Иуда и Черный Мессия / Judas and the Black Messiah (2021)

Биографическая драма о последних годах жизни лидера группировки "Черные пантеры" в Чикаго Фрэда Хэмптона, в доверие к которому втирается бывший преступник и нынешний информатор ФБР.

Иуда и Черный Мессия / Judas and the Black Messiah (2021)

В сентябре прошлого года на экраны вышел новый фильм Аарона Соркина – драма "Суд над чикагской семеркой", рассказывающая о перипетиях судебного процесса над группой из семи протестантов, обвиненных в подстрекательстве к беспорядкам, устроенным на улицах Чикаго в 1968 году. Об этом фильме и моих впечатлениях я писал ранее.

Помимо этой семерки еще одним, восьмым, обвиняемым был Бобби Сил, национальный председатель партии "Черные пантеры", поддержку которому в процессе суда оказывал Фрэд Хэмптон, председатель иллинойского отделения "Пантер". В картине Соркина его сыграл Келвин Харрисон-младший, но экранного времени у персонажа было, скажем откровенно, совсем немного.

Здесь же режиссер и продюсер фильма "Иуда и Черный Мессия" Шака Кинг сделал Хэмптона главным героем. Основной сюжет всей картины строится на двух составляющих: карьере и деятельности Хэмптона в рядах "Черных пантер" и его бескомпромиссных попытках борьбы за равноправие негров, происходящих параллельно с историей внедрения в ряды группировки бывшего преступника по имени Билл О’Нил, который, став информатором ФБР, сообщал в органы о действиях и намерениях группы и, в конечном счете, оказался почти что непосредственным виновником смерти Хэмптона.

Имея за плечами продолжительный опыт в роли режиссера, но играя в основном на поле короткометражных и телевизионных фильмов (до "Иуды..." у Кинга был всего один полнометражный фильм Newlyweeds 2013 года, да и тот хорошим назвать, честно говоря, не получится) Шака очень старается сделать мощное кино на актуальную и злободневную сегодня тему, но впечатления от фильма у меня противоречивые.

Чтобы стать успешным, байопик должен на экране превратить цепь небольших и порой неважных фактов из жизни в монументальное цельное повествование о человеке, который шаг за шагом превращается в легенду, во что-то великое, неповторимое и уникальное. И финальная кода – это либо тотальный успех и триумф главного героя, либо трагический финал и завершение карьеры, а порой и жизни. Апофеоз, финальная кода. Можете выдохнуть.

Именно этой составляющей успешного байопика так отчаянно не хватает нынешней картине. Ее сюжет то и дело рассыпается на череду бытовых ситуаций, которые все вместе не позволяют создать образ мощного, выдающегося героя, которым несомненно был Хэмптон в реальности, ибо умение повести за собой массы людей и стать лидером движения дано не каждому.

Но фильм Кинга страдает не только от отсутствия уместного и нужного экранного пафоса и возвеличивания главного персонажа, но и от диалогов, которые тривиальны, обыденны и порой не несут никакого вклада в общее дело сюжета. Как тут вновь не вспомнить Аарона Соркина, диалоговые навыки и мастерство которого пригодились бы здесь как нельзя лучше.

Иуда и Черный Мессия / Judas and the Black Messiah (2021)

Актеры, выбранные на главные роли, сносно справляются со своими образами. Наблюдая за речами Дэниела Калуя, порой невольно заражаешься его энергией и видишь перед собой этакого Ленина перед Октябрьской революцией, разве что броневика не хватает.

Лакит Стэнфилд вполне убедительно пытается показать душевные муки своего героя, который возможно даже проникается идеями Пантер. Но стремление к собственному благополучию (обратите внимание, как меняется внешний вид О"Нила на протяжении его сотрудничества с ФБР) и страх попасть за решетку все равно приводят к тому, что он берет на душу грех, расстаться с которым не сможет до конца жизни.

Доминик Фишбэк, Эштон Сандерс и другие по мере своих сил и возможностей наполняют экран интересными образами, которым, правда, особо нечего играть. Да, кстати, в картине найдется место и Мартину Шину, сыгравшему Джона Эдгара Гувера, директора ФБР, занимавшего свой пост почти полвека.

Но ни они (я называю их подтанцовка), ни ведущие актеры не смогли сделать так, чтобы я был полностью увлечен сюжетом, забыв про все вокруг. Нет, к сожалению, отстраненность, сдержанность и некая скованность актеров и режиссера ни на минуту не покидает экран, что, конечно, отнюдь не способствует хорошей оценке. Из всех актеров мне больше всего понравился Джесси Племонс в роли агента ФБР Роя Митчелла, непосредственного куратора Билла О’Нила.

Иуда и Черный Мессия / Judas and the Black Messiah (2021)

С другой стороны, лента про последние годы жизни Фрэда Хэмптона, его деятельность в качестве лидера группировки "Черные пантеры" и защитника прав чернокожего населения Америки стала для меня (и станет, возможно, для кого-то еще) хорошим стимулом покопаться в подноготной всей этой истории, познакомиться с тем, кто были "Черные пантеры", откуда они появились, к чему пришли.

Возможно, познакомиться не только с ними, но и вновь окунуться в историю жизни Америки конца 60-х – начала 70-х гг. прошлого века. Благо, меня эта тема интересует давно и немало.Тем более что сейчас считать эту страницу истории США перевернутой вряд ли получится. Мы вновь возвращаемся к ней, чтобы сравнить, повторить или сделать выводы из того, что было и что будет в будущем.

Иуда и Черный Мессия / Judas and the Black Messiah (2021)

Как бы там ни было, фильм вышел на экраны, уже получил немало лестных отзывов на фестивале "Сандэнс" в феврале этого года, где он, по-моему, был впервые более-менее широко представлен.

А вчера 12 февраля 2021 картина попала в широкий прокат и была одновременно представлена в стриминговом сервисе HBO Max. Многие критики и журналисты уже прочат фильму дорогу на Оскар. Что ж, посмотрим. В моей вселенной новая работа Шаки Кинга получает твердую 7 из 10, и статуэтки вряд ли достойна.

А реальная история событий, к сожалению, печальна: 4 декабря 1969 года в результате полицейской операции Фрэд Хэмптон и несколько соратников по партии были хладнокровно убиты на месте полицейскими, беременная жена Хэмптона и несколько других человек были арестованы. Семеро уцелевших (вновь семь, обратите внимание!) предстали перед судом, но в конечном счете все обвинения против них были сняты.

После смерти и похорон Хэмптона, на которые проститься с Фредом пришли более 5000 человек, другие лидеры движения за права черных в Америке сделали его иконой своего движения.

Иуда и Черный Мессия / Judas and the Black Messiah (2021)

В 1970 году выжившие в результате перестрелки участники "Черных пантер" и родственники их погибших товарищей подали иск против полиции, ФБР и администрации города Чикаго, который продолжался бесконечные 12 лет и закончился выплатами в пользу каждого истца. Общая сумма выплат составила 1,85 миллиона долларов США, что на тот момент являлось самой крупной суммой выплаченной когда-либо по гражданскому иску.

P.S. За всю свою жизнь информатор ФБР Билл О’Нил дал всего лишь одно телевизионное интервью в 1989 году, которое вышло на экраны США 15 января 1990 года. Вечером этого же дня О’Нил покончил жизнь самоубийством.

1313
6 комментариев

Комментарий недоступен

1

В фильме есть несколько моментов о том, что ЧП не белые и не пушистые, но весьма коротких и лишь слегка обозначенных. Увидев их, я был изрядно удивлен, поскольку не ожидал этого, понимая современную повестку и время выхода картины на экран.

Справедливости ради мне сложно сказать, как подумает зритель, которые про них впервые узнает из этого фильма. Я уже про них много читал и смотрел и понимание о том, кто они умел весьма сформированное.

Ну а зачем писать про это в обзоре, я не вижу смысла. Он особо ничего не поменяет в восприятии картины. тем более, что сам Хэмптон ни в чем криминально радикальном замечен не был, иначе его бы давно упекли в тюрьму по более серьезному обвинению нежели то, что было.

P.S. Согласен про "э", почему так написал - не знаю. Но исправлять сильно лень :)

1

Комментарий недоступен

1

Почему Тодд белый, что за неувожение

восьмым, обвиняемым был Бобби Сил,экранного времени у персонажа было, скажем откровенно, совсем немного.Это тот, который (или про которого, не помню) постоянно говорил "я не с ними?"