Гангстер XXI века. Рецензия на «Клан Сопрано»

Гангстер XXI века. Рецензия на «Клан Сопрано»

Осенью ожидается выход «Множественных святых Ньюарка» – приквела «Клана Сопрано». Вспомним, почему шоу стало культовым и как перевернуло сериальный формат

Woke up this morning

Got yourself a gun

«Сопрано» начал своё гордое шествие в 1997 году. Тогда никто и подумать не мог, что исповедь босса преступной семьи на кушетке у психотерапевта станет основополагающим козырем в рукаве у телевизионщиков и кардинально поменяет вектор развития сериального формата навсегда. История Энтони Сопрано, босса италоамериканской преступной группировки, который часто теряет сознание, нашла отклик и стала почти что именем нарицательным. Походы к психотерапевту, балансируя на грани этики и правил Cosa nostra. Решимость, пробивающая людям черепа и ломающая конечности – с одной стороны. Трудности нахождения общего языка с детьми и проблемами воспитания – с другой. 86 серий будничной жизни гангстера на рубеже эпох, с мастерски написанными диалогами, приковывали к себе внимание миллионов людей, также как погоня за инопланетянами и поиск истины, которая «где-то там». Решение проблем в «семье» заставляло сидеть у экрана с желанием, сравнимым с получением ответа на будоражащий вопрос, определяющий есть ли у человека дома телевизор: «Кто убил Лору Палмер»?

Так в чём же феномен «Сопрано»?

Гангстер XXI века. Рецензия на «Клан Сопрано»

Your mama always said you'd be

The Chosen One.

Можно бесконечно долго говорить о том, что, дескать «Клан Сопрано» такой не один. И «Прослушка» во многом переплюнул историю мафии Нью-Джерси. История «Прослушки» о методах борьбы с наркоторговлей, ставшая любимым шоу Барака Обамы, по полной раскрывающая проблемы одного отдельно взятого Балтимора, набрасывала грязи на вентилятор в виде безучастных политиков, популистов-конгрессменов, недобросовестных журналистов. И как гласит легенда, единицы досмотрели этот сериал до конца.

«Прослушка» – ещё один хит HBO
«Прослушка» – ещё один хит HBO

Позволю себе сказать, что и история Уолтера Уайта – это история современного гражданина Кейна. Но проблема в том, что сценарная арка скромного учителя химии, которую, кстати, так тщетно искал Кристофер Молтисанти, вторична. Процесс трансформации из семьянина в нового Эскобара ставит волосы дыбом. Но что, если мы уже наблюдали чудовище похлеще Уолтера Уайта и оно научилось эмпатии? И при этом не стремилось оправдать свои ужасные поступки смертельной болезнью и заработком кровавых денег для семьи? А делало так, потому что изначально не умело иначе.

«Во все тяжкие»
«Во все тяжкие»

После истории Сопрано на HBO выходили громкие проекты. «Подпольная империя», к созданию которой прикладывал руку сам Мартин Скорсезе, стала заложником собственных амбиций и не сумела внятно завершить историю. Перегрузив сюжетный каркас ненужными и вялыми персонажами, растеряв задор, проект лопнул по швам, последней ниточкой для которого была лишь харизма Стива Бушеми. После 3 сезона сухой закон как основа сюжета, вместе с потерей многих интересных персонажей, плавно перетёк в семейные дрязги Наки Томпсона, Валентина Нарцисса и «Мелка» Уайта. И показателен тот факт, что отныне за что бы не взялись маститые сериальщики, им приходится судорожно оглядываться через плечо, лишь бы не получилась калька с «Сопрано». Настолько скрупулёзным получился подход к изображению жизненного уклада бандитов на стыке эпох конца 90-х – начала 2000-х. Собственно, собирательный образ Наки Томпсона сперва был гораздо ближе к образу Тони Сопрано. Чуть позже создатели переиначили его, чтобы обезопасить себя от обвинений в очевидных параллелях.

«Подпольная империя» 
«Подпольная империя» 

Истоки

Пик расцвета гангстерских фильмов пришёлся на выход культового «Крёстного отца» Фрэнсиса Форда Копполы. В эпоху, когда полиция в фильмах пользовалась репутацией «хороших парней». Немногословный детектив Буллит эффектно разъезжал по улицам Сан-Франциско в погоне за негодяем. Гарри Каллахэн считал количество патронов в «Магнуме». Попай мёрз на улицах и вёл слежку в метро. На смену крутым и не очень стражам порядка приходит романтизированная история про бандитов, принципы и помыслы которых, можно сказать, благородны. Но принципиальное отличие, как всегда, кроется в деталях. Герои «Сопрано» прямо высмеивают ценности, описанные в подобных фильмах, заигрывая со зрителем.

«Эй Джей, это всего лишь кино» – говорит Тони своему сыну и зрителю заодно. Это там у них в Голливуде красивый Марлон Брандо с розой в лацкане пиджака играет с кошкой и отрезанная голова лошади лежит в шелках. А здесь – утки в бассейне, панические атаки, золотые ролексы на волосатой руке и бесконечные похороны. Одним словом, быт гангстера XXI века.

«Ты хочешь, чтобы я расплакался? Эй Джей, это всего лишь кино»

Энтони Сопрано

She said: You're one in a million

You've got to burn to shine,

Кто они?

Один из феноменов (а их несколько) «Сопрано» – в его подходе к жизнеописанию и даже не развенчиванию романтического флёра вокруг опасной и нестабильной жизни гангстера, а приземлённому рассказу в стиле лайфстайл.

Как сказал один великий персонаж: «Капитализм – это когда тебя имеют по полной». Принимая правила общества, в котором живут герои, трудно быть кем-то большим, не выходя за рамки. Эпоха – лакмусовая бумажка настроений и мыслей персонажей. Из колонок в фитнес-центре звучит Кайли Миноуг. Теракт 11 сентября откликается в умах, внутренняя политическая обстановка накалена. Закон Рико и судмедэкспертиза душат и заставляют ностальгически вздыхать, вспоминая расцвет мафии.

Не говоря уже о ксенофобии. Приквел будет посвящён конфликтам афроамериканцев и италоамериканцев. Но в сериале показаны лишь косвенные детали результатов столкновения. «Если ты не такой как мы – тебе никогда не войти в наш круг». Примерно так выглядит негласное правило общества, в котором живут наши герои. Семейные ценности превыше всего. Члены мафии свято чтят традиции. Они консервативны и суеверны. Им нравится думать, что иерархия в криминальной семье построена по принципу римского легиона. На вопрос о принадлежности к мафии, они отмалчиваются или отвечают, что занимаются переработкой отходов. Они носят спортивки и ходят друг к другу на барбекю. Разве так вы себе представляли жизнь мафиози? Однажды Кармайн Лупертацци (босс конкурирующей семьи) говорит Тони Сопрано: «Дон не ходит в шортах»

Гангстер XXI века. Рецензия на «Клан Сопрано»

На деле же вся их священная система ценностей и принципов построена на двойных стандартах. Можно уважать прошлое, а можно просто поменять правила. И этот принцип работает безотказно. Нужно лишь уметь убедить себя и захотеть использовать так называемые «понятия» в своих интересах.

Они гордятся тем, что научили весь мир правильно есть. Эспрессо, капучино – их рук дело. Еде уделено, кстати, очень много внимания. Шутка ли, но практически все переговоры персонажей проходят за едой. Скорее всего к финалу сериала вы будете хотя бы примерно разбираться в итальянской кухне. Чем «зити» отличается от «кальцоне»? Что такое «габагул», который породил своеобразный мем? Для них каждый приём пищи сравним с маниакальным стремлением россиян накрыть стол на Новый год. Дочь Тони, Мэдоу, восклицает: «Господи, неужели больше говорить не о чем, кроме как о сраной еде?»

Досталось и италоамериканцам в целом. Статус членов общества, обычных законопослушных граждан, на которых падает тень организованной преступности, вынесен за скобки. Особенно, когда люди высокого статуса в компании криминального босса ведут себя не самым подобающим образом. Для них Тони – медведь в цирке.

Герой

Кто же такой Тони Сопрано, этот грузный, лысеющий здоровяк? Антигерой или заложник жизненных обстоятельств? Ни то ни другое. В нём удивительным образом соседствует прозорливость и упрямство. Он умён, но не очень грамотен. Обаятелен и звероподобен одновременно. Внутри него соседствует хладнокровный убийца и любящий отец. Тони прекрасно читает людей. Он альфа-самец, как его называет лечащий врач. Внешний вид Энтони говорит о нём как о человеке, у которого есть вкус. Дорогие часы, драгоценные украшения, красивый дом – так выглядит человек, добившийся «американской мечты». Стоит присмотреться и станет понятно, кто перед вами. Ему негласно противопоставлен его племянник – Кристофер Молтисанти. Он молод, не умеет думать, носит броские малиновые пиджаки и всем видом привлекает к себе внимание. Тони относится к нему как к сыну, но у этих отношений нет будущего. Это еще одна боль главного героя.

Кристофер Молтисанти – племянник Тони
Кристофер Молтисанти – племянник Тони

Виноват ли Тони в том, что стал таким, какой есть? Все проблемы идут из детства, и с этим трудно не согласиться. Его собственная мать угрожает расправой, испытывает возбуждение при виде кусков свежего мяса, а потом подбивает брата своего покойного мужа на покушение с целью «убрать» Энтони. Герой разрывается между любовью к родителям и традициям, привитых с детства. Между ненавистью и моральной изувеченностью. Он пытается оправдать поведение матери собственным равнодушием и неумением быть хорошим сыном. Герой не знает, что ему с этим делать и постоянно думает о том, что было бы, если бы он вырос в другой семье и был другим человеком. Проблеме самоидентификации и бытия выделена отдельная сюжетная линия, во многом проясняющая финал. Но сам создатель сериала, Дэвид Чейз, никогда не даёт однозначных ответов на вопросы о мотивации, причинах и последствиях. Важно лишь как подобные вещи можно интерпретировать.

Один из самых ярких эпизодов сериала
Один из самых ярких эпизодов сериала

Основной темой одного из сезонов становится развод Тони. Не столько любовь и романтические чувства к жене заставляют супругов вновь сойтись, сколько статус и общественное мнение. Боссу не пристало быть холостым.

Тони имеет хороший жизненный опыт, его хребет закалён крепче стали. Однако, при этом, он только учится быть «нормальным» членом общества. Вывод неутешительный. Социопаты и криминальные элементы не способны исправиться и используют процесс психотерапии с целью манипуляции.

В каком-то смысле этот сериал не о мафии, он об отношениях людей. Оказывается, что у дона мафии тоже могут быть проблемные родители и отбившиеся от рук отпрыски. А тема с родителями перенесена Чейзом прямиком из своей биографии. Его мать стала прообразом матери Тони. Человек, прикрывающийся материнским авторитетом, и не способный радоваться. В одном из эпизодов Тони говорит матери, родись она позже расцвета феминизма, она бы была настоящим бандитом.

Гангстер XXI века. Рецензия на «Клан Сопрано»

But you were born under a bad sign,

With a blue moon in your eyes.

Все дары и все золото мира адресовано Джеймсу Гандольфини. И не без причин. Возникнув из ярких, но коротких второстепенных ролей, актёр смог переплюнуть всех тех, о ком мы думаем, когда вспоминаем гангстерские фильмы. Трудно представить себе Рэя Лиотту в роли Тони Сопрано, как задумывалось изначально. Второстепенные персонажи удались ничуть не хуже. Их харизмой можно заправлять автомобили. Колоритные внешне, некоторые из них и в жизни имели проблемы с законом. Тони Сирико (Поли) был членом семьи Коломбо и отсидел. Роберт Айлер (Эй Джей) привлекался за ограбление и ношение марихуаны.

Гангстер XXI века. Рецензия на «Клан Сопрано»

Чем примечателен?

Чёрный юмор – неотъемлемая часть «Сопрано». Так как похорон и смертей очень много, то и шуток ниже пояса будет отпущено не меньше. Виртуозно написанные диалоги с фразами, разбираемыми на цитаты. Все же слышали о эпизоде с русским в лесу?

Важную часть повествования играют сны. Тревожные, абсурдные, смешные, предсказывающие будущее. Образы и символы, которые нам привиделись во сне, очень часто оставляют неизгладимый отпечаток на нас, когда мы бодрствуем. И сон который казался таким логичным, кажется полнейшим бредом, когда мы просыпаемся. Дэвид Чейз с тем же подходом подошел к показу подсознания в сериале. А что если что-то неизведанное сидит внутри и пытается нам что-то сказать? Откуда появляются образы Девы Марии в стрип-клубе? Набережная Атлантик-Сити как лес и ночь у Дэвида Линча, выступает в роли американских горок тревожных мыслей и тяжёлых решений. На вопрос «Кто я? Куда я иду?» у каждого свой ответ. Когда он, казалось бы, так близок, герой просыпается.

Вы ни за что не угадаете, что здесь происходит
Вы ни за что не угадаете, что здесь происходит

Итог

Заразная болезнь современных ТВ-проектов заключается в неуверенном и несвоевременном окончании. Иначе зрителей ждет долгоиграющая агония, растрачивающая сюжетные линии и персонажей впустую. Сперва сюжет развивается интенсивно, достигает своего пика , а к концу создатели предпринимают попытки сварить кашу из топора и отказываются верить в то, что всё нужно было завершить еще пару сезонов назад.

Финал сериала оставляет много вопросов. Смысл лишь в том, что это закономерный конец для таких людей, как Энтони. Герой сам неоднократно говорит об этом на протяжении всего действия. А в начале 6 сезона это осознание приходит к нему отчётливее, чем когда-либо.

Так почему сериал так популярен? Осмелюсь предположить, что обилие тем и вопросов столь велико и всё это великолепие настолько подробно раскрыто, что остаётся единственная мысль – придираться к финалу. Герои ведут себя как люди, а не как персонажи, вышедшие из-под пера сценаристов. Актёры не играют, а живут. При этом, проект умудрился высказаться на тему гангстерской тематики так, как не высказывался никто. Фильмы про гангстеров – это один из самых популярных жанров. И если скрестить самый популярный жанр с психоанализом, то получится «Клан Сопрано».

Но только вместо апельсинов, намекающих на скорую смерть в «Крёстном отце», здесь – апельсиновый сок. А вместо предложения, от которого невозможно отказаться – езда в багажнике в зимний лес.

Гангстер XXI века. Рецензия на «Клан Сопрано»
177177
134 комментария

Комментарий недоступен

57
Ответить

Прекрасно существует без Гоблина. Даже лучше его без него и смотреть:)

44
Ответить
Комментарий удалён модератором

Без гоблина его не существует 

Американцы которые не смотрят сериал потому что Гоблин не сделал английскую озвучку:
 "Что за Клан Сопрано?"

12
Ответить

Комментарий недоступен

12
Ответить

Действительно. Зачем слушать голоса оригинальных актёров, когда можно слушать левого мужика.

1
Ответить

Я сюда добавлю Ад на колесах, Дедвуд и Саус Парк. 

Ответить