Hardware (1990) Звук как оружие

Hardware, он же Железо или Голова робота (1990) фильм культовый в определенных кругах. Постапокалиптический хоррор британского режиссёра Ричарда Стэнли до сих пор выгл��дит круто благодаря потрясающим практическим эффектам. А как же круто он звучит...

Hardware (1990) Звук как оружие

Сюжет

В постапокалиптическом будущем, где солнце — мираж за ядовитым смогом, бывший солдат находит в пустыне обломки неизвестного робота и дарит их своей подруге — художнице Джилл. Она превращает останки в арт-объект, не подозревая, что это — самовосстанавливающийся боевой дрон M.A.R.K. 13 (отсылка к библейскому Евангелию от Марка, глава 13, стих 20: "Если бы Господь не сократил тех дней, то не спаслась бы никакая плоть.") запрограммированный на уничтожение всего живого.

Пока радио орёт новости о контроле популяции и религиозном экстазе, а вокруг — только стены квартиры, Джилл вынуждена сражаться за жизнь против машины, которая не знает усталости и не чувствует боли.

Hardware (1990) Звук как оружие

Краткие факты

Фильм стал дебютом для южноафриканского режиссёра Ричарда Стэнли. Сценарий частично основан на его ранней короткометражке "Incidents in an Expanding Universe", но позже всплыли сходства с комиксом "SHOK!" из британского журнала 2000 AD. После судебных разбирательств авторам комикса присудили авторство, и они были добавлены в титры. При всем этом фильм стал кассовым хитом, собрав 5 млн долларов при скромном бюджете.

И да, несмотря на ограниченный бюджет, создатели сумели воссоздать пугающий техно-бункер, где разворачивается почти весь фильм. Это фильму и в плюс - его камерность передает ощущение саспенса куда лучше. Всё — от дизайна робота до освещения и костюмов — сделано вручную и с душой: грязная эстетика, индустриальный дизайн и придушенная красная цветовая палитра и звук. Особое внимание было уделено звуку и об этом немного подробнее.

Технологический кошмар

Пёрви — сальный подглядывальщик, больше не будет подглядывать

Звуки вентиляции, реле, механических приводов, сварки, грохота металла — всё это создает ощущение, что здание живое, урчит, дышит и стонет. Это органическая часть мира фильма. Звук не оформляет действия, он сам участвует в сюжете. Каждый скрежет — предвестник опасности.

Отличный пример: сцена, где робот оживает. Это не просто "включение техники" — это наступление звуковой войны. Частоты постепенно нарастают, как будто воздух становится плотнее.

Звук здесь - продолжение практических эффектов, он дополняет атмосферу и работает только вместе. Каждый удар, каждое движение машины — подчеркнуто звуком. Резкий "хлыст" металлических конечностей, визг сервоприводов, низкочастотные рыки и завывания - это не реалистичный звук, а звуковой дизайн, где реальность преувеличена для эмоционального давления. Он почти телесен — хочется отодвинуться от экрана, настолько он навязчив.

В сценах, где включаются аварийные красные лампы и робот выходит на охоту, звук и свет бьют в зрителя синхронно. Свет мерцает, звук пульсирует, робот нападает. Это превращает сцену в гипнотический индустриальный клип, похожий на арт-видео начала 90-х.

Почти на всём протяжении фильма звучит радио, как будто в голове у героя или зрителя. Оно сообщает тревожные новости, продвигает правительственную пропаганду, вещает откровения Angry Bob'а. Его голос — ещё один инструмент звукового ландшафта. Сквозь иронию, сарказм и злость он становится "голосом города", источником циничных новостей и фона для безумного будущего. Всё это является частью ритма фильма и работает вместе с визуальной составляющей. Радио становится сознанием мегаполиса, оно всегда фоном, как урбанистическая молитва. Его постоянное присутствие — это способ передать масштаб апокалипсиса, не выходя за пределы квартиры.

Немаловажным стало то, что озвучил Боба никто иной как Iggy Pop. И таким образом мы плавно переходим от саунд-дизайна к саундтреку.

Hardware (1990) Звук как оружие

Саундтрек написал Саймон Босуэлл - английский композитор и музыкант в жанре электронной музыки, основное направление которого - хоррор фильмы. Босуэлл, известный своими работами в жанре индастриала, электроники и постпанка, вложил в музыку Hardware глубокий символизм и мрак, что идеально вписывается в антипатический, постапокалиптический мир фильма. Здесь я приведу несколько примеров, но в целом весь саундтрек стоит того, чтобы его переслушать.

No Flesh Shall Be Spared

Открывающая инструментальная композиция. Тревожные синтезаторные мотивы и индустриальные звуки создают атмосферу постапокалиптического мира фильма.

A Message from Our Sponsors

Трек, имитирующий рекламные вставки, подчёркивает критику потребительского общества.

Фильм буквально построен на индустриальном звуке — не просто в музыкальном смысле, а как способ передать разрушенное, техногенное будущее, где человек слился с машиной, а эмоции — с шумом.

В саундтреке слышны треки от:

Ministry — Stigmata. Культовая группа индустриального метала. Трек звучит в начале, во время рейда по пустоши. Это сразу задаёт тон — мир жёсткий, ржавый, агрессивный.

Public Image Ltd — The Order of Death. Звучит во время размышлений Джилл — мрачная, отстранённая, звенящая пустотой композиция. Лирика "This is what you want, this is what you get..." напрямую бьёт по идее утраты контроля над технологией.

Motörhead — Ace of Spades. Играет по радио, создавая контраст: весёлый митол среди смертельной атмосферы. Это также мета-комментарий — жизнь как игра на выбывание.

Ну и плюс камео самого Лемми

Апофеоз всего

Финал - одна из самых мощных и символичных сцен в Hardware. Она не просто завершающая, но переходит из боевика в аллегорию, где звук, свет и монтаж становятся самостоятельными героями. Сцена построена на контрасте между дикой, хаотичной битвой и спокойной, почти божественной музыкой в финале. Лондонский симфонический оркестр и хор играет Stabat Mater

Этот момент — почти религиозный по своей силе. Плавное вступление хора резко противопоставляется механическому шуму, который звучал всё время до этого. Это музыка о страдании Девы Марии, наблюдающей за мучениями сына. В контексте Hardware — это как реквием для Мо, Джилл и человечества вообще.

Музыка звучит, пока Мо, который пришел чтобы спасти Джилл, истекая ядом, жертвует собой, чтобы остановить машину.

You can't fuck with Mo

Музыка в фильме Hardware — это не просто фон, а кульминация эмоционального воздействия и центральный элемент атмосферы. Саймон Босуэлл использует звуковое оформление, чтобы усилить тему дегуманизации, угрозы технологий и жертвенности, которые пронизывают весь фильм. Его композиции — это смесь индустриального звучания, рока, классической музыки и электронных экспериментов, создающих тревожную, безжалостную атмосферу, которая прекрасно гармонирует с мрачным, постапокалиптическим миром. В целом, саундтрек Hardware — это грустная и мощная ода технологическому апокалипсису, где музыка не только раскрывает внутренний мир героев, но и служит предупреждением о возможных последствиях технологии, которая выходит из-под контроля.

21
3
1
4 комментария