Из-за чего можно было закрыть «Болотную тварь» после первого сезона
Но почему всё-таки не надо было.
В тексте есть незначительные спойлеры.
Точные причины закрытия «Болотной твари» до сих пор неизвестны, но будущее предрешено — дорогостоящие декорации, в которых снималось шоу, уже разобрали.
Знаем о закрытии мы немного. Дело точно не в канцелярской ошибке, о которой СМИ писали сразу после печальных новостей, не во взрослом рейтинге и направленности сериала. Стриминговый сервис HBO Max, куда, по слухам, должен войти DC Universe, где «Болотная тварь» и транслировался (в России на «КиноПоиске»), тоже ни при чём. «Роковой патруль» недавно продлили на второй сезон, и показывать его будут в обоих онлайн-кинотеатрах.
Так где же зарыта собака? Я склонен полагать, что дело в творческих разногласиях между авторами шоу и боссами студии. 17 апреля выяснилось, что первый сезон сократили с 13 серий до 10 как раз по этой причине. Ну а затем, после выхода первого эпизода, шоу и вовсе закрыли, что стало шоком для всех, включая съёмочную группу — исполнитель роли Болотной твари Дерек Мирс прямо сказал, что отмена сериала разбила ему сердце, а руководство проявило вопиющее неуважение.
А ведь у авторов был трёхгодичный план на «Болотную тварь»: в дальнейшем там могла появиться чуть ли не вся «Тёмная лига справедливости». На DC Universe, где уже существует экспериментальный «Роковой патруль», это стало бы возможным — тем более со взрослым рейтингом.
Однако всё повернулось как повернулось. На днях вышел последний, десятый эпизод, и шоу закончилось. Смотреть его было тяжело: когда знаешь, что сериал уже закрыт, постоянно ищешь причины. Что же здесь такого, из-за чего стоило так поступить? Где авторы допустили ошибку? А ведь ещё и количество серий сократилось — возможно, решение руководства было не таким внезапным, как может показаться.
Иронично, но десятый эпизод «Болотной твари» озаглавлен очень точно — «Нерешённые проблемы» (Loose Ends). Авторы, тем не менее, постарались хоть как-то закончить сериал, но достойным завершением это не назвать. От большинства ключевых персонажей наспех избавились, другие важные сюжетные линии замяли, а после титров зачем-то добавили сцену с клиффхэнгером.
Вроде бы сериал не обрывается на полуслове, как ожидалось в связи с печальными новостями, но и не завершается как подобает — нерешённых проблем осталось много. К тому же, вместо какой-никакой кульминации здесь лишь твист, о котором почитатели оригинальных комиксов Алана Мура (да и все, кто хотя бы немного интересовался историей Болотной твари) и так давным-давно знают.
Так что же такого в сериале могло не понравиться боссам WarnerMedia? Все десять эпизодов я искал причины этому и нашёл множество.
Журналисты, посмотрев первые два эпизода, выставили сериалу высокие оценки, сравнивая его с «Нечто» Карпентера. Я тоже поддался — написал, что «Болотная тварь» это ретро-хоррор, в лучших традициях лучших фильмов жанра из 80-х. Но на самом деле «Болотная тварь» почти не использует свой потенциал в дальнейшем.
В первом эпизоде есть элементы боди-хоррора, который, в общем-то, у комиксов о Болотной твари «в крови». Но в дальнейшем больший акцент смещается скорее на мистику и детектив: больше таких ярких сцен, как с тем ожившим трупом, вы в сериале не найдёте.
По ходу сюжета авторы вводят и объясняют глобальные силы природы: Зелень и Гниль, противостоящие друг другу. Они находятся в балансе, однако на болотах близ городка Марэ, где и разворачиваются события шоу, этот баланс был нарушен. Гниль стала распространяться и наращивать свою мощь.
Однако дальше пары сцен дело не зашло — Гниль и её жуткие порождения так и остались за кадром. Вероятно, в тех трёх оставшихся эпизодах она должна была вступить в свои права, что вылилось бы в масштабный конфликт во втором сезоне. Но не сложилось.
Повествование у «Болотной твари» очень медленное, к тому же много внимания уделяется посторонним персонажам — сам Владыка зелени часто остаётся за кадром. В первом сезоне также есть несколько небольших отдельных историй — сами по себе они отличные, однако на общий сюжет не работают.
Экшена мало, диалогов много. К тому же, авторы поспешили ввести в историю других персонажей «тёмной» стороны вселенной DC — мадам Ксанаду и Синего дьявола. И если Ксанаду почти весь сериал остаётся на задворках истории, то Синему дьяволу обещают важную роль в сюжете. Надо ли говорить, что из-за стремления закончить сериал на первом сезоне никакой важной роли он не играет?
Я склонен полагать, что именно эти причины и послужили закрытию сериала. Медленный темп, акцент на обычных людях и их персональных грехах, минимум экшена, «развёртка» плацдарма для «Тёмной лиги справедливости» — а ведь сейчас DC всё чаще говорит о ценности отдельных фильмов, а не «как у Marvel».
Но это всё, конечно, не значит, что сериал плохой. Просто он, возможно, слишком необычный для современной супергероики. Несмотря на сверхсилы вроде Зелени и мистику, он всё-таки ближе к детективным триллерам. Шутка ли, но самым интересным конфликтом здесь оказывается вовсе не противостояние злу, а обычная бытовая драма на почве ревности. И даже экзистенциальные метания Болотной твари отходят на второй план.
Обычные люди здесь в основном греховны, и грехи их понятны каждому. Местный шериф во что бы то ни стало пытается оградить сына от опасности, поэтому идёт на крайние меры. Гениальный учёный сходит с ума в попытках спасти свою жену, больную Альцгеймером. Эби Аркейн, главная героиня «Болотной твари», переживает тяжесть давней утраты и лицом к лицу встречается со своими страхами.
Именно этими историями обычных людей ценен первый и последний сезон «Болотной твари». Всё остальное — лишь фон. И это, конечно, никакая не супергероика как того, возможно, хотело руководство студии.
В первом сезоне авторы показали, как устроен мир «Болотной твари», сделав акцент на людях — дальше можно было бы аккуратно вводить Гниль и делать хоррор, не забывая при этом о действительно живых героях, конечно. Но внезапное закрытие сериала не дало «Болотной твари» и шанса развернуться как следует.
Поэтому я согласен со словами Дерека Мирса о неуважении. Это действительно оно и есть. Пожалуй, эта «сверхсила» — таким вот образом обращаться с людьми, — как со съёмочной группой, так и с собственными фанатами, даже разрушительнее, чем пресловутая Гниль.