"Ворон" - нет пути к величию
Вспоминаем самую необычную кинофраншизу, которая могла стать великой, но стала проклятой.
Серию фильмов "Ворон" всегда преследовали неудачи. Начиная от трагических событий на съемках первой части, и заканчивая сумбурными продолжениями и провальным ремейком. Хотя, конечно, никакой мистики здесь нет, а всего лишь череда ошибок и неверных решений, но нужно постараться, чтобы найти такую же провальную франшизу, чей старт был уникальным, а финал — прискорбным.
А начиналось все на печальной ноте: молодой художник Джеймс О’Барр, переживая смерть любимой девушки, задумал историю про парня, который воскрес из мертвых чтобы отомстить своим убийцам. Несмотря на шаблонный сюжет, О’Барр искусно балансировал на грани между мистикой и реальностью, отчего не всегда было понятно, что из происходящего правда, а что - фантазия мертвого юноши. Но интересно другое: каждая страница комикса была пропитана болью и безысходностью. Это не просто история — это проекции автора, его переживания, саморефлексия.
Даже финал оставлял после себя ощущение гнетущей пустоты.
Прежде чем добраться до магазинов, “Ворон” пролежал “на полке” целых три года, но ожидание того стоило: комикс мгновенно стал хитом и обрел культовый статус. Экранизация не заставила себя ждать, и несмотря на череду несчастий во время съемок, его успех затмил первоисточник, а сам фильм стал своего рода иконой для готической субкультуры.
Повезло и создателям. О’Барр стал чаще мелькать на публике и участвовать в различных выставках (хотя Ворон так и остался его главной работой), а режиссер Алекс Пройас окончательно закрепился в Голливуде.
Немаловажную роль в успехе фильма сыграла и гибель исполнителя главной роли Брэндона Ли во время съемок.
Помимо киношных продолжений, Ворон впоследствии оставил свой след и в литературе и на телевидении. Многочисленные комиксы, выпущенные с тщательной редактурой О’Барра (а где-то он даже побывал полноценным со-автором), вместе с книгами, написанными именитыми авторами (отметилась даже икона сплаттерпанка Поппи Брайт) смогли расширить мифологию первоисточника, однако так и остались знамениты лишь в узком кругу фанатов.
Тоже самое создатели пытались провернуть и в сериале “Лестница в небо”, но тот просуществовал лишь один сезон.
Впрочем, не сказать, что и фильмам повезло. Продолжения так или иначе пытались сыграть на успехе оригинала, но низкие кассовые сборы слишком рано похоронили “Ворона”, как мега-франшизу.
Как так получилось? Почему фильм 1994 остается культовым по сей день, а про продолжения фанаты стараются не вспоминать? Правда ли, что всему виной человеческая жадность? А может и правда над серией витает невидимое проклятие? Ведь существуют ли “проклятые” фильмы, наподобие Полтергейста или Эскимоса Атука (который так никто и не рискнул снять). Попробуем разобраться.
Ворон, 1994 г.
Молодой рок-музыкант Эрик и его невеста Шелли становятся жертвами жестокой расправы уличной банды накануне собственной свадьбы. Спустя год, Ворон - мистический проводник между миром живых и мертвых - возвращает Эрика к жизни, дабы тот совершил возмездие…
При поверхностном просмотре кажется, что фильму и правда повезло выстрелить в прокате. Но на деле, его успех - результат кропотливой, тщательно выверенной работы всех участников съемочного процесса, начиная от режиссера и заканчивая декораторами.
Мир, представленный в фильме, напоминает сумбурный кошмар. Город Детройт - нагромождение скошенных серых домов, узких улочек и грязных улиц, где солнце если и светит, то еле проглядывается сквозь густые тучи, а всё остальное время идет “вечный” холодный дождь. Одна половина жителей проводит время в баре или в наркопритонах, другая - прячется по домам и с ужасом ждет следующей ночи. Полиция если и выполняет свою работу, то очень поверхностно, стараясь лишний раз не лезть в чужие разборки.
Пройас и его команда изобразили мрачный, безысходный мир, где любовь и счастье - что-то неестественное, эфемерное. Доказательство тому и цветокор: фильм выдержан в темных, практически бесцветных тонах , которые лишь подчеркивают ту вечную холодную тьму от которой никогда не будет спасения. Забавно, что режиссер хотел снимать именно черно-белый фильм, но ему не позволили продюсеры. Однако даже в таком виде картинка практически приближена к классическим представителям нуара.
Главный герой - молодой музыкант Эрик Дрейвен и его невеста Шелли пример тому горькому правилу. Будучи практически святыми (если верить воспоминаниям героя), они пали жертвой бессмысленной жестокости местной мафии, и, что характерно, за несколько дней до собственной свадьбы. Поэтому появление Ворона, проводника между миром живых и мертвых, способного даровать мертвецу единственный шанс на праведную месть, в Детройте не случайно, потому что это то немногое, что способно очистить этот проклятый город.
Оригинален и путь мести: Эрик не врывается в какой-нибудь бар с дробовиком на перевес и не начинает планомерный отстрел всего, что движется. Нет, он мстит тонко, со вкусом и горькой иронией. Напугать жертву, поиздеваться над ней, а потом воздать ему по его же способностям (любитель ножей помирает от своих же клинков; наркоман - от передоза, пироман - от взрывчатки и тд) - вот та самая формула успеха, которая сделала фильм практически поэзией. Тонкая деталь, которую сиквелы упустили.
К тому же Эрик мастерски отыгрывает мрачного клоуна, оставаясь глубоким драматичным персонажем, который хоть и принял свою новую мистическую сущность, не может расстаться с печальным прошлым. Весь фильм его преследует флэшбеки, в которых он счастливо проводит время со своей возлюбленной; и эти видения придают ему боль; а боль - сил идти до конца, вершить справедливость. Боль ни на секунду не оставляет его в покое, она проявляется в его фразах, эмоциях, мимике и жестах. Можно сказать, что Эрик и есть воплощение этой душевной боли, которая с каждым разом, с каждым сюжетным моментом лишь усиливается. Чтобы сыграть свою решающую роль в финале картины.
Брендон Ли действительно талантливый актер, потому что он единственный из всех “Воронов”, кто понял эту роль до конца. Но с карьерой ему не везло. Большая часть его работ - мутные фильмы категории Б (не считая “Разборок в маленьком Токио”), которые рядовой зритель вряд ли вспомнит. Но если другие, менее везучие актеры, так и оставались в своей нише, то Брендон, как и его отец, стремился к большему. И фильм Пройаса должен был “перезапустить” его карьеру. Можно, конечно, долго спорить на тему, смог бы Ли достичь величия и встать в один ряд с крупными звездами Голливуда. Однако факт остаётся фактом: именно «Ворон» вывел его из тени знаменитого родителя, открыв его талант всему миру. Хоть и горькой ценой.
Подстать такому персонажу и враги, которых он преследует. Четверка бандитов - убийц Эрика и его невесты - жестокие, безумные, но при этом не похожие друг от друга. Один убивает потому, что “это весело”, другой - ради дозы, третий - последователь собственной мрачной философии, а четвертый просто труслив и готов пойти на что угодно, лишь бы угодить товарищам. В отличие от простых киношных злодеев, которые творят насилие просто ради усиления сценарного конфликта (чтоб зритель трясся от негодования и желал герою успеха), эти - воплощение истинной воли города. Благо, что среди них затесался малоизвестный, но очень харизматичный Дэвид Патрик Келли, которому на роду написано играть всяких безумцев, привлекающих к себе внимание публики.
Отдельно стоит упомянуть главгада фильма - бандита по кличке Топ Доллар, которого сыграл Майкл Уинкотт (прожженные киноманы могут его ещё вспомнить по короткой роли в “Чужом: Воскрешение”). Если четверка “убийц” Эрика - типичные жители темного Детройта, то Топ Доллар - сам Город, его истинная жестокая суть. Обладающий глубоким хриплым голосом, он за то небольшое появление в фильме умудряется выставить себя против бессмертного мстителя практически на равных; ему неведомо ничего, кроме странной любви к собственной (хоть и сводной) сестре и жажды хаоса. Он щеголяет в стильном костюме и при каждом удобном случае размахивает шпагой. Но на поверку оказывается, что Топ Доллар - обыкновенный бандит, который всегда убегает с поля боя, чтобы потом снова примерить на себя ореол крутости.
Но главное - он запоминается. Да, актеру с карьерой не повезло, да, у него всего лишь один пристойный фильм, но даже в таком варианте его персонаж чуть ли не главное украшение фильма. Ни до, ни после во франшизе таких не будет.
По части экшена фильм практически ходит по грани между боевиком и триллером. Боевых сцен тут хватает, но подход с которым они сняты вряд ли можно сравнить с работами ван Дамма, Шварценеггера или Сталлоне. Дерутся тут в полутьме, под проливным дождем, насмерть. Даже знаменитая перестрелка в клубе, в котором Эрик собственноручно отправляет на тот свет двадцать-тридцать бандитов под задорный рок отдает сюрреалистической атмосферой ночного кошмара.
Это удивительно и гениально, учитывая в каких спартанских условиях снималось кино. Декорации постоянно разрушались, рабочий персонал то и дело уезжал на машине скорой помощи из-за очередной травмы. Вдобавок, боссы Paramount считали каждый цент, а потому диктовали свои условия на каждом шагу с целью так или иначе сэкономить вполне солидный для тех времен бюджет - 10 миллионов. В конце концов, их рвение привело к печальным последствиям.
Если коротко: на исходе съемок снимали сцену, в которой Эрика (будучи человеком) убивали бандиты. Сцена была короткая, с минимум экшена (планировалось пара-тройка выстрелов), а сама работа - на несколько часов, поэтому продюсеры не стали нанимать специалиста по оружию ради такой пустяковый сцены - затратно и не выгодно. Из-за нехватки времени реквизиты не закупались должным образом, а потому для воссоздания эффекта выстрелов съемочная команда сама извлекала порох из патронов без удаления капсюлей. Из-за таких манипуляции пули могли застрять в стволе и в конечном итоге выстрелить, как настоящие; что и произошло в ту роковую ночь. Пуля застряла в позвоночнике Брендона, вызвав обильное кровотечение, которую врачи так и не смогли остановить. Актер умер спустя 12 часов.
Спустя некоторое время люди начали верить в проклятие, постигшее семью Ли - сначала необъяснимая смерть Брюса, затем и его сына Брэндона. Но реальность, как всегда, менее прозаична - сказалась халатность. Хочется верить, что после такого случая Голливуд будет старательнее относиться к использованию огнестрельного оружия на съемочных площадках, но недавняя трагедия на съемках фильма "Ржавчина" доказывает старую, как мир, истину - история циклична.
От окончательной отмены фильма спасло то, что большая часть материала была уже готова. Недостающие сцены отсняли при помощи дублера так профессионально, что заметить подмену практически невозможно (кроме наложения лица Брендона в начальной сцене).
Финальный вариант картины доказал всему миру: её создавали не ради денег, а ради искусства. В каждом кадре — любовь, в каждом движении камеры — желание донести зрителю трагическую историю мести, воплотить которую без должного таланта практически невозможно. Хоть Ворон и стал в конечном итоге кассовым хитом, никто из продолжателей не смог и близко подойти к творению Пройаса по многим причинам.
Поэтому, многие киноманы до сих пор верят, что в мире существует лишь один фильм серии, тот самый с Брендоном Ли, так и не ставшим голливудским звездой, но ставшим легендой.
Ворон: Город Ангелов, 1996 г.
Механика Эша и его сына Дэнни убивает банда жестокого наркобарона Иуды. Но даже в Городе Ангелов, погрязшем в грязи и насилии, нашлось места справедливости. Так, мистический Ворон возвращает Эша с того света, чтобы тот смог отомстить своим убийцам...
“Городу ангелов” повезло меньше всех. Задуманный, как идейный последователь первого фильма, в конечном итоге он стал Дамокловым Мечом всей серии.
Хотя по-началу всё развивалось позитивно: больший бюджет, более-менее знакомые лица на главных и второстепенных ролях, да и Гойер в сценаристах внушал доверие. Однако, боссы Miramax в лице знаменитых братьев Вайнштейнов желали повторить успех первого фильма максимально дешево и сердито, не правильно оценив формулу её успеха. Они думали, что первый Ворон - это экшен, нуар и крутой главный герой, и поэтому ждали от “Города ангелов” чего-то похожего, но вот у Гойера и режиссера фильма - Тима Поупа - были другие идеи для сиквела. Для них Ворон - не просто гротескный кошмар, а возможность найти что-то новое в мифологии вселенной.
И, к сожалению, конфликты интересов достигли своего апогея: Ванштейны забраковали тестовую версию сиквела, затребовали от Поупа доснять половину, тот отказался, ушел вместе с Гойером, и братья занялись кромсанием самостоятельно. Итоговый вариант не понравился никому: низкие кассовые сборы и прохладная критика в конце концов привели франшизу в стан дешевых проектов для видео-рынка. Таким уже будут третий и четвертый фильмы.
Я не просто уделил столько времени историю создания, потому это ключевой фактор, влияющий на итоговое восприятие фильма.
"Ворон: Город Ангелов" можно назвать чем угодно - черновиком, авторским проектом, снятым на коленке, любительской корометражкой, наброском; чем угодно, но не полноценным продуктом. У него слишком сумбурный сценарий, который предлагает множество идей, но не доводит ни одну до конца. В итоге ты смотришь полуторачасовую картину, но не можешь уловить её суть из-за постоянных монтажных скачков. Множество сцен имеют свое структурное начало, но не имеют закономерного финала, а порой и вовсе хаотично следуют друг за другом. Персонажи появляются и исчезают без должного представления, и тебе сложно разобраться, кто за кем стоит и что им все надо.
Простой пример: что это за бездомная девочка, вокруг которой так прыгают главные герои - сначала Сара (та самая, из первого фильма), потом и Эш. Почему они говорят, что она обладает невероятной силой? В чем она выражается? Зачем? Или почему в фильме дается намек, что Ворон, будучи живым мертвецом, должен бояться хэллоуинских масок? Ведь этот момент никак не обыгрывается. Или почему сама Сара вдруг обретает связь с таинственным Вороном? На это фильм не дает ответа. Порой доходит до нелепого: сиквел пытается повторить знаменитую экшн-сцену в ночном клубе из первого фильма, но… обрывается на полуслове.
Особенно сильнее всех пострадал главный герой. Венсан Перес хороший актер, не лишенный харизмы и мрачного обаяния, он потрясающе смотрится в кадре. Но его талант оказался бессилен против продюсерских правок. В итоге его “ворон” предстает перед нами в нескольких ипостасях: то он жестокий мститель, то грустный романтик, то истеричка. И все эти образы никак не коррелируют между собой. Очевидно, что авторы задумали “углубить” Ворона, показать двойственность его характера, вызванную осознанием внезапной, жестокой и несправедливой смерти; но получилось так, что персонаж будто страдает биполярным расстройством. Важные для его раскрытия сцены где-то затерялись, по итогу остались лишь лоскуты, из-за которых зрителю сложно ему хоть как-то сопереживать.
Но обидно и то, что роль Ворона Пересу очень идет. Достаточно посмотреть на его экспрессию, с которой он издевается над своими врагами или предстает перед ними, как сама Смерть, неминуемая и холодная. Или на те сегменты, в которых он буквально наслаждается своей крутостью. В эти моменты кажется, что он ничуть не хуже Брендона Ли.
Чего не скажешь о его жертвах. Тут уже не ясно, виноват ли рваный монтаж или это сценарная задумка, но четверка киллеров, убившие Эша и его сына, больше похожи на гопников из пародийных скетч-шоу. Все кривляются, безумно хохочут и просто смешно выглядят в кадре. Возможно, будь у фильма больше времени, нам бы сумели раскрыть их характеры, но не сложилось. И ведь играют их не последние люди с улицы: Игги Поп (который хотел ещё сыграть в первой части, но не преуспел), Томас Джейн (одна из первых ролей), Тхюи Чанг (знакома по роли в Могучих Рейнджерах).
А вот кто точно не удался, то это главгад - наркобарон по кличке Иуда (или Джуда, в зависимости от перевода). Кто он - маньяк и садист, возомнивший себя мессией или обыкновенный псих нам не раскроют. Но вся его роль заключается в том, чтобы просто сидеть на вершине небоскреба, толкать около-философские речи и общаться со своей слепой советчицей. У него нет харизмы, он не внушает ужаса или возмущения, скорее скуку. Взять такого же персонажа из типичного российского сериала про ментов, и разница не поменяется. Но стоит отдать авторам должное - в конце они сделали его практически непобедимым, что для такой франшизы почти что откровение.
Тем не менее, “Городу Ангелов” есть что предложить зрителю. На смену мрачному, дождливому Детройту пришел объятый зеленый смогом инфернальный Лос-Анджелес, чьи улицы и закоулки вполне сойдут за иллюстрацию социального ада. Повсюду грязь, смерть, безнадега, мусор, наркотики. Полиции не существуют, а балом правят бандиты и прочие извращенцы в БДСМ-костюмах. Авторы ненавидят этот город, настолько, что даже те немногие положительные персонажи уже не предстают, как светочи в темной пещере, а скорее, как исключения из правил. Даже придираться не хочется на тему нереалистичности происходящего, потому что атмосфера в этом фильме работает на все сто. Ты веришь в этот беспредел и невольно чувствуешь себя неуютно.
Собственно, атмосфера бесконечного кошмарного сна и смелая попытка Венсана Переса изобразить грустного, но жестокого мстителя в темном пальто чуть ли не главные (если не единственные) плюсы этого фильма. Когда ты смотришь, как Ворон медленно выходит из горящего здания под “I’m your Boogieman” Роба Зомби невольно хочется пожелать фильму и его создателям всего наилучшего, а сердце замирает в предвкушении брутального экшена… Но все тщетно.
Фильм жестоко распотрошили, а потом сшили кое-как белыми нитками в надежде выдать что-то в духе первого фильма. Что уж говорить, у “Города ангелов” нет даже внятного финала; вместо него - набор еле связанных между собой сцен на фоне какой-то помойки, символизирующей Рай.
Куда вслед за героями отправилась и серия…
Ворон 3: Спасение, 2000 г.
Несправедливо обвиненного в убийстве собственной подруги Алекса Корвиса казнят на электрическом стуле. Обвинившие его продажные полицейские довольны таким исходом и зря: воскрешенный Вороном юноша немедленно отправляется на поиски настоящего убийцы...
“Город Ангелов” провалился, но Miramax не спешила расставаться с правами. Тем более, что в конце 90-х и в начале 00-х рынок видеофильмов чувствовал себя как никогда лучше. Благодаря нему “Восставший из Ада” ещё какой-то время подавал признаки жизни. “Ворон” должен был пойти по тому же пути.
Хотя франшиза неплохо показал себя на ТВ. “Ворон: Лестница в небо” представлял собой мягкий ремейк оригинального фильма с поправкой на сериальный формат, характерный для конца 90-х. Это когда основной сюжет еле-еле проглядывается через двадцать две серии, а вместо них мы лицезреем отдельные истории про героев, которые расследуют какие-нибудь дела. То же самое произошло и с Эриком. Вернувшись в мир живых благодаря мистическому Ворону, горе-герой мстит за себя и невесту, и… Остается в мире живых. А все потому, что Детройту нужен супергерой, который будет спасать невиновных и карать бандитов - те, кстати, тоже получили мистическую силу. Забавно, что именно концовка с супергеройством первоначально присутствовала в “Городе Ангелов”, но впоследствии была заменена на непонятно во что.
Эрика теперь играет Марк Дакаскос, который работал дублером на съемках первого фильма. Благодаря его внешнему сходству с Брендоном Ли, Дакаскос в роли Ворона выглядит практически “своим”.
Несмотря на интересное раскрытие лора и общую атмосферу наивного мистического триллера сериал закрылся сразу же после первого сезона, хотя его основной сюжет вроде бы резко обрывался. Дело не в рейтингах - с ними было все в порядке - а в бюрократии из-за постоянных распродаж прав. В итоге о “Лестнице…” помнит лишь преданная прослойка фанатов. И то явно не РФ, потому что сериал у нас официально никто не переводил, а любительская озвучка охватывает лишь половину сезона.
Что касается третьего Ворона, то его сняли, он вышел, и… в общем то, всё. Хотя несмотря на это, преданные фанаты серии считают её чуть ли не лучшей после первого фильма, и с этим мнением тяжело не согласиться. Да, он не такой драйвовый и стильный, но для своего мизерного бюджета и видео-формата ему есть, чем удивить зрителей.
Взять хотя бы сюжет. Да, основная канва осталась той же: главный герой - Алекс Корвис - возвращается к жизни после смертной казни, чтобы найти тех, кто убил его девушку и повесил на него все обвинения. Герой методично идет по трупам, доходит до главного злодея, мстит и с чистой совестью уходит в загробный мир. Никаких откровений и глубокого раскрытия лора здесь нет, но интересно другое - сюжетные детали.
Если раньше “Ворон” позиционировал себя, как мистический боевик с понятными целями и злодеями, то здесь авторы сделали ставку на детективную составляющую. Алекс не знает, кто же на самом деле подставил его, а потому преследует и допрашивает поставивших его полицейских, заставляя нас - зрителей - гадать, кто же этот таинственный “убийца со шрамами”. Правда, из-за мизерного бюджета и скудного сценарного мастерства злодей угадывается чуть ли не сразу, но попытка всё равно достойна похвалы. Больше такого во франшизе не будет.
При том, что триквел, как ни парадоксально, получился чуть ли не самым динамичным в серии. Алексу некогда сидеть в квартире и предаваться воспоминаниям, ему нужно как можно скорее докопаться до правды. А потому зрителя ждет неплохая погоня под “Living Dead Girl” всё того же Роба Зомби, драки, взрывы… Есть даже перестрелка в ночном клубе - пусть не такая бодрая, как в первом фильме, но эффектная. Дешево и со вкусом.
Ворон в исполнении Эрика Мабиуса получился, пожалуй, самым жестоким и циничным в серии. В его глазах - холодная ярость, он без тени сожаления отправляет на тот свет парочку другую продажных полицейских (кстати, полицейские в роли злодеев придают серии более антисоциальный шарм) и даже отпускает злобные шутки. А вот в более “мирные” моменты он предстает нервным, осторожным человеком, чью жизнь сломали люди, считающие себя выше закона. Возможно, причина тому возраст персонажа - сценаристы специально ввели в сюжет “молодого” мстителя, чтобы зритель мог невольно сопереживать ему. Или же то, что вместо привычного грима, лицо героя украшают жуткие шрамы.
На вторых ролях можно заметить “вечную Мэри Джейн” Кирстен Данст и Фрэда Уорта, которого киноманы могут помнить по главной роли в “Дрожь Земли”. Особо внимательные заметят и молодого Уолтона Гоггинса.
Несмотря на приличный монтаж, обилие динамичных сцен и попытки привнести что-то новое в канву франшизы, третий Ворон имеет лишь один существенный недостаток - у него нет стиля. Если первый фильм был снят в готических тонах, а второй напоминал кислотный трип, то триквел не более, чем обычный боевик, снятый на видео ради сохранения прав; пусть и приличный. Замени Ворона на условного Сигала и убери из сюжета все мистические нотки, ничего существенного не поменяется. Даже города - незримого демиурга серии - здесь практически нет. Лишь парочка непримечательных улиц да подворотен. Офисы, квартиры и ночные клубы кое-как возведены в складском помещении.
Для фильма, снятого ради сохранения прав и продвижения на видео рынок получилось неплохо. “Спасению” хоть и далеко до оригинала Пройаса, свои фанаты у него найдутся. В конце концов, он не такой архаичный и мозайчатый, как “Город Ангелов”, но по своему приятный и достойный ознакомления.
В конце концов, “Ворон: Спасение” - последний приличный фильм в серии, дальше франшизу ждет лишь нескончаемый позор.
Ворон: Жестокое причастие, 2005 г.
Глава Сатанистов Люк Креш мечтает заполучить силу Люцифера. Для этого он проводит жестокий ритуал, в ходе которого убивает местного изгоя Джимми Куэрво и его подружку Лилли. Но радовался Люк недолго - Джимми возвращается в жизни, чтобы свести счеты с убийцей, а заодно остановить грядущий Апокалипсис...
Если у Города Ангелов при всех его недостатках можно найти крепкую фанбазу, то у “Жестокого Причастия” нет и этого. Даже сложно себе представить человека, которому искренне понравился четвертый Ворон, хотя в нашем грешном мире всегда есть исключения.
Актеры - сборище "потухших" звезд: Эдвард Ферлонг, Тара Рид, Дэнни Трехо (хотя к нему никаких претензии нет, Дэнни уже давно считается королем треш-фильмов). Даже Дэннис Хоппер засветился. Для полноты картины не хватило Эрика Робертса или Малкольма Макдауэлла.
В режиссерах же затесался не абы кто, а создатель легендарного “Шестиструнного самурая” Лэнс Манджиа. Что могло пойти не так?
Всё.
“Жестокое причастие” можно легко отнести к категории “настолько плохо, что хорошо”, хотя очевидно, что авторы закладывали иной смысл. Но получилось… не понятно что. Не триллер, не боевик, не драма, не комедия. Скорее несъедобный микс из всех жанров, который может быть на бумаге смотрелся адекватно, но на деле вызвал лишь банальный Испанский Стыд.
По сюжету главного героя - бывшего зэка Джимми Куэрво и его подружку-индианку Лили - жестоко убивает банда Сатанистов ради какого-то ритуала. На деле же убийство происходит под странную мексиканскую мелодию, при свете дня, в пустом магазине, совершенно без напряжения. Далее банда возвращается в свой лагерь, чтобы насладиться последней трапезой перед грядущим апокалипсисом. В реальности же их лагерь располагается в каком-то бараке, а в качестве блюда у них - вареные яички и тортик. Потом банда решает устроить кровавый хаос дабы насытить ритуал кровью и душами невинных жертв. А кровавый хаос - это значит прийти в мексиканский ДК и начать гробить битой мебель и посуду.
И так весь фильм. То, что на словах должно выглядеть эпично превращается в цирк, который сложно назвать “мистическим триллером”. Что ни отрывок, то провал. Экшен-сцены, коих всего две-три штуки, выглядят отвратительно и дешево, начиная от постановки и заканчивая отсутствием напряжения - не говоря уж о неуместном использовании слоу-мо. Перестрелок тут, кстати, тоже нет. Финальный бой и вовсе напоминает не самый дорогой индийский фильм из 80-х с полетами и криками. Его даже можно сравнить с пародийной дракой Номернабиса и Гоблинуса в “Астериксе и Обеликсе: Миссия Клеопатра” с той разницей, что Маджиа снимал на полном серьезе.
Персонажи - отдельный прикол. Местные сатанисты - это либо хлюпики в рабочих робах (один из которых носит с собой игрушечный револьвер), либо безэмоциональные качки. Есть ещё психопат - милитарист, но вся его ярость ограничена кривляниями и криками “банзай”. С такими слугами Ада и инквизиция не нужна. Главные злодеи - Люк Креш и его “деревянная” подружка Лола - чуть ближе подошли к образу безумных сектантов, но их игры не хватило на полное раскрытие персонажей. Дэвид Бореаназ неплохой актер, но здесь он запомнился лишь своим голым торсом.
Ворон же получился самым нелепым во франшизе. Тут не сошло все - ни характер персонажа, ни актер, который его сыграл. В начале 90-х Эдвард Ферлонг подавал большие надежды, но уже в нулевых он превратился в наркомана с заплывшим лицом и вялыми попытками в эмоций. В гриме его персонаж смахивает скорее на готического фэм-боя, чем на отчаянного мстителя, который вместо справедливости несет за собой уныние и тоску. Он приходит к своим убийцам просто, чтобы поплакаться о своей несчастной судьбе и убивает их “между делом”, с неохотой. Если и отпускает шутки, то как первоклассник, несуразно. Самое смешное: в середине фильма Джимми мило садится напротив Люка и несет какую-то околесицу вместо того, чтобы решить весь конфликт здесь и сейчас. И так весь фильм.
Проблема в том, что сценаристы (коих было четыре штуки; зачем - вопрос риторический) пытались создать из Джимми неоднозначного персонажа с тяжелым прошлым и печальной судьбой. Но забыли, что Ворон, в первую очередь, это жестокий, холодный, пусть и со скорбью в глазах мститель, который вернулся в наш грешный мир с одной целью - забрать с собой собственных убийц. Здесь же они слишком сильно увлеклись его прошлым, но забыли про настоящее. Джимми даже не хочет никому мстить.
“Жестокое причастие” можно было бы воспринимать, как глупую комедию, вроде “Комнаты” Томми Вайсо, если бы не одно "но" - его скучно смотреть. Несмотря на то, что Манджиа старается всеми силами развлечь зрителя постоянной сменой локаций или слайдами с экспозицией каждого злодея (Гай Ричи что ли пересмотрели?) или очаровательным пейзажем мексиканской пустыни или пышными грудями Эммануэль Шрики - ничего не работает. Куда ни ткни, все пропитано скукой. Здесь много бесполезных разговоров, странных сюжетных арок, ведущих в никуда (зачем нужна была сцена с бедным священником?!) и практически никакого экшена. А на фоне всего без остановки играют веселые латиноамериканские мотивы, который превращают происходящее в один большой наркоманский трип, как в книгах Карлоса Кастанеды. Фильм идет час сорок, которые покажутся вечностью.
Зачем смотреть "Жестокое причастие"? Две причины: либо на планете больше не осталось фильмов для просмотра, либо вам нужен здоровый гомерический смех.
Что случилось с Манджией, который когда-то выдал один из самых драйвовых и оригинальных постапокалиптических фильмов? О чем думали те самые четыре сценариста? Куда смотрели актеры, когда подписывались под это? Как студия вообще дала добро на съемки этого реликта? Вопросы без ответа.
Но именно на этой печальной ноте франшиза на долгое время ушла в забвение. Студия не хотела расставаться с правами, а потому всячески пыталась запустить в производство ремейк. На это у неё ушло почти 20 лет...
А пока что верных поклонников серии оставили у разбитого корыта. Готический мистический триллер с вечным Брендоном Ли закончил свой путь в мексиканской пустыне с ноющим Ферлонгом.
Конец? Если бы.
Ворон, 2024 г.
Молодая музыкантша Шэлли случайно узнает про криминальные дела местного бизнесмена Роуга, но не успевает ничего предпринять - её отправляют в реабилитационный центр. Там она встречает местного изгоя Эрика Дрейвена, и между молодыми людьми вспыхивает любовь. Вероломно сбежав из центра, они какое-то время живут в спокойствии и гармонии, однако приспешники Роуга находят героев и убивают их. В чистилище некто предлагает Эрику сделку: убийство Роуга в обмен на спасение души влюбленных; и герой соглашается. Теперь он - Ворон, убийца убийц, который никогда не узнает покоя, пока виновные в его смерти не отправятся на тот свет...
Многострадальный ремейк, про который говорили ещё в 00-х, медленно и осторожно добрался до экранов. К сожалению, негативный окрас, вызванный трейлерами и спорным образом главного героя, почти сразу же поставил на фильме крест. Как итог: уничтижительные кассовые сборы (кажется, что студия намеренно пыталась избавиться от этого фильма) и разгромные отзывы от зрителей и критиков.
Только-только “Ворон”, подобно фениксу, начал восставать из пепла, как его снова настигло несчастье. Очевидно, что ближайшие лет десять никто и близко не подойдет к серии.
О ремейке много рассказать не получится, да и не хочется. Пустышка, которая даже не пыталась вернуть зрительский интерес к серии, а вместо этого пошла по своему пути. Первые сорок минут зритель наблюдает за судьбой Эрика и Шелли, которые как назло оказались против всего мира, и только потом ему разрешили насладиться справедливой местью. Да и то с оговоркой. Новый Ворон “живет” до тех пор, пока жива его любовь, а стоит чувствам пошатнуться, как герой, сам того не ведая, станет смертным. Идея неплохая, в рамках серии и вовсе достойна внимания. Вся проблема в сценарии.
Билл Скарсгард неплохой актер, но в роли Ворона он ведет себя так, словно не понимает, что происходит и зачем ему это всё. Сценаристы так и не придумали для него внятного продвижения к мести, а потому герой вынужден ходить туда и сюда и задавать вопросы. За таким не то, что следить не интересно, ты потом вообще забываешь, а что он делал в фильме? Лишь в конце создатели расщедрились на забористую экшен сцену с перестрелками и поножовщиной, и как ни странно, она оказалась лучше, чем весь четвертый фильм.
Самое забавное, что у ремейка предпологалось продолжение: в лучших традициях "пилотных" фильмов, концовка оставляла после себя жирное многоточие (в данном случае - разрозненный набор кадров с пафосной речью на задном плане). Но не сложилось. В итоге судьба бедного Эрика осталась в подвешенном состоянии.
С другой стороны, сценаристы всеми силами напирали на мистику. Главным злодеем тут выступает чуть ли не демон в людском обличии (напомню, что предыдущие “боссы” лишь в конце приобретали магическую силу), который крошит всех посредством гипноза, а вечера проводит в светском обществе. Нововведение, достойное одобрения.
В остальном, как уже говорилось, фильм не стоит упоминания. В любовь Эрика и Шелли просто не веришь (как будто актеры не ладили между собой), а происходящее хочется то и дело перематывать в надежде добраться до чего-нибудь интересного; а по итогу кроме финальной бойни ничего не остается. Там, где сюжет можно было бы повернуть в интересную колею, сделать героя более яростным и холодным, а в историю добавить динамики, сценаристы пустили все на самотек.
В чем проблема? В отсутствии таланта у создателей? В бюджете? Или в наплевательском отношении к проекту в принципе? Судя по тому, как студия открестилась от фильма сразу же после выхода думается, что последний вариант. Даже Маджия снял "Жестокое причастие" с любовью, пусть его любовь никто не понял. Здесь же нет ни этого - сухой, равнодушный продукт, снятый ради сохранения прав.
***
Судя по тому, что о новом фильме ещё долго не будет никаких новостей, можно с уверенностью сказать, что это печальный и несправедливый конец. Ни одно из продолжений не смогло достичь уровня первого фильма. Вялые попытки превзойти оригинал и заработать легких денег превратили потенциальное наследие в продукт, пригодный разве что нисшего видеорынка. Хоть авторы и старались привнести в серию что-то новое, всё упиралось либо в малый бюджет, либо отсутствие таланта, либо в студийный диктат.
Проклятие ли? Нет, простая жажда наживы.
Но факт остается фактом: "Ворон" 1994 года был, есть и будет классикой готических фильмов. Магия кино в чистом виде - стильная, искренняя, завораживающая. Превзойти его будет тяжело. Да и не нужно. Фильм ещё долго будет жить в сердцах фанатов, как и бессмертная любовь Эрика и Шелли, нашедших покой в загробном мире. Аминь.