Отзыв на фильм "The Shrouds" / "Саван" (2024). Дэвид Кроненберг наблюдает за мертвецами.
Посмотрел новый фильм одного из любимых режиссеров, мастера боди-хоррора (и не только) Дэвида Кроненберга.
Погнали!
"The Shrouds" / "Саван" (2024).
"Главный герой фильма, бизнесмен Карш (Венсан Кассель), оплакивает свою жену Бекку (Дайан Крюгер), умершую от рака. За годы, прошедшие с ее смерти, он так и не смог смириться с утратой. Чтобы не расставаться с возлюбленной, Карш разработал новаторскую технологию. Высокотехнологичный саван, в который заворачивают покойника, по сути, становится универсальной камерой, транслирующей медленное разложение покойника на экран, установленный прямо на могиле и близкие всегда могут повидаться с любимым мертвецом."
В основу фильма легла смерть супруги в 2017 году и по словам Кроненберга, это «частично автобиографическая» картина. Более того, здесь главный герой, в исполнении Венсана Касселя, визуально очень похож на Кроненберга.
А Дэвид молодец, он снял фильм, синопсис и трейлер которого, совершенно не раскрывают сути картины и в какой-то степени обманывают зрителя.
Первый слой фильма о том, как человек, потерявший любимого/любимую, сам "гниет и разлагается" как и покойник в могиле, но в переносном смысле, из-за скорби, печали и нежелания отпустить умершего и жить дальше. Недаром фильм открывается сценой, в которой дантист, на осмотре у которого сидит Карш, сообщает ему, что "от горя у него гниют зубы".
Второй слой фильма о том, как новые технологии приходят в наш мир и кто-то не может и не желает их принять, а кто-то наоборот встречает с распростертыми объятиями, но... вдруг эти технологии небезопасны для пользователя и с их помощью им кто-то может манипулировать.
И из этого вырастает третий слой фильма, который исследует как эти технологии приводят к теориям заговора и кто-то становится их яростным приверженцем, кто-то над ними смеется, но все дело в том, что никто не может сказать наверняка правдивы они или нет и в итоге эти теории овладевают человеком и вот он уже мечется от одной идее к другой, совершенно не понимая во что ему верить, во что нет и вообще, есть ли правда или же вокруг одна ложь. Начинает сам запутываться в них и вовлекает в свой то ли бред, а то ли нет других, расширяя этот круг.
На разлагающемся теле умершей супруги появляются какие-то непонятные то ли опухоли, то ли наросты. Карш пытается разобраться, что это, последствия лучевой терапии или же вызвано излучением от савана. А сестра его покойной жены вообще считает, что это системы слежения, которые во время лечения внедрили в тело врачи, ставившие какой-то эксперимент.
В итоге в фильме образуется гремучая смесь из криптонекрофилии, исландских экотеррористов, близнецов, умирающего бизнесмена и его слепой жены, ИИ, китайских шпионов, русских хакеров, покойной супруги главного героя, приходящей то ли во снах, то ли в воспоминаниях и не только.
И что самое главное, ответа правда это все или нет, теории заговоров и манипуляция или же истина, фильм зрителю не даёт и предполагает, что каждый сам для себя решит, что на самом деле происходит в картине.
А еще фильм рассуждает о том, что может быть ты любил (если действительно любил) человека исключительно из-за его внешности, тела и секса. И скорбишь ты не о умершем любимом, а о тактильных ощущениях и наслаждении, которые он тебе дарил, а в одной очень откровенной сцене фильма Кроненберг практически дословно цитирует свою же "Автокатастрофу" и снова сплетает смерть, любовь и увечья в один эротический клубок.
Есть одно но.
На мой взгляд режиссёр в какой-то степени повторяется на темы того, о чем говорил уже ранее. Новые технологии и корпоративные разборки были уже в бесподобном "Видеодроме", а тема сексуального влечения к смерти, физическому разложению и ранам была в эротической "Автокатострофе".
При этом я не скажу, что фильм плохой, вовсе нет. Просто это пожалуй самая странная картина Кроненберга, в которой нет однозначного ответа на события фильма и для кого-то это будет плюсом, а у кого-то вызовет прилив раздражения или разочарования от фильма.
Даже финал картины, в зависимости от точки зрения смотрящего, может показаться как просто оборванный, а сам фильм выглядеть чуть ли ни как двухчасовой пилот сериала. А кто-то увидит вполне логичный финал, в котором человеку как будто удается убежать от своих проблем, но на самом деле они все у него в голове и никуда он от них не денется.
Это пожалуй самый сложный для восприятия (по крайней мере для меня) фильм Кроненберга и я спустя почти сутки после просмотра, пока так и не могу сформулировать своё отношение к картине и мне это очень нравится. Здесь тот случай, когда послевкусие от фильма глубже и ярче, чем впечатление от просмотра.
Думаю надо дать мыслям отлежаться и сформироваться окончательно и спустя какое-то время пересмотреть фильм еще раз.
Ну а ниже по ссылке, совершенно бесплатно (при желании можете отблагодарить финансово), вы можете заполучить этот фильм себе на комп в оригинале с русскими субтитрами, в отличном качестве. Посмотреть, оценить и по желанию откомментировать, а лучше написать полноценный отзыв. Мне лично будет очень интересно почитать и сравнить впечатления.
Всем спасибо за внимание.
Продолжение следует...