Как могла закончиться «Красота по-американски»: взгляд на вырезанный финал и не только
После продолжительного перерыва мы возвращаемся к разбору сценариев, и сегодня у нас культовый картина Сэма Мендеса: «Красота по-американски» или «Американская красотка» - кому как угодно. Сделаем мы акцент сегодня, правда, не на талантливом режиссёре, а на работе сценариста Алана Болла, чью настолько хорошую работу перенесли на экран практически без изменений. За исключением тех, что едва не меняли в корне фильм.
Дисклеймер: если вы не смотрели фильм, то либо смотрите его, либо начинайте читать сам сценарий – данный обзор испортит все впечатления от итогового фильма.
Обвинительный процесс
Если вы когда-то задавались вопросом о том, что же случилось с Джейн и Рикки после финала истории, то изначальный сценарий расставлял все точки на ё. И да, их судьбе не позавидуешь.
Сценарий начинался с того, что мы наблюдали Рикки в тюремной камере, в то время как над Джейн вёлся активный судебный процесс, в котором её обвиняли в заказе убийства своего отца, Лестера, и на котором присутствовали Кэролайн с Леонардом и Анджела. И, если вы многократно пересматривали фильм или смотрели его недавно, то вы должно быть помните, его начало: Рикки снимает Джейн в то время, когда та на его вопрос, следует ли ему его убить, отвечает согласием – позже, как раз-таки, эта видеозапись будет использоваться в виде вещественных доказательств. Но откуда она у судьи?
А её предоставил никто иной, как полковник, он же отец Рикки. Однако, дальше я рассказывать ничего не буду, ибо Алан Белл хочет, чтобы это всё мы просто держали в уме, задаваясь вопросами: действительно ли Джейн и Рикки виновны? и зачем отец Рикки подставил собственного сына?
Сон Лестера
Что примечательного было в сценарии, так это пролёт над улицей, на которой проживали действующие лица. Впервые нам представляют её во сне Лестера, в котором он летает подобно Супермену, но в пижаме. Монологи, кстати, на месте все до единого.
Вообще, сам Лестер в сценарии получился чуть большим «говнюком», чем в итоговом фильме: от всех сцен с ним откромсали буквально секунды экранного времени, однако в них он проявлял себя по полной. Вот несколько примеров:
1) Перед своим увольнением Лестер играет на рабочем месте в какую-то видеоигру и едко комментирует происходящее:
2) После того, как он шантажировал эффективного менеджера тем, что якобы собирается рассказать о принуждении его к сексуальному акту, впоследствии добавляет:
3) Во время собеседования на работу Лестер угрожает адвокатом:
4) Ну и, наконец, Лестер ещё раз грубо обращается с Кэролайн (когда как в фильме он к ней пытался приставать на диване):
В остальном, Лестер как персонаж перекочевал из сценария, в принципе, без изменений: для Рикки он хороший клиент, когда как Джейн и Кэролайн его ненавидят – что, беря в расчёт начало, в котором нам констатируют его смерть, лишь подталкивает на то, чтобы всё-таки обвинить дочь.
Сценарий в целом сконструирован вокруг того, чтобы оправдать желание домочадцев избавиться от нелюбимого отца: Кэролайн он травит жизнь тем, что не играет по её сценарию, а для Джейн он противен из-за того, что положил глаз на Анджелу. А что насчёт реального убийцы?
Отец Рикки
Полковник в сценарии был удостоен чуть большего внимания, нежели в самом фильме. Что досадно, ведь были вырезаны фактически самые что ни на есть характеризующие эпизоды, которые давали объяснения его поведению и морально готовили к тому, что случилось между ним и Лестером в гараже.
И да, речь пойдёт о его той самой латентной стороне личности. Помимо минорных сцен, где полковнику приходилось быть свидетелем «настоящей мужской дружбы» (как, например, в одном из эпизодов он должен был подняться к Рикки в комнату, когда по телевизору демонстрируется душевая сцена из Top Gun, или когда он наблюдает интимную взаимосвязь между партнёрами Джимами у себя на лужайке), мы должны были стать свидетелями сцены, во время которой раскрывался бы самый главный его секрет.
Речь о сцене, после избиения полковником своего сына за то, что тот якобы рылся у него в шкафу. Полковник затем спускался обратно, и доставал военные регалии, среди которых оказывался снимок его будучи ещё молодым с каким-то сослуживцем – очевидно, для первого это воспоминание до сих пор имеет отдельную ценность, а если учесть то, что ему приходится осуждать самого себя за гомосексуализм, хранит он её как зеницу Ока – собственно, теперь понятно, почему он полез на сына с кулаками. Явно, не из-за тарелки со свастикой.
И так как говорил Рикки о своём отце:
… по сути, мы имеем дело с человеком, непрестанно ведущим внутреннюю борьбу. И в тот момент, когда он сделал, как нынче говорят, coming out, оказалось, что они с Лестером неправильно друг друга поняли. Для последнего же, это будет стоить жизнью.
Что же до Джейн и Анджелы, то ни до, ни после того, как к ним не присоединяется Рикки, изменений в их сценах практически нет. Но, не без исключений.
К примеру, вместо прогулки Джейн и Рикки, во время которой они наблюдали похоронную процессию, по сценарию вместе с Анджелой они должны были поехать в торговый центр, чтобы снять что-то типа lifestyle-блога, однако, по дороге на шоссе произошла авария, которую Рикки выбирается из машины понаблюдать, чем дополнительно шокирует Анджелу. Почему я акцентирую на этом внимание, потому что последней ещё придётся поучаствовать в судебном процессе против экс-подруги, во время которого она отметит страсть Рикки «ко всему мёртвому».
Между Рикки и Джейн же после этого эпизода начинают закладываться отношения, ведь она узнаёт от него, что красота вовсе не только в этом. Собственно, в чём же ещё, он ей и показывает (вспоминаем культовое видео с пакетиком). И, опять же по сценарию, нам демонстрируется достаточно сцен, снятых на камеру, когда Рикки и Джейн приятно проводят время: они действительно нашли себя, и отношения между ними развивались и впрямь романтично. Жаль только, что им было суждено оборваться именно из-за той злополучной съёмки, которая символично происходит как раз после показа эпизодов их задокументированного счастья.
Финал
Что в фильме, что в сценарии, всё, что следует до убийства Лестера, остаётся без изменений, поэтому перейдём к ключевому.
Попеременно с монологом Лестера, в котором он комментирует те «красивые» моменты из его жизни, что пролетают перед глазами в последние секунды, нам демонстрируются сначала Рикки и Джейн, которые первыми нашли его тело, затем Кэролайн, а потом и Анджела.
Примечательна реакция свидетелей: Рикки жалеет, что не взял камеру, Кэролайн кричит из-за крови, забрызгавшей всю её кухню, а Анджела просто напугана (пожалуй, она единственная, кто жалеет о случившемся).
Чего не хватало в фильме ещё, так это оружия – полковник, после совершённого выстрела, бросает его на месте преступления, а нерасторопный Рикки его поднимает, оставляя на нём опечатки…
И вот Лестер вновь летит по небу в пижаме. Перед ним проносятся приятные воспоминания, которые перемежаются со следующими эпизодами:
Во-первых, спустя время в гости к Бёрнемам заявляется полиция и забирает Джейн с обвинением, что та заказала убийство отца. Её сажают в тюрьму для несовершенно летних, где мы её последний раз наблюдаем зажатой в угол полностью отстранённой.
Во-вторых, мать Рикки обнаруживает заляпанную кровью футболку полковника и убирает её в шкафчик на кухне, по сути, покрывая преступление мужа.
В-третьих, и давайте сразу, в-четвёртых, Кэролайн вместе с Леонардом начинают вести риэлтерский бизнес, а Анджела получает роль в каком-то молодёжном сериале. Happy end?
Послесловие
Наверное, это дело вкуса, но итоговый вариант картины для меня всё-таки ближе. Конечно, «хэппи-энда» для Рикки и Джейн наверное бы не случилось, но, по крайней мере, нам не пришлось становиться свидетелями такого циничного финала.
С другой стороны, история так или иначе, а получала своё логического завершение. Кэролайн действительно не виновна, Анджела - и подавно. Однако, не за грехи ли своих родителей (как Джейн, так и Рикки), пришлось в конце концов поплатиться обоим любовникам? Ведь разлад в отношениях между Бёрнеми и подавленные чувства Фиттса привели к такому ужасному финалу. Но это лишь с одной стороны.
Однозначно ответить на вопрос, о чём же фильм, практически невозможно: он слишком многогранен, и мне видится он целой эпопеей, в которой на самом деле проистекает несколько жизней – какие-то из них перерождаются, а какие-то умирают окончательно.
Единственно, лично для меня с таким вот циничным финалом напрашивается вывод о победе пускай и не зла, но материалистичного: он подобно бульдозеру проминает клумбы, полные тех самых «американских красоток», что выведены в названии. Возможно, не будь Лестер застрелен отцом Рикки, что представлял «структуру и порядок», его, наверное, застрелила бы его супруга, носившая маску «успеха и счастья».
С другой стороны, рано или поздно эта фальшь, в которой когда-то погряз Лестер, выдаст себя и заставит всех заглянуть за её пределы. А там, гляди, можно будет найти много красивого.
Ну и спасибо, что дочитали. Желающие прочесть оригинальный сценарий могут перейти на мой Telegram-канал. А желающие поддержать, не забываем подписываться!
Читайте также из серии «Вырезанные сцены» и «Другое кино»: