Разбор научной стороны фильма "Интерстеллар". Погружение в бездну
Еще не разу я не делал разборов фильмов гениального режиссера Кристофера Нолана, но я собираюсь исправить это упущение.
"Интерстеллар", без преувеличения, является одной из его ярчайших работ и хоть я не любитель пафоса и напускных эмоций, его я обойти стороной не мог. Как можно заметить в фильмах Нолана всегда прямо или косвенно затрагиваются важные темы фундаментальных свойств нашей вселенной, таких как время и параллельные измерения. Название фильма можно перевести как путешествие в сингулярность и отчасти намекает на поэму Гомера "Одиссея", о котором режиссер к слову в данный момент снимает фильм.
Хоть Одиссей и достаточно известный мифический герой, все же почитаем о нем подробнее: Одиссей (др.-греч. Ὀδυσσεύς) или Улисс (лат. Ulixes) — персонаж греческой мифологии, царь Итаки, сын Лаэрта и внук Автолика, отличавшийся умом и хитростью. Был вынужден принять участие в Троянской войне, в ходе которой погубил своего врага Паламеда. Именно Одиссей, согласно одной из версий мифа, придумал, как взять Трою с помощью деревянного коня. Его путь домой по окончании войны затянулся на десять лет из-за гнева Посейдона и разнообразных злоключений; в ходе плавания Одиссей столкнулся с циклопом-людоедом Полифемом, с волшебницей Киркой, превращавшей путников в свиней, прошёл между чудовищами Скиллой и Харибдой, смог услышать песни сирен и не погибнуть при этом, спуститься в царство мёртвых и вернуться в мир живых. Семь лет он провёл, тоскуя по дому, на райском острове Калипсо, пока благодаря вмешательству богов не смог продолжить путь. Сделав короткую остановку в стране феаков, Одиссей вернулся на родину, где его ждали верная жена Пенелопа и сын Телемах. Он перебил буйных женихов Пенелопы, а потом отправился в изгнание в Эпир. Согласно одной из версий мифа, Одиссей погиб на Итаке от руки собственного сына Телегона. По другим версиям, он умер своей смертью в Эпире или в Этолии либо погиб в Этрурии.
Можно заметить схожие мотивы и закономерности в двух этих историях. Троянская война, что побудила Одиссея покинуть свою родину, дабы спасти ее. И сделал он это с помощью легендарного "Троянского Коня". Конь, как я уже рассказывал - это символ закона, закон формирует определённый порядок действий, то есть это еще и определенный путь.
А еще конь на английском звучит как horse, почти как Horus, то есть движение волны по определённой траектории. Я напоминаю, что Гор - египетский бог неба и солнца, одним из символов которого является камень, является еще и инкарнацией Амон-Ра и итерацией Зевса. То есть для победы, Одиссей сделал ход конем. Конь в игре шахматы представляет собой фигуру, которая ходит буквой "Г", или "L", в зависимости от того, с какой стороны смотреть. А из моих работ можно узнать, что L - это петля, переход в иное измерение. (Читайте "Семиотика - наука о знаках и знаковых системах ).
"В семиотике принято выделять тройственную структуру знака. С одной стороны обозначающее (имя), а с другой стороны обозначаемое (референт), которое, в свою очередь, распадается на смысл (интенсионал, десигнат, сигнификат, коннотация) и значение (экстенсионал, денотат). В идеалистической философии платонизма господствовало представление, что смысл (в качестве идеи) предшествует знаку и остается постоянным при всех изменениях. Особенностью тройственной структуры является тот факт, что знак может обладать смыслом, но быть лишенным значения. Таковыми являются фантастические образы (например, кентавр), у которых нет соответствий в реальном мире. Вместе с тем семиотика нередко затрагивает философские (онтологические) вопросы бытия предметов: есть ли денотат у чисел, моральных категорий, теоретических терминов?
Классификация знака
Базовым уровнем знаков являются естественные знаки, у которых наблюдается более или менее однозначная связь между знаком и его референтом. Таковы симптомы и сигналы. Над ними надстраиваются знаки, которые служат напоминанием о предмете. Таковы метафоры и аналогии. И, наконец, наиболее богатым по содержанию является символ.".
Купер (Cup-R, то есть чаша сознания) по сути совершает тот же ход. Он переходит в иное измерение. Вспоминаем про значение планеты Сатурн:
Когда они наконец добираются до Сатурна, в зоне видимости оказывается та самая кротовая нора, которая напоминает скорее сферическое зеркало, нежели черную дыру и в этом есть свой резон.
Чтобы понять суть черной дыры, представьте, как вы пытались бы воспроизвести математическое уравнение в трехмерном пространстве или говоря иначе воспроизвести логические свойства и функции в реальности. Отчасти, тоже самое делают программисты, когда из программного кода создают виртуальный трехмерный мир и 3D модели. Чем же является черная дыра с логической и физико-математической точки зрения? По сути черная дыра или червоточина - это сжатое в сингулярность пространство между двумя точками, которая проходит четвертое измерение, которое сознание человека воспринимает, как сферическое образование. Но можно сложнее сформулировав, объяснить точнее. Червоточины - это петли, зеркально отражающие свойство перехода между реальностью трехмерного пространства и четырёхмерного, то есть в гиперпространство, а это трансцендентная реальность, для которой наша является лишь сингулярностью, имеется ввиду гиперкуб, как матрешка. В ней, время становится осязаемой величиной и становится похожа на дорожку или даже точнее коридор, который иногда называют бесконечным коридором. Тут замешана квантовая физика, запутанность и суперпозиция. В заблуждение могут вводить то, что в фильме все метафорично и нужно показывать через образы, когда на деле все иначе и к примеру тело человека никак не способно путешествовать сквозь эти петли, а вот сознание может.
Примерно это мы и видим, когда космический корабль влетает в кротовую нору, она преобразуется в тоннель.
Однако такого можно достичь, только, когда сознание преодолеет планковский барьер, скорость света и совершит квантовый скачок
Из того, что происходит дальше в фильме "Интерстеллар" самое интересное, о чем стоит рассказать - это очередное погружение в червоточину (черную дыру) "Гаргантюа", но уже гораздо больших масштабов и не имеющую какую-то конкретную точку выхода, что и отличает кротовые норы от черных дыр. Прыгнув в нее Купер, вопреки теориям ученых, не превращается в спагетти и не разлетается на миллионы кусочков, а оказывается в пятом измерении, создавая временную петлю, благодаря которой, работает философский принцип Мёрфи, в честь которого была названа дочь героя, гласящий: то, что предопределено, все равно произойдет. Тем самым предвосхищая дальнейшие события.
На счет погружения протагониста в черную дыру нужно сказать следующее: с учетом того, что тело человека формируется исходя из адаптации психики к окружающей среде на основе законов реальности или физики, кому как угодно, то изменение этой среды должно привести к формированию нового тела, то есть эволюции. Однако в данном случае этого не произошло, потому что погружение Купера в червоточину - это лишь метафора о погружении определенной части психики, то есть личности, в самые ее глубины. Вспоминаем значение имени героя - Cup-R, то есть чаша сознания. В действительности, наша реальность голографична и это хорошо визуализировано в видеоролике прохождения корабля в кротовую нору, а потому мы не можем знать точно, способно ли в принципе человеческое тело или сознание покинуть пределы солнечной системы, не говоря уже о галактике.
"Они выбрали ее" (якорная личность). "Они - это мы". Вспоминаем теорию Вернадского о коллективном разуме. Люди - это продолжение бога, то есть сознание делимое множество раз, по принципу Мандельброта (фрактальная геометрия), от большего к меньшему и наоборот - мировое древо Иггдрасиль.
Место в котором оказался Купер - это бесконечный коридор, за пределами пространства и времени, где сходятся все пути реальности. Символически этим местом для Купера оказывается комната его дочери Мёрф (принцип Мёрфа - петля времени) и он использует часы и гравитацию, чтобы связаться с ней, то есть он использует два самых значимых ресурса - это время и любовь. Гравитация порождается связью двух противоположностей, которое и образует гиперпространство.
Так же хотелось бы добавить немного о не столь важной, но одной любопытной детали в начале фильма касаемо летающего индийского дрона, которого Купер приспосабливает под хозяйские нужды. Хотя нельзя рассматривать детали истории в отрыве от его контекста. В каждой истории любая деталь имеет какое-то значение, но она бессмысленна если не понимать, смысла самой истории. А в чем смысл самого фильма? В отчуждении и принятии судьбы рассматриваемой с философско-научной точки зрения. Купер теряет свою жену и тем самым отгораживается от мира, прячась от него на ферме. Индийский, блуждающий дрон, это как раз символ потерянной связи, который становится на службе фермерского хозяйства, служащий рутинным и бытовым процессам, то есть ИИ олицетворяющий автоматизированные функции и процессы мозга. Я на ВК
Телеграм