Что за "Бра***шмыг"? И куда приводят эксперименты
Netflix можно не любить за такие проекты, как «Тетрадь смерти», «Железный кулак» и «Люка Кейджа», а можно обожать всей душой за «Очень странные дела», «Балладу Бастера Скраггса» и «Сорвиголову». Отношение может быть разным, а связано это с тем, что стриминговый гигант спокойно разбрасывается своими деньгами направо и налево, давая при этом практически полную свободу действия своим авторам. Лично я уважаю за это Netflix, ведь на выходе мы получаем гораздо больше хорошего контента, чем откровенно плохого.
В этот раз их эксперименты затронули сериал «Черное зеркало», что в итоге вылилось в полноценный полнометражный фильм с подзаголовком «Брандашмыг», будьте здоровы. Вся суть заключается в том, что это интерактивный фильм, в котором зритель может выбирать решения, которые могут повлиять на дальнейшие события. Я расправился с этим чудом где-то за полтора часа и сейчас расскажу вам, в чем тут дело.
Если вы еще не ознакомились с этим проектом, то я вам категорически рекомендую сделать это, особенно поклонникам сериала. Ведь результат получился весьма недурным, хотя и со своими огрехами. В любом случае он стоит потраченного времени, а я, пожалуй, начну свой разбор, в котором не обойтись без спойлеров.
Вкратце, сюжет. Главный герой - обычный подросток, который хочет создать видеоигру с нелинейной системой прохождения, экранизировав книгу, в которой читатель также мог влиять на развитие всей истории. Для этого он идет в специальную компанию, чтобы там найти поддержку.
Первый же выбор состоит в том, чтобы выбрать ваше блюдо на завтрак, и СПОЙЛЕР это ничего не изменит. Сразу после этого выбора герой уйдёт из дома и даже не удосужится поесть на камеру. Затем, катаясь в автобусе, у вас будет выбор из двух аудиокассет (действие происходит в 80-ые). И это решение уже повлияет на то… что вы будете слушать следующие 10 секунд фильма, уже лучше.
Однако, перейдем к самому интересному. Первый же значимый выбор, в котором компания предлагает вам помощь в разработке игры.
Главный герой радуется, услышав такое предложение, и ты, не думая, выбираешь «согласиться». Затем происходит нечто непонятное, проходит пару месяцев, как вдруг по телевизору ты узнаешь, что твоя игра оказалась полным дерьмом. У вас наступает «Game Over» с последующей нарезкой всего того, что вы успели «пройти» и дальнейший возврат к контрольной точке с этим самым выбором.
Казалось бы: «А какого хрена?» По реакции героя ты понимаешь, что нужно согласиться, но это выбор не приводит тебя к альтернативному варианту развития событий, вместо этого ты просто проигрываешь. Впрочем, дальше происходит нечто необычное. При перепрохождении истории некоторые второстепенные персонажи меняются и начинают говорить уже другие реплики, словно они все переживают это вместе с вами по несколько раз. Один из них повторяет сказанное раннее героем. Например, при первой встрече чувак из компании не читал книгу, а во второй он уже ее ярый фанат, как и сам герой в прошлом забеге, его это кстати немного конфузит.
Затем наступает вновь все тот же судьбоносный выбор: «Принять помощь» или же «Отказаться от нее». В случае отказа реакция героя будет выглядеть максимально неестественной, как будто он прямо за секунду меняет свое мнение. И дальше «Брандашмыг», еще раз будьте здоровы, начинает тебя удивлять. Чуть позже персонаж понимает, что повёл себя странно и непонятно почему отказался от помощи. У него развивается паранойя, помочь с которой ему пытается отец и психолог, запомните это на будущее.
После этого будет сцена в доме, в которой отец достаёт сына, потому что тот все время сидит за компьютером (жиза, да?). Перед вами встает выбор: «Накричать на отца» или «Пролить чай», то есть вы не можете промолчать или успокоиться. Отцу это не сильно нравится, как впрочем и зрителям. Он решает отвезти своего сына в очередной раз к психологу.
Приехав на место, решение опять переходит к нам в руки: «Пойти к психологу» или «Пойти за чуваком» (это был один из тех чуваков, кто разрабатывал игры в той компании. Герои были хорошо знакомы).
Я решил послать куда подальше психолога и двинулся в сторону чувака. Итак, главный герой рассказывает чуваку, что у него есть проблемы с разработкой игры, слишком много идей, которые переполняют его мозг. Чувак решает ему помочь, они заваливаются на хату, где чувак предлагает герою попробовать наркотики. «Быть или не быть, вот в чём вопрос…».
В случае отказа, чувак буквально на глазах у героя, а самое главное на глазах у зрителя подкидывает ему в чай этот наркотик, ну а тот спокойно выпивает его, как ни в чем не бывало. Герой, естественно, попадает в трип, в то время как ЧУВАК начинает втирать нам про параллельные вселенные, что все вокруг сплошной обман, и что героем на самом деле управляет ЗРИТЕЛЬ. Вот только он это говорит обдолбанному герою, который его скорее всего не поймет. А зритель все понимает, но для него это не открытие, он это и так знает. Четвертая стена трескается лишь на немного.
И вот в этом месте, наконец, начинается жара. Обкуренная парочка выходит на балкон, где чувак предлагает герою решить, кто из них спрыгнет вниз. Недолго думая, я выбрал чувака… и он разбился. После чего герой приходит в себя, лежа в кровати. А дальше понеслось.
Как оказывается, герой сохраняет память о своих провалах и постепенно осознает, что им кто-то управляет. В какой-то момент он срывается и буквально устраивает жестокую драку, давая тем самым «шоу для зрителей». Он рвет все шаблоны, пытаясь противостоять тем выборам, которые совершает зритель.
В эту воронку событий также приплетаются: всеобщий заговор, путешествие во времени, контроль над людьми, альтернативные миры, контроль над сознанием и еще куча других тем.
Однако, все ваши действия в дальнейшем все равно вернут вас в прошлое к ключевому выбору. Основная история идёт только по одному пути, но герой понимает, что он все это уже переживал и не один раз. Хотя и при провале в повторе он будет частенько об этом забывать, тут уже монтажные косяки, что отнюдь не удивительно при таком объеме материала.
В этот момент, я окончательно понял, как работает «Брандашмыг», не болейте. Это не история с миллионом вариантов развития событий, как, например, в недавнем «Детройте». Нет, «Брандашмыг», живите здорово, это линейная история, в которой вы влияете на героя. Он чувствует ваше присутствие, и ему это не нравится. Он пытается создать игру своей мечты, не сойдя при этом с ума, как автор оригинальной книги. Повсюду заговор, за ним следят, а вокруг все контролируют. В этом контексте проект полностью оправдывает название «Черного зеркала».
И на этой ноте я, к сожалению, вынужден закончить. Все дело в том, что рваный сюжет, который постоянно скачет из одной временной линии в другую в конечном итоге привёл меня к плохой концовке, которую переиграть я, увы, не сумею (только начать все сначала, а это около 90 минут). А выбор я сделал такой, исходя из противного, понимая, что самые очевидные выборы в этом фильме приводят тебя к проигрышу. Как оказалось не все, тут уже не поможет ни здравый смысл, ни логика.
В завершении, хотелось лишь еще раз порекомендовать вам этот фильм. Хотя бы потому, что подобных проектов практически не существует, и может быть, у вас не получится пройти его на хорошую концовку, но вы все равно получите свой уникальный и незабываемый опыт, которого порой так сильно не хватает в современном искусстве.