Потери и приобретения: краткая история возвращения прав на почти всех персонажей в Marvel Studios

«Люди Икс» вернулись, но некоторые герои пока ещё нет.

20 марта Disney наконец заключила сделку о покупке Fox. К Marvel Studios вернулись права на многих персонажей из комиксов издательства — например, Людей Икс и Фантастическую четвёрку. В теории, в течение нескольких лет стоит ожидать значительное пополнение среди героев MCU.

Однако этот путь занял много времени. На Polygon появился материал о том, как Marvel постепенно стала доминировать на поприще адаптаций комиксов. Всё началось с фильмов о «малоперспективных» персонажах — Железного человека и Тора, права на которых чуть не распродали другим компаниям. Пересказываем события.

Потери и приобретения: краткая история возвращения прав на почти всех персонажей в Marvel Studios

Первые шаги

С 1998 года было снято больше пятидесяти фильмов на основе комиксов Marvel — начиная с «Блейда» и заканчивая «Капитаном Марвел». Только 21 из них относятся к MCU, причём лишь шесть созданы непосредственно Marvel Studios. Остальные продюсировались партнёрами: Universal, Paramount, Sony Pictures и другими.

Иллюстрация The Geek Twins, демонстрирующая всех персонажей Marvel во владении разных студий на момент 2014 года. Сейчас эта схема выглядела бы куда проще 
Иллюстрация The Geek Twins, демонстрирующая всех персонажей Marvel во владении разных студий на момент 2014 года. Сейчас эта схема выглядела бы куда проще 

Marvel Entertainment Group основала Marvel Films в 1993 году. Тогда целью студии было не производство собственных фильмов, а фактически продажа лицензий на персонажей. Даже «Железный человек» — фильм, положивший начало MCU — в разные годы находился в производстве у Fox, Universal и New Line. Одно время на главную роль даже планировался Том Круз.

В то время как Sony заработала 1,6 миллиарда за первые две части «Человека-паука», Marvel забирала «остатки» в виде продажи игрушек и комиксов. С мерчендайза на основе двух фильмов компания, по оценкам, заработала лишь 62 миллиона.

В 2003 году президентом студии стал Дэвид Мейзел, который убедил руководство, что нужно делать собственные фильмы, объединённые в общую киновселенную. В это время Marvel Studios была недалека от того, чтобы продать Warner Bros. права на Капитана Америку и Sony на Тора.

Мейзел разработал план по созданию 10 фильмов с рейтингом PG-13, бюджет каждого из которых составлял 165 миллионов долларов. Студию финансировали Paramount и Universal в обмен на права дистрибуции. Фильмы должны были рассказать о персонажах, которых аналитики тогда назвали «героями второго класса, не резонирующими с молодой аудиторией».

Потери и приобретения: краткая история возвращения прав на почти всех персонажей в Marvel Studios

В итоге первые два фильма, «Железный человек» и «Невероятный Халк», в 2008 году в сумме заработали 848 миллионов долларов. Через год корпорация Disney выкупила Marvel Studios за 4 миллиарда долларов.

Sony и права на Человека-паука

Marvel продавала права на экранизации Человека-паука несколько раз — некоторым независимым студиям, которые в конце концов обанкротились, а также Sony. Последняя в 90-х находилась в судебных тяжбах с MGM: корпорация утверждала, что в своё время выкупила права у банкротов. Тем не менее, Sony всё же выиграла суд, а права на персонажа окончательно отошли к ней.

В 1999 году Marvel предложила Sony за 25 миллионов долларов выкупить права на «чуть ли не всех персонажей», включая Железного человека, Тора, Человека-муравья и Чёрную пантеру. Но в итоге корпорация остановилась лишь на тех, кто имеет непосредственное отношение к Человеку-пауку.

Трилогия Сэма Рэйми в общей сумме заработала 2,5 миллиарда долларов в прокате. На пре-продакшне четвёртой части режиссёр покинул проект, потому что не успевал к назначенной Sony дате — лету 2011 года. Затем корпорация запустила в производство ремейки, которые должны были организовать новую киновселенную: среди запланированных фильмов была «Зловещая шестёрка», для которой даже написали сценарий. Но плохие сборы сиквела «Нового Человека-паука» заставили Sony пересмотреть свои планы на франшизу.

Потери и приобретения: краткая история возвращения прав на почти всех персонажей в Marvel Studios

Через некоторое время Sony и Marvel начали обсуждать коллаборацию — и в феврале 2015 года компании объявили, что Человек-паук появится в MCU. Права на производство фильмов с героем сохранились за Sony, однако формально Человек-паук теперь присутствует в киновселенной Marvel, принимая участие в том числе и в масштабных кроссоверах вроде «Мстителей».

Отношения с Fox

История фильмов Fox повторяет ситуацию с Человеком-пауком — за исключением того, что и оригинальную, и перезапущенную «Фантастическую четвёркую» плохо приняли (несмотря на коммерческих успех первой итерации). Франшиза «Людей Икс» же в целом оказалась довольно успешной.

Стоит отметить, что в случае с некоторыми персонажами у Marvel и Fox были если не споры, то как минимум странные отношения. Например, Алую Ведьму и Ртуть по факту могли задействовать в своих фильмах обе компании. С одной стороны, оба персонажа — мутанты (что относит их ко франшизе «Людей Икс»), с другой — долгое время по комиксам они были в составе Мстителей.

Это немного запутанно, но работает примерно так: если Fox хочет использовать их в фильме про Людей Икс, то они могут это сделать. Если мы хотим использовать их во «Мстителях», мы также можем это сделать.

Кевин Файги, продюсер Marvel Studios

Но так случалось не со всеми героями. Сценаристы «Дэдпула» очень хотели задействовать в фильме Сверхзвуковую боеголовку, но изменить все её способности — на что требовалось разрешение Marvel. Студия это одобрила, но в обмен на права на Живую планету Эго, тесно связанного с Фантастической четвёркой. В итоге последний появился в сиквеле «Стражей галактики».

Ответ на публикацию @CharlesMurphTHS
undefined
Да, это правда. Вряд ли в Fox знали, насколько важной частью вселенной он окажется.

В конце концов Disney приобрела Fox — что дало Marvel Studios возможность использовать всех персонажей бывшей компании в своих фильмах. Однако остались некоторые персонажи, которые всё ещё остаются за пределами досягаемости студии.

Потери и приобретения: краткая история возвращения прав на почти всех персонажей в Marvel Studios

Во-первых, это все герои, которые имеют отношение к Человеку-пауку — а их почти девятьсот. Среди них Веном, про которого уже выпустили фильм с готовящимся сиквелом, а также Морбиус. Картина про него сейчас также в производстве, с Джаредом Лето в главной роли.

Потери и приобретения: краткая история возвращения прав на почти всех персонажей в Marvel Studios

Также, что удивительно, Marvel Studios всё ещё не владеет Халком — права на него остались у Universal. Соответственно, все связанные с ним герои, включая Женщину-Халка, в MCU появиться без должной договорённости не могут.

Я хочу кое-что прояснить: новый фильм про Халка никогда не случится. Universal сохранила за собой права, и по какой-то причине они не знают, как договориться с Marvel.

Марк Руффало, исполнитель роли Брюса Беннера

Последний персонаж — это Нэмор, один из самых первых героев комиксов Marvel. Как и в случае с Халком, Universal обладает правами на него, а сама Marvel Studios пока не может договориться с компанией.

Потери и приобретения: краткая история возвращения прав на почти всех персонажей в Marvel Studios

Однако буквально в этом месяце режиссёр «Доктора Стренджа» Скотт Дерриксон опубликовал и быстро удалил твит, где на арте изображены вместе Стрэндж и Нэмор. Вполне возможно, что в ближайшее время стоит ожидать новостей — вдруг у Marvel всё же удастся добиться прав на классического героя.

137137
102 комментария
65
Ответить

Паукан вернулся - превратился в какого-то ущерба.
С ужасом жду, как и насколько они испоганят Людей Икс - единственную супергеройскую серию, которая мне нравится (правда, последним Апокалипсисом они репутацию себе подпортили).

25
Ответить

Комментарий недоступен

23
Ответить

Короче, вы скажите. Росомаха появится в мстителях: эндгейм или нет?

2
Ответить

Нет конечно

31
Ответить

Джекман же соскочил с роли. А чтобы Логан появился, нужно сначала подготовить "перезапущенного" Росомаху. Не могут же они просто пихнуть левого чувака и сказать "Вот это новый Росомаха, просим любить и жаловать".

6
Ответить