Бесконечная история страны Фантазия

Бесконечная история страны Фантазия

Сказка по мотивам произведения Михаэля Энде вышла на киноэкраны в период, когда рейтинг PG предлагал зрителю нечто большее, чем простой детский фильм. История о мальчике, во власти грёз которого оказалась судьба мира Фантазии, вышла в прокат в 1984 и стала непререкаемой киноклассикой. Узнайте историю фильма...

КНИГА КНИГ ОБРЕТАЕТ ЖИЗНЬ

«Множество дверей ведёт в Фантазию. И немало таких вот волшебных книг. Только некоторые люди ничего не замечают. Все зависит от того, у кого в руках оказалась книга»

Михаэль Энде, Фрагмент произведения «История, конца которой нет»

Михаэль Энде - поэт-песенник, кинокритик и детский писатель, который опубликовал «Историю, конца которой нет» в 1979 году. Повесть обрела достаточную популярность среди читателей, чтобы спустя четыре года начали работу над экранизацией. К работе пригласили кинорежиссёра Вольфганга Петерсена, который ворвался на киноолимп с фильмом «Подводная лодка» (1981). Режиссёр искал сюжет, который помог бы перенестись «в иной и отличный мир». Петерсен мечтал создать полотно о детских мечтах, которое бы понравилось двенадцатилетнему сыну.

<i>Вольфган Петерсен за кадром фильма <b>«Бесконечная история»</b></i>
Вольфган Петерсен за кадром фильма «Бесконечная история»

Работать над фильмом, который снимается по мотивам популярной книги – это риск. Люди, которые знакомы с первоисточником, мечтают увидеть на экранах собственные фантазии и достойную первоисточника экранизацию. По этой причине Петерсен стремился к совместной с писателем работе над сценарием. Режиссёр периодически летал в Рим, где у Энде был дом, в тщетных попытках поработать вместе. «Мы сочиняли совершенно разные истории. Очень часто происходит так, что хороший писатель не может работать на сценарием фильма. [Режиссер] должен иметь собственное видение» – рассказывал Петерсен в одном из своих интервью. Для завершение работы пригласили сценариста Германа Вейгеля. Перед авторами стояла непростая задача: закончить историю Бастиана, которая охватывает только первую половину книги. Бернд Айхингер, продюсер проекта, предложил завершить кинорассказ на том, что Бастиан из мира Фантазии попадает в реальный, продемонстрировать силу вымысла при встрече с жизненными трудностями. «Люди возвращаются к этой сказке, потому что та даёт людям новый взгляд на жизнь» - сказал Вейгель в 2014 году.

Подобный финал не понравился Михаэлю Энде, который обвинял автора сценария и режиссера в том, что те создают «диснеевский фильм» вопреки идее оригинальной повести. Вскоре творческое противостояние переросло в настоящую войну. Энде использовал своё влияние и прессу, чтобы дискредитировать будущий фильм и создателей. Судебное разбирательство в попытке переименовать картину или вовсе прекратить производство завершилось не в пользу писателя, но автору удалось убрать собственное имя из титр. Информационная борьба между студией WarnerBros., выступавшей дистрибьютором, и писателем привела к отставанию графика производства и финансовым издержкам.

Над музыкальным сопровождением проекта работали Джорджо Мародер и Клаус Дольдингер, который стремился в первую очередь создать «запоминающиеся мелодии».

Официальный клип Limahl на песню The Never Ending Story

ГЕРОИ СКАЗКИ БЕЗ КОНЦА

«Человеческие страсти удивительно загадочны, и дети подвластны им не меньше, чем взрослые. Те, кем они завладеют, ничего не могут толком объяснить, а те, кто не ведает страстей, и представить себе не в силах, что это такое»

Михаэль Энде, Фрагмент произведения «История, конца которой нет»

При выборе актрисы на роль четырехсотлетней Императрицы, «создания из иного мира», значение играла внешность. Поиск занял месяцы и за две недели до начала съемок нашли Тэми Стронач, юную балерину из Ирана, где она жила вместе с родителями-археологами. В первый рабочий день для неё устроили экскурсию по студии. Во время съемок Стронач пришлось носить зубные протезы, которые сильно ограничили мимику и актёрские возможности, так как у молодой артистки выпали молочные зубы. Баррет Оливер не имел сценического опыта, но его выбрали из-за выразительных глаз. Джеральд Макрейни, исполнитель роли отца Бастиана, отметил, что в этом ребёнке было необходимое и удивительное сочетание ума, отваги и детской непосредственности. Юного охотника Атрейю исполнил метис Ноа Хэтэуэй. Четыре недели юноша провёл в специальном лагере, где учился верховой езде и единоборствам, с которыми позднее связал жизнь.

На съёмочной площадке царили дружеские отношения. Петерсен по-отечески относился к Баррету и Тэми, которые постоянно присутствовали на площадке, но взаимоотношения с Ноа осложнились из-за родителей. Они контролировали работу сына и на площадке постоянно предъявляли требования, периодически шантажируя отказом от участия в проекте. Несмотря на ситуацию, Петерсен не испытывал никакого удовольствия, заставив начинающего актёра проходить через эмоциональное истязание на Болоте Печали. «Мы все боялись снимать эту сцену» - вспоминал режиссёр, а по словам съёмочной группы никому из них вовсе не нравилось делать новые дубли. Режиссёру же приходилось каждый раз делать глубокий вдох, прежде чем приступить к просмотру отснятого материала.

СТРАНА ФАНТАЗИЯ

«…не успею я ее открыть, как тут же начнется какая-нибудь неведомая мне история с неведомыми людьми, впутанными в неведомые приключения, и борьба за что-то или против чего-то, и морские штормы, и чужие страны и незнакомые города. И все это каким-то тайным образом упаковано под обложкой книги»

Михаэль Энде, Фрагмент произведения «История, конца которой нет»

Весь мир Фантазии создавался практическими спецэффектами, которые необходимо было придумать, а декорации возвести. Над визуальным оформление трудились Колин Ниеми и компания Arkadon. Благодаря совместным усилиям в студийных павильонах «выросли» волшебный лес и скалистые горы, а среди раскрашенных черной краской деревьев, на территории в три тысячи квадратных метров, раскинулось Болото Печали. Съемки проходили летом (самым жарким в истории Германии за двадцать пять лет) и под светом софитов. По этой причине из грязи, привезённой с берегов реки Изар, вылупились личинки. Количество всевозможных насекомых было столь велико, что даже приостановили съемочный процесс на несколько дней и вызвали экстерминатора. Из-за жары и софитов также расплавился дворец Императрицы. Для сцены гибели коня Артакса пригласили английского дрессировщика, который три месяца отучал животных (в фильме задействованы два коня) от естественного желания спастись. Конь стоял в специальном резервуаре на пневматической платформе, которая опускалась под воду. Из-за подобной площадки чуть не погиб сам актёр Ноа Хэтэуэй. Нога актёра застряла на опускающейся площадке и Артейю стал быстро погружаться под воду. Спустя два дня госпитализации, мальчик вернулся на съемочную площадку и продолжил работать. Из-за перфекционизма Петерсена, который тратил время на десятки дублей, сцены на болоте заняли два месяца работы.

Над образами жителей Фантазии трудилась немецкая художница Диему Реми. «Вольфганг великолепен, когда речь заходит о совместном творчестве. Мы обсуждали и вместе трудились над Ночным Эльфом: кто он и где живет? Как выглядит? Я сделала его подземным жителем и потратила несколько недель, чтобы создать костюм из природных материалов. Так был придуман лишь один из героев» - вспоминала она. Сам молодой охотник изначально обладал зеленым цветом кожи. Вклад в создание образов внесла дизайнер костюмов Рене Эйприл. По её собственному признанию, пришлось забыть о возрасте и снова вернуться в детство. Герою истории всего двенадцать лет и это его фантазии оживают на страницах книги: образы получились одновременно уникальными и архетипическими, словно из других произведений.

Для работы с марионетками пригласили американского специалиста по визуальным эффектам Брайана Джонсона («Империя наносит ответный удар», 1980). Под его руководством трудились двадцать пять кукольников, которые управляли телами и мимикой Камнееда, черепахи Морлы, Гморком и Фалькором.

«Вы представляете, насколько это было смешно? Они часами репетировали один диалог! Их вовлеченность в проект не могла не вдохновлять» - восхищенно говорил режиссёр картины. Джонсон утверждал, что Фалькор - «визуальная интерпретация» Вольфганга Петерсена, который, в свою очередь, описывал Дракона Удачи как «золотистого ретривера». Подобный дизайн не понравился автору оригинальной повести, но приглянулся зрителям и модель является популярным аттракционом в музее мюнхенской киностудии Bavaria Film. В фильме можно заметить и других известных персонажей: Йоду, Чубакку, Микки Мауса, Эвоков, Инопланетянина и C-3PO.

<i>Камео известных персонажей в фильме <b>«Бесконечная история»</b></i>
Камео известных персонажей в фильме «Бесконечная история»

Производство фильма заняло год. Картина стала самой дорогой в истории немецкого кинематографа [на момент написания статьи стоимость производства равняется €55.587 миллионам], а для работы над американской версией пригласили Стивена Спилберга, который смонтировал картину для проката. Вольфганг Петерсен в знак благодарности подарил именитому режиссёру Орин, кулон Атрейю, который до сих пор хранится в рабочем кабинете. Картина не достигла коммерческого успеха, но стала феноменом для индустрии и поколения детей. Бастиан Бальтазар Багс, ты еще многим проложишь путь в Фантазию.

Источники

  • Kürten J . - Wolfgang Petersen, director of The NeverEnding Story – 2016;

  • Interview: Renée April – 2001;

  • Hatfull J. - The NeverEnding Story's Brian Johnson on Making a Classic – 2014;

  • Tales of The NeverEnding Story – 2002;

  • Interview: Jost Vacano and Diemut Remy – 2014;

  • Topei F. - Interview: Tami Stronach, Childlike Empress from The NeverEnding Story – 2016;

  • Knight R. – An Oral History of The NeverEnding Story – 2017;

  • Interview: The Never Ending Story's Tami Stronach by Spotlight Report on May, 2017;

Цитаты из оригинального произведения Михаэля Энде «История, конца которой нет» приведены в переводе А. Исаева, 1997.

104104
44 комментария

Я смотрел "Бесконечную историю" ещё будучи школьником в кинотеатре. Очень долго ходил потом под сильным впечатлением от увиденного, настолько качественное кино я видел впервые. Сейчас детали сюжета стёрлись из памяти, но мне история тогда показалась очень грустной, по-хорошему грустной. Нужно обязательно пересмотреть.

26
Ответить

Тоже остались грустные воспоминания о фильме. История произвела в детстве глубокое впечатление ... до сих пор лечусь у психолога )

1
Ответить

Комментарий недоступен

16
Ответить

Ну, "Лабиринт" сняли всего через 2 года после выхода "...истории", так что в этом нет ничего удивительного. Те же кукольные персонажи, те же неуклюжие, но уютные спецэффекты из 80-х, похожее техническое оформление декораций.

3
Ответить

"Лабиринт" с Боуи вообще считаю эталоном подростковой "сказки" и самым лучшим, что можно было придумать в сочетании с мюзиклом, начиная от песен - и заканчивая визуалом. Я очень удивляюсь что в моём окружении он многим не нравится: кому-то кажется нелепым, кто-то откровенно засыпает. 

"Десятое королевство" немножко другой, но тоже потрясающий сериал - там потом вышли какие-то "Однажды в сказке" и прочее-прочее - но они так не цепляли, как приключения троицы героев и собаки-принца. 

3
Ответить

Вы точно определили мои текущие цели исследования для будущих статей. 

2
Ответить

Когда смотрел третий сезон очень странных дел, то чуть слезу не пустил от умиления в момент когда пели песню из этого фильма.

10
Ответить