Райя, последняя Нага и Юго-Восточная Азия
Что за мультфильм?
“Райя и последний дракон” - последний мультфильм Дисней о новой принцессе. Мне нравится, что Дисней экспериментирует и выпускает много новых IP с репрезентацией разных рассово-классово-культурных слоев, а не паразитирует на старых персонажах.
Сюжет Райи прост. Была страна Кумандра. Были страшные злые монстры Друуны, превращающие все живое в камень и забирая их души. И были волшебные драконы. Земля когда-то существовала как единый регион, где люди жили бок о бок с драконами.Но драконы потратили всю свою магическую силу для создания сферы, пожертвовали собой для спасения людей и уничтожили злое зло обратившись в камень. Больше их никто не видел вот уже 500 лет.
Люди Кумандры такую жертву не оценили, разосрались и разбились на 5 отдельных стран. Клык, Коготь, Сердце, Хребет и Хвост (Каждая страна называется частью дракона).
Райя из клана Сердца - наследница и хранительница той самой волшебной Сферы. Но по сюжетной случайности сфера разбивается на 5 частей, Друуны выходят на свободу, а народы воруют себе по осколку сферы.
Склейка и вот спустя 6 лет Райя пытается найти последнего дракона из мифов (и находит) для спасения человечества. Тут у нас и начинается основной сюжет. Собрать части сферы, объединить народ и вообще командная работа и доверие к людям. Мир, дружба, жвачка - это основной посыл.
В сравнении с другими Диснеевскими мультфильмами о принцессах тут нет песен, а сама Райя опытный воин, потерявший веру в людей. В этот момент “Райя и последний дракон” все больше концептуально напоминает Аватара. У нас есть “легендарный ребенок” (Дракон Сису) и люди из разных кланов вокруг нее. Приключение на 20 минут туда и обратно.
Как Дисней создавал мир Кумандры
В отличии от большинства фильмов о принцессах Диснея, история Раи не взята из каких-либо дошедших до нас культурных источников, а придумана с нуля диснеевскими сценаристами. Это итог реакции на прошлый мультфильм Диснея - Моана. В 2016 году Моана вызывала споры из-за шутовского изображения полинезийского бога Мауи. Некоторые сочли такой подход оскорбительным, а также включение элементов культур коренных народов, зрители посчитали расистскими стереотипами. Поэтому при создании Райи Дисней опирался на стилистику и быт Юго-Восточной Азии, но не брали конкретные сказки и мифы.
Для мультфильма Дисней черпал вдохновение из Юго-Восточной Азии. Для создания фэнтезийного мира Кумандры команда совершала исследовательские поездки в Лаос, Индонезию, Таиланд, Вьетнам, Камбоджу, Сингапур и Малайзию, чтобы собрать материал, который поможет создать мир мультфильма. Над сценарием работали Адель Лим (американский сценарист, родившийся в Малайзии) и соавтор Куи Нгуен (американец вьетнамского происхождения). Тайская художница Фаун Веерасунтхорн была “Head of story”. Она также входила в состав Disney Story Trust, который собирал хореографов, музыкантов, лингвистов, архитекторов, культурных экспертов, мастеров боевых искусств и антропологов из Юго-Восточной Азии для консультации по фильму. Из-за такого подхода Кумандра невероятно детализирована. Персонажи носят драпированные топы сабаи, штаны сампоты, владеют национальными клинками Крис и филиппинским боевым искусством Арнис де Мано.
Королевство Клыка опирается на геометрическую архитектуру Индонезии, а Коготь состоит из плавучих рынков, напоминающих рынки Таиланда. Последний дракон, Сису черпает вдохновение у нагов, змееподобных существ из фольклора Азии. Характер основан на доброжелательных волшебных драконах вьетнамского фольклора, а их дизайн основан на фольклоре нагов Таиланда и других стран. Это восхитительные, безопасные и не огнедышащие - красочные змеи, которые летают, плавают и в целом ведут себя как извивающиеся милые маскоты со стилистикой My Little Pony.
Эти мелочи заполняют каждую минуту экранного времени, делая Райю потрясающим и ярким зрелищем. Ты начинаешь верить в этот мир. В этом и был смысл, как объяснил Нгуен: «Это было похоже на кучу пасхальных яиц в культурном отношении для всех нас, когда мы могли сказать: «Эй, вы найдете свою культуру в этом фильме».
Персонажи и ассеты
Как Дисней создавал мир Кумандры
Кроме Райи и дракона Сису в фильме есть персонаж из каждой страны. Тут у нас и младенец с кучей обезьян, и мальчишка шеф - капитан корабля, и карикатурный огромный нежный воин. Их имена вы скорее всего забудете сразу же после просмотра. Как персонажи они скорее заглушки, двигающие сюжет вперед. Куда интереснее антагонист картины - Намаари.
По сути это реверсивный персонаж. Такая же девочка, любящая мифы о драконах, как и Райя. Опытный боец и обратная сторана Райи. Весь мультфильм ведет к тому, что персонажам нужно начать доверять друг другу. Только так возможно победить зло, но что Райя, что Намаари просто не готовы простить старые обиды и помириться. Тут опять же возникают флешбеки Аватара и появляются сравнения с тем же Зуко.
При всем этом Диснею удается удержать мультфильм самобытным, хоть некоторые ассеты других произведений будут проглядываться на протяжении всего хронометража.
Итог
Райи не хватает хронометрожа. Мультфильм тратит очень много времени на мир и погружения тебя в него, но при этом не успевает раскрыть второстепенных персонажей. Сама Райя тоже страдает из за такого подхода и показано достаточно однобоко. Я бы с удовольствием посмотрел сериал на 8 серий в этой вселенной.
Но при всей простоте персонажей, технически проработанный мир поглощает тебя полностью. Ты веришь в эту историю, а после конца хочешь еще.
“Райя и последний дракон” это крепкая история в духе Стражей Галактики, где по воле случая несколько персонажей вынуждены действовать сообща для спасения всего человечества, а главная их цель - научиться доверять друг другу.
Мне нравится, что Дисней экспериментирует и выпускает много новых IP с репрезентацией разных рассово-классово-культурных слоев, а не паразитирует на старых персонажах.
когда смотришь "Душа" у тебя не возникает в голове что тебе пропихнули повестку...смотришь на одной дыхалке.
Мульт оказался очень проходным
Очень бюджетно, местами скучно, но не противно.
Дракон няша, правда и с ним кинули, ибо человеческая форма большую часть фильма.
Причем человеческая форма гораздо менее симпатична... Я бы даже сказал, малость отталкивающая, в отличие от драконьей.
Комментарий недоступен
Прикольно даже наблюдать, как дисней ужом вертится, пытаясь всем угодить и усидеть на всех стульях разом.