Вот так люди представляли себе онлайн-шопинг почти 60 лет назад. Небольшой материал о фильме, который можно смело назвать сокровищем ретрофутуризма.
В 1967 году американский бренд электроприборов Philco, тогда принадлежавший Ford, выпустил короткометражный фильм «1999 год Нашей эры». Он был приурочен к юбилею компании и должен был показать, как изменится жизнь рядовых граждан в недалёком будущем. Режиссёром выступил Ли Мэдден, на тот момент ещё не особо известный широкой аудитории (впоследствии этот мужчина снимет культовую оду байкерам «Ангелы Ада»). Само-собой, авторы ставили перед собой в первую очередь маркетинговые цели, однако в наши дни лента смотрится как минимум любопытно.
Сюжета в «1999 годе» как такого нет, зато есть главные герои: только что вернувшаяся из отпуска молодая семья, которая живёт в доме из шестиугольных модулей. Такое жилище можно увеличить, просто добавив нужное число модулей по мере того, как семья растёт или изменяются её потребности.
Отец семейства по имени Майкл трудится в НАСА над проектом по колонизации Марса. В свободное от основной работы время мужчина выращивает генетически модифицированные персики в саду возле дома. Модификации он создаёт сам, за большим экраном, на который выводятся цветные изображения. Этот гибрид ПК и планшета служит также секретарём, библиотекарем, банкиром и даже партнёром по бриджу.
Единственный ребёнок в семье, 8-летний Джеймс, посещает школу всего пару раза в неделю, а остальную часть занятий проходит индивидуально и дистанционно, с помощью разнообразных девайсов. После просмотра обучающего фильма, он сдаёт тест на компьютере, проваливает его и садится за другой компьютер для более углублённого урока. При этом периодически Джеймс отвлекается - уж слишком много техники в этом доме.
За сыном и супругом по видеосвязи наблюдает Карен. Технологии значительно упростили её бытовые обязанности: женщине по сути требуется нажать лишь несколько кнопок, и компьютер сам выдаст заранее разложенную по порциям пищу в одноразовой посуде. Компьютер также следит за количеством и качеством продуктов, а также предлагает меню, основываясь на пищевых потребностях членов семьи в конкретный момент (о том, каким образом могут узнаваться эти потребности - чуть ниже).
Про шопинг в воображаемом авторами 1999 году я упомянул в самом начале материала. Но за одеждой нужно ещё и ухаживать! Для этих целей в доме имеется специальная комната, в которой производится чистка и сушка одежда.
А как обстоят дела с медициной? Судя по всему, весьма неплохо: у Майкла и Карен есть «комната здоровья», где специальное устройство за 15 секунд проводит общую диагностику организма и выдаёт рекомендации, какие упражнения необходимо выполнять и как долго. После этого компьютер пересылает данные семейному доктору - всё-таки совсем без живого человека обойтись в вопросах здоровья нельзя, по крайней мере в обозримом будущем.
Конечно, имеются в доме и мультимедийные развлечения, в том числе для ребёнка. Но никаких шутеров и гольф-симуляторов! Только интеллектуальные, развивающие игры вроде шахмат: Джеймс делает ход на физической доске, ИИ отвечает ему на экране. Правда, судя по всему, двигать фигуры за компьютер «вживую» должен сам человек.
Ну а взрослые тем временем устраивают вечеринку. Майкл показывает на домашнем кинотеатре уличный концерт, который они с Карен видели в отпуске, а потом спокойно передаёт своему другу копию этого видео. Записано видео в формате 3D, и для его лицезрения не нужны специальные очки или какие-либо иные гаджеты - только «Дом будущего».
Заканчивается «1999 год» кадрами природы с того самого отпуска. Высокие технологии не нанесли ущерба окружающей среде, люди по-прежнему могут жить с ней в гармонии, бегая по чистому песку, слушая чаек и лаская волосы морским бризом.
Таким вот вышло это кино. Разумеется, его авторам не удалось в точности предсказать будущее (к примеру, тут мы видим счастливую функциональную семью). Однако, несмотря на некоторые промахи, «1999 год Нашей эры» вполне успешно демонстрирует тренды, которые к XXI веку действительно стали частью нашей реальности: повсеместное, возможно даже чрезмерное распространение гаджетов, дистанционные коммуникации, изменения в сфере труда, медицины, досуга. Подобные фильмы интересны не только как памятник наивной эпохе, но и как пища для размышлений о дальнейшем прогрессе цивилизации, о том, что она сделала неправильно и где пошла по верному пути. За это мы, собственно, и любим ретрофутуризм.
Русского перевода ленты пока нет, но её спокойно можно смотреть и в оригинале: как нетрудно догадаться, на первом месте здесь визуальная составляющая. Полная версия находится в свободном доступе: