Собачьи дни: история создания мультфильма «Все псы попадают в рай»

Собачьи дни: история создания мультфильма «Все псы попадают в рай»

В поисках анимации, которая привлекла бы людей всех возрастов, режиссёр-мультипликатор — Дон Блут — создал мультфильм «Все псы попадают в рай». На киноэкранах развернулась новоорлеанская драма о бродячем псе и девочке-сиротке, с перестрелками и убийством, языческим культом и ставками у букмекеров в подпольном казино. Кинокритики упрекали режиссёра в жестоком уроке, который преподали зрителям, но главная трагедия развернулась за кадром мультфильма.

В семидесятые студия Disney и полнометражная анимация пребывали в затруднительном положение. Телепродукция студий Hanna-Barbera и Filmnation пользовались популярностью, а работы Ральфа Бакши, Джона Уилсона («Shinbone Alley», 1970) и Рене Лалу («Дикая планета», 1973) отражали протестные настроения общества и отрицали стандарты индустрии прошлого. В те годы над проектами студии Уолта Диснея трудились три успешных художника-аниматора — Дон Блут, Джон Померой и Гари Голдман. К концу десятилетия мультипликаторы покинули Walt Disney Animation в знак протеста против действий руководства. Продюсеры экономили, не обращали внимания на качество картин, игнорировали художников и вмешивались в рабочий и творческий процессы: «Белоснежка», «Пиноккио», «Бэмби» и «Золушка» – те мультфильмы, которые мы бы хотели создать, но в семидесятых Disney больше не снимали подобные картины. На протяжение семи с половиной лет мы пытались что-то изменить, но они [Disney] сами этого не желали. Руководство считало, что это потребует большие финансовые вложения, но мы говорили, что просто необходимо больше усилий» – вспоминал Гари Голдман в интервью ирландской прессе.

К протесту присоединились одиннадцать художников-аниматоров. Вскоре «диссидент», как нарекла режиссёра пресса, создал студию Aurora Productions, где бывшие работники компании Disney приступили к работе над мультфильмом «Секрет Н.И.М.Х.». После триумфа дебютной картины, Блут и команда объединились с продюсером Стивеном Спилбергом и студией Universal Pictures, под руководством которых создали мультфильмы «Американский хвост (Американская история)» и «Земля до начала времён». Обе картины снискали любовь зрителей и критиков, но ещё во время работы над первым фильмом, Дон Блут придумал альманах из трёх сюжетов, среди которых пародия на детективные фильмы, где центральным персонажем выступал частный детектив – немецкая овчарка. На главную роль режиссёр пригласил одного из самых высокооплачиваемых актёров Голливуда конца семидесятых — Бёрта Рейнольдса, который привлёк комедианта Дома Делуиза, но студия дала отказ ещё на начальных этапах разработки. Блута угнетало сотрудничество с очередной корпорацией, а вмешательство в содержание фильмов считал «неприемлемым и неприятным». Режиссёр отказался работать со Спилбергом, забрал наработки и вместе с Джоном Помероем и Гари Голдманом переехал в Ирландию, где в 1988 году старые друзья стали со-основателями Sullivan Bluth Studios.

Работа художников-аниматоров за кадром м/ф «Все псы попадают в рай», 1989.

«Все псы попадают в рай» - первый проект студии, название которого появилось раньше самой истории приключений Чарли Баркина. Во время промо-кампании Голдман рассказал: «Мы создали динозавров и этого хватило, чтобы покорить юных зрителей. Мы заставили мышей эмигрировать и добраться до Статуи Свободы. Это была провокация. Название «Все псы попадают в рай» привлекало своей таинственностью и загадочностью, и мыслью, что где-то есть место, куда уходят собаки после смерти». Режиссёру предлагали изменить название на альтернативный вариант «Небесный пёс Чарли», но он отвечал: «Всё равно, верите ли вы в загробную жизнь или нет. Это сказка и аллегория». В 1988 году Моррис Френсис Салливан, главный инвестор студии, поделился в интервью изданию Hollywood Reporter, что подобное решение приняли по той причине, что «три лучших мультфильма сняты о собаках: «Лис и пёс», «101 далматинец» и «Леди и бродяга».

Местом действия будущей картины выбрали Новый Орлеан. Продюсер Джон Померой решил, что город с джазовой музыкой и оттенками Марди Гра наполнен мирской атмосферой, которая контрастирует с духовной составляющей мультфильма. Для музыкального оформление студия пригласила оскароносного композитора Ральфа Бёрнса, автора киномюзиклов «Весь этот джаз» (All That Jazz, 1979) и «Кабаре» (Cabaret, 1972).

Роль сироты Энн-Мари исполнила юная звезда фильмов «Челюсти: Месть» и «Фатальное видение», ситкомов дневного эфира и рекламы — десятилетняя Джудит Барси, которая также озвучила динозавра Даки в мультфильме «Земля до начала времён». Бёрт Рейнольдс и Дом Делуиз вернулись к ролям Чарли Баркина и Чесуна (Итчи). «Найдите персонажей, а не создавайте их. Это было похоже на старое радио-шоу. Мы дали им сценарий, обсудили предпосылки. Они сами выбрали темп, создали шутки и представили конечный продукт. Мы сказали редактору, чтобы он не вмешивался и оставил всё как есть», – вспоминал Джон Померой о работе дуэта Рейнольдса и Делуиза.

Песня Soon You'll Come Home из м/ф «Все псы попадают в рай», 1989

Рабочий процесс продвигался без осложнений и Дон Блут говорил, что «сюжет, достойная анимация, хорошие персонажи и актёры, — порождения настоящей магии», но 28 июля 1988 года он пришел на студию, чтобы известить творческую команду о трагическом происшествие, которое произошло в долине Сан-Фернандо на западном побережье Северной Америки. Утром режиссёру сообщили, что Джудит Барси убил собственный отец. Региональные и федеральные СМИ освещали гибель юной звезды теле- и киноэкранов, и её матери Марии Барси. Глава семьи — Джозеф Барси, который работал сантехником и имел алкогольную зависимость, выстрелом в голову убил мать Джудит, а затем и саму девочку. Несколько дней он жил в доме рядом с мертвыми телами собственной семьи, после чего облил их бензином, поджег дом и застрелился в гараже. Соседи вызвали спасателей, но те обнаружили лишь обожженные тела в собственных постелях.

<i>Полицейские выносят тело Джудит Барси из дома.</i>
Полицейские выносят тело Джудит Барси из дома.

Родственники, соседи и коллеги семьи охотно делились с полицией и прессой подробностями жизни семьи Барси. Окружающие вспоминали, что Джозеф жаловался на жену, которая, по его мнению, недостаточно следила за домом и мало готовила, и неоднократно заявлял о намерении убить её и дочь. За три месяца до убийства Мария пять раз вызывала полицию, чтобы сообщить о насилии со стороны пьяного мужа, но каждый раз отказывалась от заявления. Подружки Джудит вспоминали, что десятилетняя девочка боялась отца, который угрожал перерезать горло ей и маме. Она жаловалась, что однажды отец кидал в неё кухонные приборы и посуду, пока не разбил дочери нос. Джозеф Барси же говорил: «Джудит всего лишь ребёнок, но на банковском счёте у неё больше денег, чем я когда-либо видел. Меня тошнит от этого. Я хочу наказать эту маленькую паршивку». На съемочной площадке ситкома Growing Pains Джудит сказала коллеге Трэйси Голд: «Мой папа сказал, что собирается убить нас и поджечь дом. Мне страшно. Мне снятся кошмары, что меня убивают, как в «Фатальном видении»». Семья Голд просила Марию сбежать с дочерью, но мама Джудит ждала чек с возвратом подоходного налога дочери, который бы позволил начать новую жизнь. Переезд запланировали на 30 июля, но в отличие от героини мультфильма, Джудит Барси не успела обрести настоящий дом.

После того, как Дон Блут сообщил работникам студии о гибели девочки, режиссёр покинул здание и не возвращался остаток дня. Авторы приняли решение посвятить юной актрисе песню «Love Survives», которая звучит в конце мультфильма.

Первые показы состоялись до завершения работы над мультфильмом. Бюро MPAA присвоили фильму рейтинг «PG» из-за чего пришлось сократить сцены кошмара и гибели Чарли Баркина. Авторы не хотели, чтобы взрослые запрещали детям смотреть мультфильм. На студии искали баланс между острыми ощущениями и сюжетом с рейтингом «G». Также изменения коснулись оружия в сцене погони, где Карфэйс Карузэрс и Киллер стреляли по Чарли и Энн-Мари из «томми-гана». В 1989 году безработный Патрик Пурди с автоматическим оружием напал на школу в Кливленде из-за чего погибли ученики начальных классов, а десятки детей получили ранения. Перед премьерой студия изменила звуки автомата на фантастические, чтобы избежать неприятных ассоциаций.

Полная версия сцены Кошмара Чарли Баркина из м/ф «Все псы попадают в рай», 1989

Несмотря на трагедию и изменения, премьера мультфильма состоялась в срок. Проект Дона Блута оказался на киноэкранах в ноябре 1989 года одновременно с анимационной картиной студии Disney «Русалочка». Джон Померой на пресс-конференции в Миннеаполисе сказал: «Мы продолжаем выступать за возвращение анимационных фильмов ко временам Уолта [Диснея]. Как только мы достигнем этого, мы сможем двинуться дальше. Я не считаю противостояние с Disney соревнованием. Мы удвоили шансы на выживание данного вида искусства. Я думаю, что это простимулирует зрительский интерес к обеим картинам. <…> Мы стараемся охватить широкую аудиторию. Нам нужно найти то, что очарует детей и заинтересует подростков с родителями. Это большая ответственность. Студия Disney стремится создать хорошие мультфильмы. И наша тоже».

Ещё в 1988 году на Sullivan Bluth Studios сформировали отдельное подразделение в Ирландии для производства сериалов. Студия планировала каждый год выпускать полнометражную картину, которая бы послужила началом одноименного сериала. Главным конкурентом продюсеры считали Disney и планировали, что «Все псы попадают в рай» - первый проект для прайм-тайма, но премьера одноименного сериала состоялась только в 1996 году. Сюжет же оригинальной картины критики сочли сложным и мрачным для юных зрителей. Мультфильм сравнивали с «Русалочкой» и критиковали музыкальные номера. Журналы People и The Hollywood Reporter, наоборот, оценили нестандартный подход к построению сюжета и хвалили игривость песен. Также пресса хвалила проработку деталей сцен, но отрицательно относилась к хаотичному визуальному стилю картины, в котором отсутствует единство — от пастельных тонов рая до грязных и контрастных тонов подворотен Нового Орлеана. Авторы критических статей отмечали, что судьба главного героя — хороший урок для детей, если родители готовы «терпеть слёзы» и призывали создателей «не лишать детей магии». The New York Times заключили, что фильм заслуживал зрительское внимание, но из-за картины студии Disney проекту Дона Блута было необходимо «принять неизбежное и притвориться мёртвым».

Картина о приключениях Чарли Баркина принесла скромную прибыль, и инвесторы отказались финансировать грядущие проекты. Дон Блут переименовал студию в Don Bluth Entertainment и сократил штат. Следующий проект «Новые приключения Пса и его друзей» (Rock-a-Doodle, 1992), который вышел одновременно с мультфильмом «Долина папоротников: последний тропический лес» студии 20th Century Fox, — провалился в прокате и стал первой из предстоящих неудач режиссёра. Уже позже, «Все псы попадают в рай» обрёл популярность, когда мультфильм выпустили на физических носителях.

Когда-то Блут отказался от карьеры в корпорации Disney, чтобы создать новый жанр для зрителей всех возрастов. Его успехи заставили Disney и другие студии переосмыслить творческий подход к созданию мультфильмов, а поражения затерялись в анналах киноистории. Перед премьерой мультфильма Дон Блут в интервью HBO сказал: «Вы никогда не забудете воспоминания, которые создадите с родителями, сидящими рядом с вами. Когда вы станете родителями, то вместе с детьми вернётесь к тому же мультфильму, чтобы увидеть его снова».

Собачьи дни: история создания мультфильма «Все псы попадают в рай»

Основные источники:

  • Mulrooney M. In Conversation with Gary Goldman., 30 Nov 2009;

  • A Script of Fear : Repeated Threats by Father of Child Actress Carried to Tragic End., - Los Angeles Times 7 Aug 1988;

  • Review/Film; Of Good Dogs, Heaven And, Naturally, Death., - The New York Times., 17 Nov 1989;

  • Kehr D. `All Dogs,` `Little Mermaid` A Winning Animated Pair., - Chicago Tribune., 17 Nov 1989;

  • Heigl A. All Dogs Go to Heaven Turns 25., 17 Nov 2014;

  • Picks and Pans Review: All Dogs Go to Heaven., - People., 04 Dec 1989;

  • O’Reilly S. How Don Bluth Changed the Face of Feature Animation., 20 Jan 2018;

  • The Challenge of Staying Animated., - The Irish Times., 28 Jul 2000;

  • Beck J. The Animated Movie Guide., 2005;

  • Reel History: All Dogs Go To Heaven., 5 Sep 2013;

  • Child Star Killed in Murders-suicide, - The Indianapolis News., 28 Jul 1988;
  • Film 90 Report on Sullivan Bluth Studios., - 21 May 1990;
  • Troldspejlet besøger Sullivan Bluth Studios., - 12 Oct 1989;
303303
64 комментария

Список литературы? Ну это лайк

42
Ответить

Если он в списке укажет Майн Кампф какой-нибудь, или телефонный справочник города Антверпен за 77ой год, это что то изменит?

Кто-то хоть раз проверял статью на достоверность исходя из приложенных ссылок на материалы?

Ответить

Мой любимый мультфильм тех лет. Сюжет просто моё почтение. Как-то ради шутки, пересказал кратко сюжет одногрупнику, опустив момент что все главные герои животные и что рай там особенный, так он у меня спросил "Это какой-то фильм Гая Ричи?"

38
Ответить

Один из моих любимейших мультфильмов, который вызывает одновременно и грусть, и радость. А история про девочку просто кошмар... А главное люди знали о том, что отец ублюдок конченный! Но почему тогда никто сука ничего не сделал?! Не могу этого понять.

18
Ответить

да там и маман молодец
За три месяца до убийства Мария пять раз вызывала полицию, чтобы сообщить о насилии со стороны пьяного мужа, но каждый раз отказывалась от заявления.

8
Ответить

Чудеса патриархата.

Ответить

А что сделал бы ты?

Ответить