Занимательная математика независимого кино, или почему победители Оскара Шон Бейкер и Брэйди Корбе жалуются на нехватку денег?

Читали, наверно, как Шон Бейкер (Анора) и Брэйди Корбе (Бруталист), оба режиссера независимого кино, получившего в этом году кучу наград, жаловались на финансовые сложности в формате: «нам нечем платить за аренду».

Занимательная математика независимого кино, или почему победители Оскара Шон Бейкер и Брэйди Корбе жалуются на нехватку денег?

А тут как раз вышел подкаст IndieWire с Алекс Сакс, которая занималась продюсированием ранних фильмов Бейкера (Проект Флорида, Красная ракета), где она рассказывает, как устроено финансирование в инди-кино.

Вот что она говорит:

Инвестор даёт деньги на производство фильма. Хорошим бюджетом для инди-фильма считается 5 млн долларов. Бейкер получил 6 млн долларов на Анору уже когда был относительно известен и снимал свой восьмой фильм, а бюджет его более ранних фильмов составлял 1 или 2 млн.

В случае, если фильм становится успешным и собирает кассу, доходы от него распределяются обычно так (Алекс Сакс привела в пример фильм с бюджетом 5 млн долларов, который заработал 7 млн долларов):

  • агентство, которое занимается продажами фильма, берет 10% дохода, это 700 тысяч долларов
  • продюсер забирает то, что вложил, и сверху ещё гарантированную премию в размере 20% — это 5 млн долларов + 1 млн долларов, итого 6 млн
  • все, что остаётся после этих вычетов от дохода продюсер и творческая команда фильма делят пополам. Тут от дохода в 7 млн осталось за вычетом 700 тыс агенту и 6 млн продюсеру — всего 300 тысяч долларов. То есть творческая команда, включая режиссера, получит в качестве премии только 150 тысяч долларов.

Если фильм ничего не заработал или заработал меньше бюджета (у Vox Lux Брэйди Корбе бюджет 10 млн, а доходы всего 1 млн), то режиссер получает только зарплату, которая входит в бюджет фильма.

Занимательная математика независимого кино, или почему победители Оскара Шон Бейкер и Брэйди Корбе жалуются на нехватку денег?

Про зарплату инди-режиссеров Алекс сказала, что это единовременная выплата из бюджета, которая делается в начале работы над фильмом, и обычно она составляет от 75 тысяч долларов до нескольких сот тысяч долларов. Про вторую цифру Алекс оговорились, что это зарплаты известных режиссеров с какими-то наградами или хорошей кассой по прошлым фильмам. Обычная ставка 75 тысяч. Если работа над фильмом занимает в среднем три года (а именно такую цифру назвал Шон Бейкер), это даёт нам около 2 тысяч долларов в месяц, что для США — очень маленькая зарплата на уровне неквалифицированного работника фастфуда. Тут становится понятно, почему инди-режиссёрам нечем платить за аренду квартиры или не на что содержать семью.

Плюс сейчас для инди-кино вообще остро стоит проблема, а как зарабатывать деньги? У известных студий типа А24 или Neon есть контракты со стримингами, и какой-то доход они могут получить оттуда. У мелких студий таких контрактов нет, и Алекс говорит, что стриминги сейчас очень неохотно берут такое независимое кино в свой прокат.

Как же зарабатывают режиссеры, если они всё-таки хотят снимать независимое кино? Крутятся как могут: пишут сценарии на заказ (!), что парадоксально приносит им больше денег, чем режиссура. Преподают, снимают рекламу или делают ещё какие-то коммерческие съемки.

Что с этим всем делать?

Бейкер предлагает платить инди-режиссёрам крупные суммы авансом невзирая на будущие доходы. Кто будет это делать? Предполагаю, что студии на это скажут, что они не благотворительностью тут занимаются. Государство? В Европе, насколько я понимаю, есть какая-то система грантов, которая выделяется режиссёрам, но суммы там, надо полагать, очень маленькие.

Ещё Бейкер предлагает установить, как было до ковида, 90-дневное «театральное окно», когда фильм три месяца крутится только в кино, а на стримингах появляется только после истечения этого срока, чтобы фильмы могли собирать больше кассы. Кстати, тут я с удивлением узнала, что крупные студии типа Warner или Sony выторговали себе окно вообще в 8 месяцев.

Что думаете? Независимому кино крышка?

Мы тут в России, конечно, далеки от этой реальности и часто за просмотр кино вообще ничего не платим. Но эта математика поднимает определенные вопросы. Если мы хотим смотреть не только студийные блокбастеры, но какие-то авторские фильмы, видимо, нужно хотя бы больше ходить в кино на официальные релизы.

По дтф скучаю, но писать сюда вообще не успеваю, так что приходите в мой тг. Туда я стабильно пишу про кино и свою недавно начавшуюся учебу в киношколе

Eto ya смотрю на дтферов, бурно обсуждающих мой пост на дтф, но не подписывающихся на канал
Eto ya смотрю на дтферов, бурно обсуждающих мой пост на дтф, но не подписывающихся на канал
29
8
6
1
42 комментария