Как менялась внешность женских персонажей Disney с 1937 года по сегодняшний день
Мультики влияют на стандарты красоты, или реалии диктуют, какой будет внешность героинь?
Имя Уолта Диснея ассоциируется в первую очередь с Микки Маусом. Но именно экранизации классических сказок о красавицах привели его на вершину анимационной индустрии. В 2000 году студия даже запустила собственную медиа франшизу и линию игрушек — Disney Princess, или Princess Line. Я постоянно слышу о пагубном влиянии мультиков на психику детей, в частности на самооценку девочек. Поэтому решила посмотреть на внешность диснеевских женских персонажей и понять, почему они вышли именно такими и менялось ли что-нибудь со временем.
История первой принцессы
«Белоснежка и семь гномов» — первый мультик с женским персонажем в главной роли и первая полнометражная анимация в принципе. В начале ХХ века мир не слышал о полнометражках. И киноиндустрия Голливуда считала этот проект заведомо провальным, поскольку не думала, что кто-то захочет смотреть девяностоминутный мультик. На производство мультфильма Уолт и Рой Дисней потратили около 1,7 миллиона долларов — это в десять раз больше бюджета одной короткометражки. На сегодняшний день эта сумма эквивалентна примерно $30 миллионам. Диснею даже пришлось заложить дом, чтобы получить ссуду. Это было сомнительное предприятие, но его ждал триумф.
Несмотря на всеобщий скепсис, «Белоснежка» оказалась успешной. Лента заработала 8 миллионов долларов, около 140 миллионов долларов сегодня. Это позволило полностью погасить долги студии, которых к тому моменту накопилось около четырех миллионов. Мультфильм постоянно переиздавался в кинотеатрах и был недоступен для выпуска домашнего видео до 1990-х годов. Именно лента про принцессу изменила мир анимации и проложила путь другим полнометражным мультфильмам. В 1989 году «Белоснежку» внесли в Национальный реестр фильмов Библиотеки Конгресса США.
Но успех «Белоснежки» не дал мгновенный старт серии мультиков про принцесс. Дисней продолжил выпускать полнометражки по известным сказкам: «Пиноккио» 1940 г., «Дамбо» 1941 г., «Бэмби» 1942 г. и другие. Следующая женская история вышла на экраны лишь в 1950 году и… восторга не встретила. А «Спящая красавица» 1959 года провалилась вовсе. К теме принцесс студия вернулась только через 30 лет — в 1989 году. «Русалочка» стала самой кассовой картиной десятилетия. Этот мультфильм начал новую эпоху в анимации Disney и вдохнул в студию новую жизнь.
Внешние особенности диснеевских красавиц
Все женские персонажи Disney имеют отличительные внешние черты: огромные глаза в комплексе с миниатюрной фигуркой и нереалистично тонкими конечностями. Все это придает девушкам хрупкий и невинный вид. Но всегда ли они выглядели именно так? Отвечая на этот вопрос, начну с того, что женские мультфильмы Диснея условно разделяют на 3 поколения: 1937—1959, 1989—1998 и 2000—наст. время. Рассмотрим их по отдельности.
Персонажи 1937—1959 годов
На современных постерах и видео облик Белоснежки ничем не отличается от самых известных принцесс девяностых: Русалочки, Жасмин и Белль. Но если пересмотреть оригинальный мультик, зритель увидит, что она совсем другая. Ее внешний вид отражает веяния женской, в большей степени подростковой, моды того времени.
Наряд принцессы очень похож на платья слева: неглубокий вырез, рукава-фонарики, прическа. Кстати, Белоснежка — единственная принцесса с каре, модной стрижкой сороковых. Черты лица героини соответствуют представлениям того времени: брови-ниточки, яркие румяна. А еще художники нарисовали ей милые пухлые щечки. Разве можно себе представить щекастую Ариэль? Еще интересно, что пропорции Белоснежки больше всего совпадают с реальной человеческой анатомией.
На протяжении 13 лет принцессы не являлись главными героями кинолент, но женские персонажи в анимации все же присутствовали. В «Пиноккио» 1940 года зритель знакомится с Голубой Волшебницей, которая нарисована в тех же канонах, что и Белоснежка.
Со временем взгляды на женскую красоту менялись, а с ней и облик мультяшных красавиц. Золушка в 1950 году имела уже более современный облик:
Если снова обратить внимание на моду 50-х годов, связь найдется сразу. Посмотрите какой акцент на талию был в моде в это время:
Кстати, в СССР в это время была точно такая же мода. Тонкой талией Людмилы Гурченко в «Карнавальной ночи» восхищаются до сих пор.
Следующие несколько десятилетий героини все еще не были главными персонажами в основной массе диснеевских мультфильмов. В 1951 году вышла «Алиса в стране чудес», а в 1959 — «Спящая красавица». Второстепенные роли были у Венди в «Питере Пене» 1953 года и у Аниты в «101 Далматинце» 1961 года.
Во всех картинах внешний облик в принципе соответствует моде своего времени и только подчеркивает ее. Девушки изображены тонкими и хрупкими, прямо как в модном журнале. В более поздней «Спящей красавице» эти стремления только усиливаются. Пропорции героини уже подвержены утрированным изменениям: огромные глаза с томными ресницами и неестественно узкие талия и запястья.
Персонажи 1989—1998 годов
Спящая красавица не имела популярности у зрителей и о принцессах забыли почти на 30 лет. В 1989 году на экраны вышла «Русалочка». Этот мультик возродил популярность Диснея и положил начало череде коммерчески успешных мультиков с женскими персонажами на первых ролях: «Красавица и Чудовище» 1991 года, «Аладдин» 1992 года, «Покахонтас» 1995 года, «Горбун из Нотр-Дама» 1996 года и многие другие вплоть до «Райя и последний дракон», который должен выйти в марте 2021 года.
Девяностые годы стали расцветом гиперсексуализации женских персонажей, что впоследствии стало причиной нападок общества на Disney. Наряды стали все более открытыми, а пропорции более искаженными.
При этом художники не придумали ничего нового: они взяли рабочие образы и подогнали их под современные понятия красоты и моду.
Такой подход породил много критики в адрес студии и обвинений в нездоровом влиянии на восприятие женского тела у детей. Стали выходить статьи с обсуждениями этого явления и осуждениями. На Buzzfeed есть статья, где обычных женщин нарядили в костюмы принцесс, а затем отфотошопили в соответствии с кадрами из мультиков.
Еще одна наглядная картинка с разбором анатомических неточностей в другой статье, критикующей подход студии к женским образам:
Тенденции в современных диснеевских мультиках
С расцветом феминизма и прогрессом в возрастной психологии к внешности персонажей стали относиться гораздо строже. Сегодня влияние Disney на восприятие женского тела детьми и подростками стали муссировать не только в СМИ, но и в серьезных социальных и психологических журналах. Теперь внешность рассматривается в комплексе с характером, манерой поведения и окружением. Кстати, поведение у девушек тоже эволюционирует от пассивной Белоснежки с развитым материнским инстинктом до Эльзы и Анны, которым и принц то не нужен.
С изменением общества меняется и характер анимаций Disney. Они постепенно стали более этнически разнообразными. А сами героини теперь сильнее, умнее и активнее.
Одной из самых продвинутых диснеевских принцесс стала Мерида из «Храбрая сердцем» 2012 года. Этот персонаж впервые по-настоящему нарушает концепцию внешности Disney. У нее рыжие вьющиеся волосы и менее выразительная грудь, худая, но не слишком, подростковая фигура. Мерида является противопоставлением стандартам красоты и «женского» поведения, воплощением которых становится ее мать. Но, несмотря на прогресс в анимации при выпуске линии игрушек дизайнеры студии снова подогнали облик героини под теперь уже непопулярные стандарты внешности. Это вызвало бурю возмущения среди интернет-пользователей. Иллюстрацию быстро убрали, но осадочек остался.
К чему я все это?
Что было благосклонно принято публикой 70 лет назад, сегодня может быть неприемлемо. Но стоит ли перекладывать ответственность за это на художников и мультипликацию в целом? Ведь индустрия просто отражает тенденции в нашем обществе. Большие глаза и тонкая талия на протяжении всего ХХ века были основными достоинствами женской красоты. Вспомним главных икон стиля: Одри Хепберн и Мэрилин Монро.
Анимация неизбежно гиперболизирует любые черты внешности, чтобы подчеркнуть характер героя и сблизить его со зрителем. К тому же сложно отказываться от проверенных и рабочих визуальных приемов. Особенно в классических сюжетах, где красота героини — обязательное условие. Ну а чтобы закончить статью на позитивной ноте, еще раз покажу вам принцессу из будущей картины Disney «Райя и последний дракон». Кажется, студия научилась слушать аудиторию, и такого сильного упора на внешность больше не будет: