Вирус/Virus (1999)

Вирус/Virus (1999)

Сегодня вернемся, так сказать, в знакомую гавань, к хоррорам с водичкой. Буду вам рассказывать про один из фильмов, который для широкой общественности прошел незамеченным, хотя имел огромный потенциал и возможности к реализации. Только, в отличие от прошлых наших пациентов, еще и вышел комом.

Но сначала подержу вас немного в курсе. Последние три недели я переживаю мощнейший творческий кризис, из-за которого не закончил даже трилогию статей про Куросаву (на самом деле мне третий фильм очень не понравился, а высасывать из пальца построчный пересказ это как-то несерьезно). После отпуска я брался за несколько текстов, но как только начинал, то становилось понятно, что выходит как-то злобно и неинформативно, а вставать в ряды критиканов-пустословов мне не хочется. В каждом своем тексте я стремлюсь как можно меньше скатываться в ИМХО и делать материал полезным для тех, кто так же, как и я, заинтересован в кинематографе и его исследовании. Но если уж глазами вы здесь, то дайте знать, хотели бы видеть более пространный контент в качестве основы для культурной дискуссии. Иными словами, стоит ли пробовать формат коротких заметок о впечатлениях, чтобы потом лампово сраться в комментариях о том, кому и чего больше не понравилось. Дайте мне знать.

Фрагмент французского постера. Источник: IMDb
Фрагмент французского постера. Источник: IMDb

Теперь уже к делу.

Номинально я отношу "Вирус" к теме глубоководного ужаса, и хотел включить этот фильм в серию статей, которые как бы тоже про воду и про чудищ, но не вписываются в "феномен 89", так как вышли позже. Но дело в том, что "Вирус" действительно лишь частично вписывается в касту "в воду опущенных". В фильме присутствует и вода, и монстр, однако он представляет собой то ли очень лайтовую версию "Тэцуо: Железного человека", то ли очень жестким вариантом "Терминатора". Если бы "Терминатор" был целиком посвящен пыткам людей, учиненных машинами, а его события разворачивались где-то посреди моря.

Как вы уже могли уловить, фильм несколько своеобразен по содержанию. Есть такая категория произведений, глядя на которую возникает легкое подозрение в том, что автор выстраивал вообще все повествование ради одной специфической ситуации и/или образа. "Вирус" вызывает такие подозрения. И я даже могу их подтвердить, но только косвенно.

Фильм вышел "ни уму, ни сердцу", не оставив зрителям ни запоминающихся персонажей, ни вменяемого сюжета. Главное, что тут есть — это гуроподобные сцены с мясными роботами, снятые с таким упоением, что раздутый из ничего мем про Тарантиновские ступни откланялся и покинул чат. Помимо своеобразного мясно-железного софт-прона тут есть разве что мысль "человечество = вирус", которая, впрочем, присутствует для проформы и никак не раскрывается.

Кадр из фильма "Вирус" (1999). Источник: IMDb 
Кадр из фильма "Вирус" (1999). Источник: IMDb 

Сюжет в "Вирусе" не то чтобы совсем отсутствует, но не создает никакой интриги. Замес точь-в-точь как в присносущем "Чужом": работяги на грузовом корабле ворчат, переругиваются из-за денег, капитан пытается даже совершить роскомнадзор от приближающейся нищеты, но тут ВНЕЗАПНО шторм сталкивает команду с заброшенным советским судном. Это поселяет в сердцах простых американских граждан робкую надежду на кэш, в результате чего вся команда перебирается на корабль. Потом мясные роботы на них нападают, ну и они там борются с ними всячески.

А тем не менее, даже вот такая примитивная история прошла немалый путь, чтобы предстать перед зрителем. Ее еще в 1990 году написал Чак Пфаррер в виде сценария для фильма, но тогда сценарий посчитали слишком дорогостоящим для воплощения, да и никто не хотел снимать фильм, который встанет студии во много деняк, но при этом вряд ли их соберет, ведь маркировать его нужно будет рейтингом R.

Вирус/Virus (1999)

Интересно кстати, откуда растут ноги у многих элементов этой истории: в частности, самой камерной обстановки корабля, некоторой озабоченностью советскими военными разработками и прям-таки тряски по сигналам из космоса.

Дело в том, что автор оригинальной истории пять лет своей жизни был "морским котиком" и работал военным корреспондентом до того, как стать профессиональным выдумщиком и войти в гильдию киносценаристов. Так что толк в военных страшилках конца восьмидесятых-начала девяностых он точно знал.

Тогда, в ранних девяностых, несмотря на невозможность прямого воплощения, идея "Вируса" не умерла. Сценарий Пфаррера продали в издательство Dark Horse Comics, и "Темная лошадка" в 1992 году произвела на свет мрачный комикс в нескольких томах, наполнение которого в большей степени было ценно, конечно, не историей, а стремным визуалом, который удалось воплотить художнику Говарду Коббу.

Фрагмент иллюстрации из комикса Virus. Изображение из открытых источников.
Фрагмент иллюстрации из комикса Virus. Изображение из открытых источников.

А вот в 1999 нашелся таки человек, не побоявшийся воплотить "Вирус" на экране, ничуть не умерив его отвратительной визуальной составляющей. Это был Джон Бруно, благодаря которому финальный продукт и получил такой своеобразный фокус внимания на страшных мясных роботах.

Джон Бруно работал над эффектами в фильмах Кэмерона: уже упоминавшемся "Терминаторе" (точнее, в "Терминаторе 2"), "Бездне", про которую у меня уже выходил лонгрид, "Титанике" (как раз им он занимался, когда ему поступило предложение поработать над собственных фильмом) и "Аватаре". А если вспоминать его сотрудничество с другими режиссерами, то особого упоминания достойны "Полтергейст", "Охотники за привидениями", и две части "Сумеречной" саги.

На фоне — раскадровки. Джон Бруно начинал как художник по фонам в мульсериале "Скуби Ду".
На фоне — раскадровки. Джон Бруно начинал как художник по фонам в мульсериале "Скуби Ду".

Ничего удивительно, что у талантливого сэра с таким послужным списком к 1997 году, когда снимался "Вирус", было наработано немало связей среди актеров, продюсеров, агентов и боссов студий. Поэтому на "Вирус" Бруно было выделено аж 75 млн. долларов (sic!). Напоминаю, что "Бездна" Кэмерона, вышедшая десятью годами ранее, обошлась примерно в 70, что делает эти суммы если не равными, то по меньшей мере сопоставимыми друг с другом.

На что же пошли эти деньги? Ну, на самом деле было на что.

Кадр из фильма "Вирус" (1999). Источник: IMDb 
Кадр из фильма "Вирус" (1999). Источник: IMDb 

Во-первых, когда фильм полностью находится в руках специалиста по спецэффектам, на спецэффекты и их наглядную демонстрацию со всех возможных ракурсов денег не жалеют. Так что грим, аниматроника, да и вообще все сцены с мясными роботами тут выглядят действительно впечатляюще. Достаточно достоверно, чтобы быть омерзительными и вместе с тем эффектными.

Кадр из фильма "Вирус" (1999). Источник: IMDb 
Кадр из фильма "Вирус" (1999). Источник: IMDb 

Во-вторых, для съемок выкупили настоящий корабль. Правда, пока он дрейфовал, то покрылся ржавчиной, поэтому пришлось покрасить корпус, а чтобы не сливать на эту процедуру еще больше денег, делать это пришлось частично. Поэтому в кадре корабль появляется как камбала: строго одним боком. После съемок его затопили, и до 2009 года на судно прямо с той же надписью из фильма на борту возили экскурсии для дайверов-любителей, на котором они могли в кайфом поплавать среди декораций легендарного опуса.

Скриншот из дополнительных материалов DVD-издания фильма "Вирус" (1999). Источник: IMDb 
Скриншот из дополнительных материалов DVD-издания фильма "Вирус" (1999). Источник: IMDb 

В-третьих, тут отличный каст. Тут есть Джейми Ли Кертис! Для тех, кто не в курсе — присутствие Джейми Ли Кертис в картине жанра "хоррор" сравнимо с печатью качества, ведь ее мать сыграла главную героиню в "Психо", а сама Джейми появлялась в оригинальных "Хэллоуинах" и множестве других знаковых картин. Кстати, именно "Вирус" актриса разнесла похлеще всех остальных участников съемок (см. скриншот).

Скриншот из Wiki.
Скриншот из Wiki.

Интересный факт: у Джейми Ли Кертис настолько пригорело с "Вируса", что она не только поминала его при каждом удобном случае в интервью как "самый дерьмовый фильм всех времен", но и во время съемок добивалась увольнения Бруно и замены его на кандидатуру Стива Майнера (который, вообще-то, снял отличного "Чернокнижника"). К сожалению, Майнер был занят на съемках собственной картины "Бухта Доусона", что, вероятно, лишило нас действительно хорошего фильма, учитывая все вводные.

Для этой сцены Сазерленда гримировали больше 6 часов. Он умолял отснять весь материал за день, чтобы больше не пришлось выносить эту процедуру.
Для этой сцены Сазерленда гримировали больше 6 часов. Он умолял отснять весь материал за день, чтобы больше не пришлось выносить эту процедуру.

Помимо Королевы Крика, в фильме были заняты Дональд Сазерленд, тоже легенда хоррора, снимавшийся в "А теперь не смотри" 1973 года, "Вторжении похитителей тел" 1978, "Баффи" 1992 и много, много где еще; и Уильям Болдуин, он же "Алек Болдуин для бедных". Кстати, на самом деле братьев Болдуинов оказалось аж четверо. The more you know.

Кадр из фильма "Вирус" (1999). Источник: IMDb 
Кадр из фильма "Вирус" (1999). Источник: IMDb 

Кертис поносила фильм совершенно не зря. Он, вообще-то, не самый плохой из огромной плеяды ужастиков девяностых, но в нем есть:

◦ Сценарные глупости. Об одной из них говорила сама Кертис в интервью: "В этом фильме есть сцена, где я прячусь от робота-убийцы, который только что руками рвал металл, под лестницей. Под лестницей!".

◦ Фактические ошибки. Про американские розетки на советском корабле, американский флаг на значке выбора английского языка в меню и абракадабру вместо русского языка в титрах я умолчу. Но полевой компас, по которому герои прокладывают курс, будучи при этом на стальном корабле, меня добил.

◦ Ошибки монтажа. Пятна крови на одежде героев в соседних кадрах меняют цвет и размер, небо за секунду проясняется от тайфуна, в одной сцене по каким-то причинам отзеркален кадр с советским ни то моряком, ни то зэком с татуировкой на лице.

◦ Анахронизмы. Самый жирный из них — советский корабль со в полный рост советским стягом с ликом Ленина на стене. И это в 1999 году, по версии самого фильма.

Кадр из фильма "Вирус" (1999). Источник: IMDb 
Кадр из фильма "Вирус" (1999). Источник: IMDb 

На все это можно было бы закрыть глаза, если бы фильм хотя бы достойно развлекал (как Джон Уик, в котором пьяные русские парни о двадцати годочках, будучи в американском клубешнике, распевают "Баю-баюшки-баю") или задавался философскими вопросами (как "Прометей", в котором непробиваемый идиотизм героев компенсируется хотя бы интересным концептом робота не только мыслящего, но и создающего). Но проблема в том, что ляпы фильма — это его самая интересная часть, поскольку все остальное время занято тем, что режиссер берет в руки картонные фигурки персонажей (ей-богу им даже реплики не нужны, если бы они как жители из "Майнкрафта" гундели бы что-то невнятное, в художественной ценности фильм бы только обрел) и двигает их, по-всякому сталкивая со страшнючими роботами Алешами.

Несмотря на это, "Вирус" остается забавным артефактом жанра и времени, и любителям хоррор-сайфая я все же рекомендую с ним ознакомиться, если все "Чужие", "Сквозь горизонт" и прочее подобное уже пересмотрено. В худшем случае вы словите легкого кринжа, в лучшем — получите удовольствие от ностальгического опыта и легкую тоску по временам, в которые не все эффекты еще рисовались поверх зеленого полотнища.

Кадр из фильма "Вирус" (1999). Источник: IMDb 
Кадр из фильма "Вирус" (1999). Источник: IMDb 

...а ведь пришествие этих времен было от "Вируса" совсем не за горами. Как говорится, если "Вирус" был так хорош, то где "Вирус 2"? А вот он. Только с рейтингом вдвое ниже, и сделанный еще дешевле и уродливее прежнего.

Фрагмент афиши.
Фрагмент афиши.

В 2004 году выходит фильм "Тварь из бездны". Это не прямое продолжение, но очень явное заимствование многих элементов сюжета. Впрочем, в "Твари из бездны" есть также и вдохновение "Сферой", однако режиссер этого блистательного проекта, Джим Вайнорски, упомянул среди источников вдохновения только "Вирус", вероятно, иронизируя заодно и над качеством собственного поделия.

Кадр из фильма "Тварь из бездны" (2004). Источник: IMDb 
Кадр из фильма "Тварь из бездны" (2004). Источник: IMDb 

Про Джима Вайнорски (в котором иногда начинает просыпаться чувство стыда, отчего он выпускает фильмы под псевдонимом Джим Эндрюс), как-нибудь стоит завести отдельный разговор. Этот чел за годы своей карьеры наснимал воистину ужасающее количество кала, начиная от порно-пародии на фильм "У холмов есть глаза" и заканчивая детскими комедиями и даже героическими драмами про лесные пожары.

Но это тема для отдельной беседы. А пока рассказывайте, смотрели ли вы "Вирус", и, если нет, сумел ли я простимулировать вас к просмотру?

Пишите письма.
VVendigo.

#кинообзор #90е #хоррорфильмы

12
1
1
6 комментариев