Hardware (1990) Звук как оружие
Hardware, он же Железо или Голова робота (1990) фильм культовый в определенных кругах. Постапокалиптический хоррор британского режиссёра Ричарда Стэнли до сих пор выгл��дит круто благодаря потрясающим практическим эффектам. А как же круто он звучит...
Сюжет
В постапокалиптическом будущем, где солнце — мираж за ядовитым смогом, бывший солдат находит в пустыне обломки неизвестного робота и дарит их своей подруге — художнице Джилл. Она превращает останки в арт-объект, не подозревая, что это — самовосстанавливающийся боевой дрон M.A.R.K. 13 (отсылка к библейскому Евангелию от Марка, глава 13, стих 20: "Если бы Господь не сократил тех дней, то не спаслась бы никакая плоть.") запрограммированный на уничтожение всего живого.
Пока радио орёт новости о контроле популяции и религиозном экстазе, а вокруг — только стены квартиры, Джилл вынуждена сражаться за жизнь против машины, которая не знает усталости и не чувствует боли.
Краткие факты
Фильм стал дебютом для южноафриканского режиссёра Ричарда Стэнли. Сценарий частично основан на его ранней короткометражке "Incidents in an Expanding Universe", но позже всплыли сходства с комиксом "SHOK!" из британского журнала 2000 AD. После судебных разбирательств авторам комикса присудили авторство, и они были добавлены в титры. При всем этом фильм стал кассовым хитом, собрав 5 млн долларов при скромном бюджете.
И да, несмотря на ограниченный бюджет, создатели сумели воссоздать пугающий техно-бункер, где разворачивается почти весь фильм. Это фильму и в плюс - его камерность передает ощущение саспенса куда лучше. Всё — от дизайна робота до освещения и костюмов — сделано вручную и с душой: грязная эстетика, индустриальный дизайн и придушенная красная цветовая палитра и звук. Особое внимание было уделено звуку и об этом немного подробнее.
Технологический кошмар
Звуки вентиляции, реле, механических приводов, сварки, грохота металла — всё это создает ощущение, что здание живое, урчит, дышит и стонет. Это органическая часть мира фильма. Звук не оформляет действия, он сам участвует в сюжете. Каждый скрежет — предвестник опасности.
Отличный пример: сцена, где робот оживает. Это не просто "включение техники" — это наступление звуковой войны. Частоты постепенно нарастают, как будто воздух становится плотнее.
Звук здесь - продолжение практических эффектов, он дополняет атмосферу и работает только вместе. Каждый удар, каждое движение машины — подчеркнуто звуком. Резкий "хлыст" металлических конечностей, визг сервоприводов, низкочастотные рыки и завывания - это не реалистичный звук, а звуковой дизайн, где реальность преувеличена для эмоционального давления. Он почти телесен — хочется отодвинуться от экрана, настолько он навязчив.
В сценах, где включаются аварийные красные лампы и робот выходит на охоту, звук и свет бьют в зрителя синхронно. Свет мерцает, звук пульсирует, робот нападает. Это превращает сцену в гипнотический индустриальный клип, похожий на арт-видео начала 90-х.
Почти на всём протяжении фильма звучит радио, как будто в голове у героя или зрителя. Оно сообщает тревожные новости, продвигает правительственную пропаганду, вещает откровения Angry Bob'а. Его голос — ещё один инструмент звукового ландшафта. Сквозь иронию, сарказм и злость он становится "голосом города", источником циничных новостей и фона для безумного будущего. Всё это является частью ритма фильма и работает вместе с визуальной составляющей. Радио становится сознанием мегаполиса, оно всегда фоном, как урбанистическая молитва. Его постоянное присутствие — это способ передать масштаб апокалипсиса, не выходя за пределы квартиры.
Немаловажным стало то, что озвучил Боба никто иной как Iggy Pop. И таким образом мы плавно переходим от саунд-дизайна к саундтреку.
Саундтрек написал Саймон Босуэлл - английский композитор и музыкант в жанре электронной музыки, основное направление которого - хоррор фильмы. Босуэлл, известный своими работами в жанре индастриала, электроники и постпанка, вложил в музыку Hardware глубокий символизм и мрак, что идеально вписывается в антипатический, постапокалиптический мир фильма. Здесь я приведу несколько примеров, но в целом весь саундтрек стоит того, чтобы его переслушать.
No Flesh Shall Be Spared
Открывающая инструментальная композиция. Тревожные синтезаторные мотивы и индустриальные звуки создают атмосферу постапокалиптического мира фильма.
A Message from Our Sponsors
Трек, имитирующий рекламные вставки, подчёркивает критику потребительского общества.
Фильм буквально построен на индустриальном звуке — не просто в музыкальном смысле, а как способ передать разрушенное, техногенное будущее, где человек слился с машиной, а эмоции — с шумом.
В саундтреке слышны треки от:
Ministry — Stigmata. Культовая группа индустриального метала. Трек звучит в начале, во время рейда по пустоши. Это сразу задаёт тон — мир жёсткий, ржавый, агрессивный.
Public Image Ltd — The Order of Death. Звучит во время размышлений Джилл — мрачная, отстранённая, звенящая пустотой композиция. Лирика "This is what you want, this is what you get..." напрямую бьёт по идее утраты контроля над технологией.
Motörhead — Ace of Spades. Играет по радио, создавая контраст: весёлый митол среди смертельной атмосферы. Это также мета-комментарий — жизнь как игра на выбывание.
Апофеоз всего
Финал - одна из самых мощных и символичных сцен в Hardware. Она не просто завершающая, но переходит из боевика в аллегорию, где звук, свет и монтаж становятся самостоятельными героями. Сцена построена на контрасте между дикой, хаотичной битвой и спокойной, почти божественной музыкой в финале. Лондонский симфонический оркестр и хор играет Stabat Mater
Этот момент — почти религиозный по своей силе. Плавное вступление хора резко противопоставляется механическому шуму, который звучал всё время до этого. Это музыка о страдании Девы Марии, наблюдающей за мучениями сына. В контексте Hardware — это как реквием для Мо, Джилл и человечества вообще.
Музыка звучит, пока Мо, который пришел чтобы спасти Джилл, истекая ядом, жертвует собой, чтобы остановить машину.
Музыка в фильме Hardware — это не просто фон, а кульминация эмоционального воздействия и центральный элемент атмосферы. Саймон Босуэлл использует звуковое оформление, чтобы усилить тему дегуманизации, угрозы технологий и жертвенности, которые пронизывают весь фильм. Его композиции — это смесь индустриального звучания, рока, классической музыки и электронных экспериментов, создающих тревожную, безжалостную атмосферу, которая прекрасно гармонирует с мрачным, постапокалиптическим миром. В целом, саундтрек Hardware — это грустная и мощная ода технологическому апокалипсису, где музыка не только раскрывает внутренний мир героев, но и служит предупреждением о возможных последствиях технологии, которая выходит из-под контроля.