"Феномен 89": подводный ужас. Часть 3.
Продолжаем рубрику выходного дня с подводными хоррорами, коллеги. Это предпоследняя часть саги о фильмах, которые были выпущены в 1989 году. Настоятельно рекомендую ознакомиться с предыдущими статьями по порядку, поскольку в этом тексте начнут сплетаться фамилии и факты, упоминавшиеся в прошлых статьях.
Итак, тема сегодняшнего разговора — фильм "Глубокое погружение" (в оригинале — The Rift).
Фактически, этот фильм уже вышел за рамки "феномена 89", поскольку вышел в прокат в начале 1990 года, однако технически он все еще является частью все той же глубоководной линейки фильмов. Не упомянуть его никак нельзя, поскольку именно The Rift историей своего создания и участниками съемочного процесса свяжет фильмы, которые я рассматривал первыми, с финальной статьей.
Сценарий
Подробно описывать сюжетную фабулу я не хочу и не буду, поэтому вброшу только затравку в попытках заинтересовать на самостоятельный просмотр:
Молодой и очень гениальный инженер, переживший недавно развод с женой, разрывает контракт с корпорацией, для которой разрабатывал прототипы подводных лодок. В одно не-прекрасное для него утро его будят люди в черном и просят на ковер. Оказывается, что по чертежам разработчика все же были построены две лодки типа "Сирена", одна из которых пропала с радаров и предположительно затонула. Чтобы избежать суда, инженеру приходится присоединиться к экипажу второй лодки и отправиться на поиски первой, а по пути использовать все доступные ему знания об особенностях конструкции разработанного им же корабля.
После коммерческого провала "Левиафана", один из его продюсеров, Дино Де Лаурентис, решил попытать счастья и "отбить" часть средств, реализовав ту же самую идею о глубоководном монстре в низкобюджетном сегменте кино.
Придержите пока эту информацию в уме: чуть позже я расскажу, как там было на самом деле. Важным фактом на данный момент является то, что "Левиафан" и "Глубокое погружение" являются фильмами-побратимами, один из которых намеренно готовился как очередной взрыв хоррор-индустрии, участие в создании которого принимали лучшие умы, любовно собранные в один манеж боссами студии Metro Goldwyn Mayer. Ну, а другим стал наш сегодняшний пациент.
В изначальной версии сценария действие фильма происходит в открытом космосе — это еще один вариант сеттинга, который волновал запад в конце восьмидесятых (космическая гонка и все такое). Но так как денег на съемку космоса совсем не было, да и не хотелось оставлять идею о подводном ужасе, которая владела продюсером Лаурентисом, сценарий решено было переделать.
Согласно статье в американском журнале Fangoria, автором изначального наброска сюжета следует считать одного из продюсеров фильма — Хосе Антонио Экрива. Пике Симон, режиссер фильма, изменил место действия с открытого космоса на подводный мир, поскольку не желал ассоциации с "Чужим" (видимо, уже оглядываясь на обжегшегося на подражании "Левиафана").
Окончательно идея о подводном сеттинге сформировалась, когда режиссер прочел новость об инвазивном виде морских водорослей, которые отравляли экосистему у побережья Норвегии. Водоросли-паразиты легли в основу нескольких хоррор-сцен фильма.
Оригинальный набросок сценария был выполнен сценаристом Марком Кляйном и доработан писателем Колином Уилсоном. Однако Дино Де Лаурентис все еще не был доволен получившейся версией сценария и нанял Дэвида Коулмана, чтобы тот полностью переписал получившийся вариант.
Коулман работал очень быстро, поскольку предложение поступило к нему непосредственно перед стартом съемок. Каждый день готовые фрагменты сценария постранично переводились для Пике Симона и Де Лаурентиса для их одобрения.
Если честно, то изначально огромный объем сценарного текста в фильме ощущается. Вероятнее всего, первоначальная версия сценария должна была быть издана в виде фантастического романа, потому что "сжатость" информации ощущается во многих репликах и действиях. Это одновременно хорошо и плохо, поскольку за происходящим на экране чувствуется какая-то продуманная история, и одновременно с этим ощущается разочарование в том, что мы как зрители не можем ее наблюдать. Фильму как будто тесно в собственных рамках, выйти за которые не дает скудный бюджет и сжатые сроки съемок.
Снимали фильм в течение всего лишь 8 недель, а еще 14 ушло на создание специальных эффектов. В принципе это сходится с легендой о том, что Де Лаурентис инициировал съемки сразу же после кассового провала "Левиафана", что и делает эту теорию довольно живучей.
И Пике Симон, и Эскрива, заявили о том, что им не было известно ничего насчет предыдущей серии фильмов о сверхъестественном подводном ужасе (а это как минимум целых пять фильмов, про два из которых я писал ранее). Оба они отрицали, что "Глубокое погружение" было попыткой запрыгнуть в поезд хайпа и озолотиться на внезапно всплывшей (хе) теме. Однако, разумеется, эти заявления подвергаются сомнениям.
Почему? Давайте разбираться.
Создатели фильма
Дино Де Лаурентис не просто был одним из продюсеров "Левиафана". Именно он начал разработку этого фильма в 1987 году, однако не справился с грамотным распределением финансирования. В результате растущая гора долгов вынудила его передать проект под руководство брата, Луиджи Де Лаурентиса.
"Глубокое погружение" было выпущено под продюсированием Дино и его дочери Франчески, которая по совпадению является еще и супругой Хосе Эскривы, третьего продюсера фильма. Четвертым из квартета продюсеров был режиссер Пике Симон, поэтому его чистосердечное заявление о том, что ни он, ни Экрива не подозревали о существовании как минимум "Левиафана", занимаясь производством фильма вместе с Де Лаурентисом и его дочерью, вызывает большие подозрения.
Как заявил сценарист Коулман (которому, вероятно, пришлось несладко, учитывая сжатые сроки работы и необходимость согласования с двумя заказчиками, говорящими на разных языках), "итальянский магнат" (очевидно, подразумевая продюсера Де Лаурентиса), сделал и "Левиафана", и "Погружение", чтобы уделать продюсеров фильмов категории "Б", которые до этого момента обходили его по прибыли, пока он работал над высокобюджетными проектами.
А если вам интересно, с какими фильмами привык работать Дино Де Лаурентис, то вот скромный послужной список его продюсерской компании DEG (привожу только те картины, которые выделяются из общей массы и хорошо известны русскоязычному зрителю):
◦В 1986 году — "Максимальное ускорение", единственный фильм, снятый Стивеном Кингом.
◦Тогда же — "Синий бархат" Дэвида Линча, принесший режиссеру "Оскар".
◦1987 год — "Зловещие мертвецы 2" Сэма Рейми, один из знаковых фильмов для жанра.
◦1989 год — "Невероятные приключения Билла и Теда", давший дорогу совсем зеленому Киану Ривзу.
Последний фильм студия DEG выпустила в 1992 году, а в 1994 прекратила существование. Их выкупили Carolco Pictures (они сами годом позднее обанкротились), а права на фильмы — Paravision. Как видим, план продюсера Де Лаурентиса утереть нос остальным деятелям "категории Б" не сработал.
Неизвестно, сколько собрало "Глубокое погружение", поскольку у фильма был ограниченный прокат в США, и основную кассу делал на аналоговых носителях для домашнего пользования и просмотра в видеосалонах. Однако, учитывая бюджет всего лишь в 1.3 млн долларов, кое-какую (не слишком значительную) прибыль картина могла и принести.
Каким вышел фильм?
Если вы читали когда-то сборники американской фантастики в бумажных обложках, то The Rift станет для вас приятным ностальгическим путешествием. Если нет, то неполные полтора часа превратятся в полное скуки недоумение. Так или иначе, это довольно толково, но бюджетно сделанный детектив в фантастическом антураже.
Снял его, как уже упоминалось выше, Хуан Пике Симон — режиссер испанского происхождения, который начал карьеру еще в шестидесятые, а к девяностым уже потихоньку ее завершал.
Особого признания на современных агрегаторах его фильмы не снискали — в "Кинопоиске", к примеру, ни на одном нет оценки выше шести баллов — но как музейный экспонат имеют ценность. Все потому, что дон Симон (кхе) — представитель фантастики "старой школы", и есть в его фильмах какой-то наивный, незамутненный дух приключений, который редко стал встречаться уже в поздние девяностые.
Фильм "Глубокое погружение" 1990 года интересен не столько своей фантастической линией (там-то, как раз, ничего сильно оригинального), сколько детективным сюжетом, яркими характерами героев и исполнителями ролей второго плана.
Я особенно отмечу двух актеров из каста, не только потому, что они являются самыми запоминающимися лицами из участников, но и потому, что с ними связана любопытная история производства.
Р. Ли Эрми (сержант из "Цельнометаллической оболочки") тут придерживается знакомого амплуа строгого, но при этом разумного военного. Смотреть на него скучновато, поскольку он ни с кого не требует показать боевой оскал, но персонаж у него приятный и достоверно исполненный.
Тем не менее, из всего актерского каста именно Эрми был настроен наиболее негативно. По его словам, участие в фильме под продюсированием Де Лаурентиса выглядело многообещающим, поскольку его имя служило некой маркой качества. Однако, встретившись с реальным положением дел, Эрми остался очень недоволен и в дальнейших интервью неоднократно высказывался о том, что именно работа в "Глубоком погружении" является тем случаем, когда он жалеет о съемках в фильме.
Да, и тут есть Рэй Уайз, еще не ставший отцом Лоры Палмер. В отличие от Эрми, Уайз был настроен на съемочный процесс более позитивно, что Эрми воспринял в штыки. Все в тех же более поздних интервью Эрми говорил о том, что они с Уайзом сразу не сошлись характерами, и ему не нравилось с ним работать. Уайз же замечал, что ожидания от продюсера вовсе не обязаны сбываться, за что, наверное, получал еще больше неприязни от коллеги.
Вероятно, именно их недопонимание на площадке привело к тому, что напряжение между их персонажами выглядит очень натурально. Это оправдано и сюжетно, ведь (если не вдаваться в спойлеры) и капитан Филипс (персонаж Эрми), и инженер Роббинс (персонаж Уайза) являются чужаками на подводной лодке и периодически их мнения сталкиваются.
Когда фильм вышел на экраны, некоторые критики иронизировали над тем, что это картина со "списанными" актерами, якобы вышедшими в тираж. Это оказалось справедливо относительно большой части актерского состава, но, как ни иронично, именно Рэй Уайз, который смотрел на проект наиболее оптимистично, после выхода "Глубокого погружения" испытал карьерный взлет, ведь уже через год оказался в "Твин Пиксе".
С течением времени "Глубокое погружение" из "плохого, дешевого и проходного" выросло до "неплохого и развлекательного" в глазах прессы. Будучи очень недооцененным и провальным проектом в ранние девяностые, в десятые и двадцатые годы уже XXI века фильм воспрял на волне ностальгии по старому сайфаю. И даже эффекты, подвергшиеся когда-то критике за смехотворный внешний вид, теперь стали цениться, поскольку выглядели "аутентично ностальгическими" и полностью аналоговыми.
Теперь мнение автора блога.
Как ни прискорбно, неожиданный подъем оценок у "Глубокого погружения", скорее всего, случился потому, что в молодом веке мы осиротели на действительно увлекательный сайфай.
Мне "Глубокое погружение" точно так же, как и моим современникам, кажется довольно увлекательным кино с отлично прописанным сюжетом, хоть снято оно бесспорно дешево и в плохом смысле старомодно: с неинтересными плоскими планами, статичной камерой и уморительными эффектами.
Тем не менее, даже настолько глубокое ретро ощущается как глоток чистой воды (хе) посреди современной научной фантастики, которая по большому недоразумению превратилась в сплошь неспешные философские беседы, весьма поверхностные по содержанию и перебиваемые никудышным экшном.
Этот фильм я рекомендую к самостоятельному просмотру своим читателям, а потому не буду пересказывать сюжет. Для людей, который успели позабыть фантастику прошлого века, или вовсе с ней не соприкасались в силу юности, "Глубокое погружение" станет действительно уникальным кинематографическим опытом.
Сочетание донельзя клишированных сцен с оригинальными ходами, уморительного с серьезным, в фильме, который морально устарел прямо на момент своего производства — есть в этом что-то трогательно щемящее.
Делитесь впечатлениями.
VVendigo.
*все кадры из фильма были позаимствованы с сайта IMDb