг и старый Годзилла

Превратить всё это в киновселенную предложил глава Legendary Томас Тулл. Уже на этапе постпродакшена «Годзиллы» он спросил у Макса Боренштайна: «А не хочешь заняться ещё и фильмом про Кинг-Конга, действие которого развернётся на острове Черепа?». Того назначили сценаристом всех фильмов намечавшейся франшизы. Все понимали, что эти монстры встретятся, но было не ясно, где и как.

Первым делом нужно было выстроить общую вселенную. В 2014 году даже вышел комикс «Godzilla: Awakening», который связывал появление Годзиллы и всех остальных монстров с ядерными испытаниями в Тихом океане 1954 года. Там же раскрывалась роль организации «Монарх», которая следила за появлением кайдзю.

От услуг Эдвардса отказались, и он отправился снимать «Звёздные войны: Изгой один» (2016). Но и там видение автора не пригодилось Disney, а отснятый им материал почти полностью переделали. На сегодня это остаётся его последним фильмом.

«Кинг Конг: Остров черепа» (2017)
«Кинг Конг: Остров черепа» (2017)

Работая на новым «Кинг-Конгом», Боренштайн понимал, что в четвёртый раз повторять историю из фильма 1933 года нельзя, а потому шёл от обратного. Первым делом он вырезал романтическую линию между Конгом и девушкой, все основные события происходили на острове. А образ нового Конга стал логическим продолжением всех предыдущих версий, кроме фильма Питера Джексона, и ориентировался на фильм 1933 года.

Но Боренштайн успел написать только первый драфт сценария, прежде чем плотно заняться телеадаптацией «Особого мнения». Вернулся к работе он прямо перед началом съёмок, так что многие вещи были написаны уже на ходу. Авторы собирались создать целую экосистему и свою эволюционную лестницу для монстров, но когда дело дошло до съёмок, её принесли в жертву зрелищности. Впрочем, это не помешало фильму собрать 560 миллионов долларов в прокате.

«Годзилла 2: Король монстров» (2019)
«Годзилла 2: Король монстров» (2019)

А уже после выхода «Годзиллы: Короля монстров» в 2019 году судьба вселенной оказалась под вопросом. Несмотря на то, что авторы бросили все силы на масштабные сражения монстров в духе «Тихоокеанского рубежа», сборы во всём мире упали до 386 миллионов долларов при бюджете примерно в 170 миллионов. То есть фильм едва вышел в ноль.

Была масса обсуждений о возможности кроссовера. Я думаю, было бы отлично увидеть вселенную «Тихоокеанского рубежа», встречающую вселенную монстров Legendary. Это естественный шаг, особенно после выхода третьего фильма. Но пока всё это не точно, просто возможность.

Стивен ДеНайт, продюсер
Амбициозные планы Legendary и Warner Bros.
Амбициозные планы Legendary и Warner Bros.

Но в условиях кризиса будущее вселенной всё ещё под большим вопросом. Если «Конг против Годзиллы» провалится в мировом прокате, это может похоронить всю затею. Тем более, что у Warner Bros. уже есть опыт сворачивания исключительно потенциальной вселенной DC после первых неудач. Стоит ещё учитывать, что невозможно наращивать масштабы происходящего оставаясь в рамках прежних бюджетов.

Прокат фильма в США стартует 31 марта, так что финальные выводы делать ещё рано. Тем временем картина уже идёт в 28 странах и на момент написания текста собрала там больше 120 миллионов долларов. По слухам, бюджет фильма без учёта маркетинга — около 180 миллионов, так что работы ещё много.

За многие десятилетия у Конга и Годзиллы были свои взлёты и падения. И если первый получил лучшее воплощение в 2005 году, развив и дополнив все задумки авторов оригинального фильма 1933 года, то Годзилла прошёл более извилистый пусть с десятками одних только японских полнометражных фильмов. И то что смотрелось органично в формате комедии и скромного бюджета, так и не нашло достойного воплощения в высокобюджетных голливудских блокбастерах. Возможно, мы ещё увидим, как это изменится.

#лонг #истории #годзилла #кингконг

131131
19 комментариев
41
Ответить

Комментарий недоступен

16
Ответить

1. Террористическая организация, предположительно китайского происхождения - мировой коммунизм?И это просто совпадение, что в Китае у власти коммунисты, а организация называется "Красный бамбук". И креветка эта красная. "Война миров" 1953 года вообще про нападение марсиан, но это была в том числе завуалированная и талантливая антисоветская пропаганда. 
2. Эбира был нейтральным монстром, которого сами террористы боялись 3. Годзилла был нейтральным монстром, который восстанавливал силы после битвы с Гидорой в предыдущем фильме, и нападал, в том числе, и на положительных персонажей фильмаНу вот например в Кинг-Конге 2017 года он вообще почти всех героев замочил, но в финале его вывели защитником Земли от страшных подземных монстров. Собственно так это и работает. Если бы он вступил в армию США и форму надел, то было бы нелепо. А по факту он на стороне сил добра, хоть и опасный монстр. Это создаёт необходимое напряжение в повествовании.
Титанозавр - земного происхождения... Здесь спорить не буду, походу я просто запутался во всех этих фильмах
 >"Годзилла против Биоланте" до сих пор смотрится лучше большинства дорогих голливудских фильмов того времени, а последующие фильмы серии имели большие масштабы и бюджеты. Проблемы была не в качестве спецэффектов, а уровне их подачи.
Не соглашусь. Отдельно взрывы смотрятся хорошо и декорации достойные, но они везде уже давно были такие. Но когда это совмещается с Годзиллой в одном кадре, то всё относительно печально. Тот же Кинг-Конг 1976 года выглядел гораздо убедительнее, особенно по части лицевой анимации. Понятно, что у ящера она не богатая, но там полное ощущение, что нижнюю челюсть просто за верёвочку дёргают. А вот в "Годзилла, Мотра, Кинг Гидора. Монстры атакуют" всё хуже. Особенно когда Годзилла там монстра ногами как гопник запинывает.
Т.е. если был один единственный фильм про "путешествие" во времени, который попытался сделать твист на клише...Это мой косяк, я просто вырезал перечисление всех этих сюжетных ходов, а начало предложения не переформулировал.  
 >Сами фильмы, к слову, относились к себе достаточно серьёзно
Ну у нас разное представление о серьёзности. Я вот посмотрел "Годзилла, Мотра, Кинг Гидора. Монстры атакуют", "Годзилла против Космического Годзиллы" и "Годзилла против Мотры". Насколько это серьёзно? Понятно, что на фоне Годзиллы против Кинг-Конга всё будет древнегреческой трагедией. Но в Годзилле 2019 года, вроде никто не смеётся, но ведь понятно что это просто чушь творится. И то и другое я воспринимал как чистое развлечение. Там всё таки дизайн монстр способствует. А вот например фильм "Монстро" я воспринимал именно как человеческую драму, как и "Кинг-Конга" 2005 года.  
я честно сомневаюсь что вы смотрели все эти фильмы.Справедливо, все фильмы я не смотрел. Но я и не писал про каждый из них. Я пользовался фанатской вики, чтобы прояснить детали. 

6
Ответить

И уже в 1966 году Годзилла защищал японский народ от мирового коммунизма и его коммунистического монстра — гигантской красной креветки ИбиреЧё-т хрюкнул :D
За пост спасибо! Приятно было ознакамливаться.

9
Ответить
8
Ответить

Хоть мне и последний фильм не понравился, но надеюсь он окупится, чтобы было прдолжение франшизы. Очень жду фильм про Мотру. 

4
Ответить

Это тебе к Японцам. Шин Годзилла вроде как окупился, ждем сиквелы.

Ответить