DTF смотрит: выдающиеся боевики — о бойне на складе, поисках сокровищ и бегстве через 16 кварталов
Три впечатляющих фильма в главном (после порно) мужском жанре.
«Осиное гнездо»
В ангар на промышленной окраине Страсбурга приезжает группа налётчиков, а немного погодя — броневик со спецназовцами. Вооружены все отлично, а большего для смертоубийств и не нужно. Но собравшимся нет резона друг в друга стрелять.
Этим займутся другие люди — из красноглазой пехоты, будто переброшенной в фильм из «Оборотней» Мамору Осии. Безликие и безмолвные, они пришли за своим вожаком, албанским военным преступником, запертым в машине спецназа.
Из такого «Осиного гнезда» можно и не выбраться — этот фильм пленных не берёт. В том смысле, что завязка длится всего 15 минут, а следующие полтора часа идёт яростная, непрекращающаяся бойня.
Жертв много, и зритель среди них: даже те, кто буднично воспринимает массовые расстрелы, в какой-то момент начнут нервно переглядываться. Ведь хватает в фильме и сугубо индивидуальных зверств — кроме прочего тут отрезают руки и выдавливают, простите, яйца.
Хоррор-эффект усиливается ещё тем, что в бою и коротких передышках персонажи мало разговаривают. В начале вообще почти нет слов, только лязг затворов и рёв двигателей. Это, конечно, завораживает и придаёт правдоподобие — зачем много рассуждать, если всё решают винтовки и автоматы.
Но вот пленный албанец вдруг издаёт нечеловеческий вопль, на который из ночи откликаются десятки, сотни бойцов — и после этого не хочется смотреть ни «Осиное гнездо», ни другие боевики, а хочется только «Смешариков» или K-On!
Придраться тут можно разве что к сюжету, который в худшем случае напоминает матч в мультиплеерном шутере, а в лучшем — высказывание об агрессии мусульман. Всё так, конечно, да не так.
«Осиное гнездо» действительно показывает албанцев не как людей, пусть и жестоких, а как полчища нечисти. Но в этом и суть. Фильм этот, как подметил бы Снорк, не о конкретном противнике, а об идее «врага вообще». О том, что всегда найдутся люди, которые за тобой придут.
«Чужая территория»
«Я ограбил Иисуса!» — орёт старик в загоревшейся квартире и вдохновенно кидается в пламя. Впрочем, перед этим он отдаёт пожарным Дону и Винсу пачку каких-то старых бумаг. Среди них вырезки из газет о давнем нападении на церковь, украденном оттуда золоте — и карта с указаниями, где эти сокровища спрятаны.
Клад хранится в Сент-Луисе — самом криминальном городе США — да ещё и на заброшенной фабрике. В ней Дон и Винс вместо золота находят сперва висельника, потом пожилого бомжа и, наконец, банду темнокожих — а вместе с ними и неприятности.
«Чужую территорию» снял Уолтер Хилл — режиссёр, которого обычно вспоминают без придыхания, как ремесленника. Растратил, мол, талант на всяких «Воинов» и «48 часов». Глупые претензии, конечно — человек всего-то любил и, главное, умел ставить драки и перестрелки.
Зато его энергичная режиссура отлично подошла ко сценарию «Чужой территории», который написали звёзды того времени Боб Гейл и Роберт Земекис. Если кто забыл — это авторы трилогии «Назад в будущее», задорный дух которой ощущается и здесь.
Есть в «Чужой территории» и вполне новаторский (на момент выхода, опять же) кинематографический ход. Один из гангстеров всюду таскает видеокамеру, и потому часть сцен показывается в виде любительской съёмки — и это за семь лет до «Ведьмы из Блэр».
И всё же главная сила фильма — его старомодность. Крутизну определяет не цинизм, а размер пушки, чёрные парни скорее плохие, а белые — скорее хорошие, нет обязательных романтических линий (женщин в принципе нет). Рэп, который ждёшь в связи с наличием Ice-T и Ice Cube, звучит только на титрах.
Наконец, в «Чужой территории» нет нынешней тяги к многозначительности. Вместо неё modus operandi объясняется лаконичной, внятной и всегда насущной фразой: нужно больше золота.
«16 кварталов»
Под конец ночного дежурства Джек Мосли — мужчина с усами, полицейским жетоном и тоской в глазах — берёт бутылку с места преступления и выпивает её на пути в отдел. Ему бы выспаться, но чёртов начальник поручает отвезти какого-то темнокожего в суд.
Негр гнусавит, голова гудит. Мосли выходит из машины, чтобы купить ещё бутылку — но вместо пива едва не получает пулю. Отстреливаясь и подгоняя темнокожего, Мосли в конце концов занимает оборону в рюмочной, откуда вызывает подкрепление.
На подмогу неожиданно прибывает его бывший напарник — и вкрадчиво говорит, что Мосли надо бы отдохнуть, а с задержанным он разберётся.
118 минут дают Джеку Мосли, чтобы доставить подконвойного в суд, и ровно столько на путь и уходит — можете сверять часы. Взглянуть на них при просмотре, впрочем, не выйдет — скорость фильма такая, что не оторваться.
Это не значит, что «16 кварталов» вовсе не останавливаются. Ритмический рисунок фильма исполнен безупречно: после погонь наступают комические паузы, в которых Брюс Уиллис убирает всех, как в старые-добрые, одними глазами. Чего только стоит эпизод с упоминанием Yu-Gi-Oh!
Перерывы при этом нужны героям — и хорошим, и плохим — больше для практических целей, чтобы постоянно, ежеминутно реагировать на меняющуюся ситуацию. И почти всякий раз они поступают эффективно, как и положено живым, но опытным людям.
Поэтому для боевика в «16 кварталах», конечно, мало стрельбы и много виртуозных ложных движений. Но и то правда — фильм владеет почти утраченным искусством — работать не на тестостероне или адреналине, а на сером веществе.
Спасибо, что дошли до конца. Боевиков в кино достаточно, но не обо всех сейчас помнят — поэтому расскажите в комментариях и о своих «тайных жемчужинах».
В следующий раз DTF (в лице автора этого текста) посмотрит фильмы актуального, с учётом нынешних событий, жанра — криминальной драмы.